4 аята Корана, дополнившие библейскую историю патриарха Иова
- легли в основу возникновения своеобразного культа
- одновременно с приходом ислама на древниe земли Хорезма и Согдианы в средние века
- где победившая религия причудливо совместилась с 1000-летними традициями мифов и народных преданий
- Во множестве уголков Центральной Азии до наших дней сохранились места,
- считающиеся местом жизни и деяний святого Аййуба (Иова)
- покровителя пресных колодцев и родников с целебной водой.
Паломники 3-х религий - мусульманства, иудаизма и христианства, посещают мазар Аййуба в Куня-Ургенчe
- древней столице Хорезма
- отождествляя именно эти места с легендарной «страной Уц»
- где, согласно библейской Книге Иова, Всевышний подверг испытаниям веру и терпение великого праведника
- на территории Узбекистана есть ешё 2 уникальных памятника, связанных с именем Иова/Аййуба:
--- в Карши, близ Вабкента в Бухарской области, и
--- самый знаменитый - мавзолей Чашмаи Аййуб в Бухаре
По Библии, Иов был непорочным и справедливым человеком
- старательно возносившим молитвы Господу не только за себя, но и за членов своей семьи
- За богобоязненность и праведную жизнь, Бог даровал ему тучные стада скота, почет и мир в семье
- в которой было 7 сыновей и 3 дочери
Но однажды Сатана, представ перед Богом, стал сомневаться:
- будет ли так благодарен и усерден в молитвах человек, если отнять у него все, что он имеет?
- Чтобы посрамить искусителя, Господь попустил ему подвергнуть одного праведника тяжким испытаниям
- В один день от набега разбойников, удара молнии и урагана
- Иов лишился всего имущества и детей
- Но, разодрав одежды и пав ниц, он сказал:
--- «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь.
--- Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21).
Тогда Сатана поразил его проказой, тело Иова покрылось гноящимися язвами
- и он должен был сидеть среди руин, посыпая голову прахом и проклиная день свого рождения
- Но и тогда не поддался на искушение проклясть Бога и умереть,
- как уговаривала его жена и 3-е друзей, пришедшие оплакать его участь,
- а вместо этого упрекавшие за то, что прежде он убеждал их славить Господа.
- В самый тяжкий момент, когда праведник впал в отчаяние и уже был готов возроптать на Бога,
--- Всевышний явился ему с увещеванием, и, приняв его покаяние,
--- повелел неверным друзьям просить Иова помолиться за них,
--- после чего возвратил ему здоровье, богатство и детей.
- Иов прожил счастливо еще 100 сорок лет, и умер в старости, «насыщенный днями»
В христианской традиции страной Уц, где происходили эти события, принято считать
- земли на границах Палестины, Аравии и Вавилонского междуречья.
- Светские исследователи Библии отмечали, что автору Книги Иова, были знакомы такие явления:
--- как снегопады и лед.
--- упоминаются горы и моря,
--- а из животных - страусы и павлины, шакалы, львы, гиены, онагры, единорог (носорог) и бегемот.
- Из этого нельзя сделать вывод, что страна Уц находилась в Африке или Индии
--- хотя возможно судить о том, что ему был известен довольно обширный мир.
Коран, обращенный к людям, уже слышавшим библейскую историю Иова
- в суре 38 «Сад» повторяют её счастливый финал с такими подробностями:
--- «Вспомни, Мухаммад, Нашего раба Аййуба, когда он воззвал к своему Господу:
--- 'Шайтан поразил меня страданиями и муками!' (41)
- Ему было приказано: 'Топни ногой о землю, и забьет холодная вода для омовения и питья' (42).
- Мы оживили его детей, удвоив их число, как милость от Нас и как назидание благоразумных" (43).
Следующий стих описывает, как Всевышний посоветовал поступить милосердному Аййубу
- поклявшемуся наказать жену сотней ударов палкой за то,
--- что она во время несчастий подбивала его хулить Бога:
- «Аллах сказал:
--- 'Возьми своей рукой пучок прутьев и ударь им, и не преступай клятвы'.
--- Воистину, Мы нашли его терпеливым. Прекрасный раб!
--- Воистину, он обращается во всем к Аллаху» (44)
- В Согдиане, куда ислам и Коран пришли гораздо позже библейских историй
--- распространяемых немногочисленными общинами иудеев и христиан
--- народное предание ухватилось за подробность об источнике исцеляющей воды
Цивилизация Бухары, зародившаяся еще в III тысячелетии до Р.Х., развивалась в особых условиях
- Сбегая с вершин Памира, река Заравшан, некогда более полноводная, чем в наши дни
--- в конце своего течения через всю Согдиану изливалась в пустынную низменность, заполняя ее плодородным илом,
--- от чего песчаные почвы, сначала сильно заболоченные, становились пригодными для земледелия.
- Но сама вода в этом тупике орошения, со всех сторон окруженном песками пустыни Кызылкум,
--- была насыщена солью, горька на вкус и не всегда пригодна для питья.
- Потому издревле здесь почитались пресные колодцы и чистые родники,
--- каждый из которых имел своего покровителя из пантеона священных стихий зороастризма
--- или предшествовавших ему божеств природы.
- С приходом в VIII веке арабов, мечом и проповедью утвердивших строгое единобожие
--- древние культы пришлось адаптировать к новым условиям,
--- для чего обычно использовались мифы, бытовавшие внутри самого ислама.
По гипотезе Ин-та востоковедения АН Узбекистана, возникновению культа Аййуба в оазисе Бухары
- могли способствовать и сами арабские завоеватели,
--- точнее - южно-аравийские племенные вожди, принимавшие активное участие в покорении Мавераннахра
--- В недалеком прошлом знати Йемена самой пришлось приспосабливать доисламские традиции своей страны
--- к требованиям мусульманского монотеизма.
- Находясь во внутренней оппозиции к халифам из рода Омейядов и курейшитам
--- принявшие ислам потомки правителей Химйаристского царства старались связать культуру покоренных земель
--- с бытовавшими на их родине легендами о подвигах библейских пророков-ханифов (единобожников):
--- Ное (Нухе), Аврааме (Ибрахиме), Моисее (Мусе), Иове (Аййубе), Давиде (Дауде)
--- царице Савской и Соломоне (Сулеймане), пророке Данииле (Данияре), Искандере Зу-л-Карнайне
--- царе Тубе, а так же мусульманских святых, южно-аравийского происхождения
--- Например, в Хорезме широко распространен культ йеменского подвижника ислама Увайса Карани
--- в честь которого назван горный массив Султан Увайс.
В дальнейшем, когда на смену арабским наместникам из дома Саманидов пришли тюркские завоеватели Караханиды
- принявшие ислам в конце X века, накануне начала своих походов из Кашгара и Семиречья в Мавераннахр,
- местные предания встретились с еще не отжившими легендами кочевых народов Центральной Азии.
- Согласно преданию, мавзолей Чашмаи Аййуб в историческом центре Бухары
- был построен при караханидском правителе Мансуре Арслан-хане в начале XII века
- одновременно с возведением на площади Регистан колоссального минарета Калян.
- Другие данные относят завершение его строительства ко времени после монгольского нашествия
- эпохе Амира Темура и Темуридов.
Неоднократно перестроенное и реставрированное здание мавзолея
- с нетипичным для архитектурных памятников Узбекистана коническим куполом
- до сих пор сохраняет неповторимый облик и остается одним из почитаемых культовых мест региона
- хотя и превращено в музей нынешними властями
- С глубоким трепетом паломники совершают обход вокруг предполагаемого надгробья праведного Аййуба
- оставляя на нем горстки риса или пшеницы и веточки душистой травы райхон
- Обязательно набирают воды из колодца, которая считается целебной при внутренних расстройствах и кожных болезнях
При входе в мавзолей над дверным проемом реставраторы сохранили барельеф из керамических плиток
- с растительным орнаментом на бирюзовом фоне и рельефной надписью белыми буквами
- В переводе она гласит:
--- «Это здание возведено во времена правления султана Мавераннахра и Хорасана
--- Амира Тимура Гурагана - да умножится его милость ко всем мусульманам
--- усилиями Амира Хаджжаджа в год 785 (хиджры)»,
- т.e. в 1383 году, спустя 13 лет после того, как Бухара стала частью империи Тимура
- Но относительно личности строителя ученые теряются в догадках.
--- Возможно, хотя и трудно допустить, что надпись, сделанная при одной из поздних перестроек
--- смешала время Тимуридов с эпохой Омейядов, когда наместником восточных провинций халифата
--- руководившим походами эмира Кутейбы в Мавераннахр был Хаджжадж ибн Йусуф.
Выше этой надписи в стену мавзолея вмонтирована деревянная доска с надписью, рассказывающей об истории святого места:
- "Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Ходжа Имам Хафиз Гунджари в своей книге 'Тарих Бухара' (История Бухары)
--- рассказывает от имени Вахба ибн Муннабиха, что в одной из древних книг написано,
--- что один из пророков, переплыв Джейхун, прибыл в место, называемое Бухара,
--- где люди оказали ему хороший прием.
--- В ответ он прочитал в их честь 3 благословительные молитвы, которые принял Всевышний.
--- Этот пророк сказал: 'О, Боже, благослови их потомков, принеси их врагам поражение, отврати от них смуту'
--- Этим пророком был Аййуб Терпеливый - да благословит его Аллах!
--- А смерть его наступила в Бухаре, в этом самом месте, которое сохранилось поныне.
--- Под ним есть источник, который является одним из источников рая.
--- На берегу источника росло дерево, листья которого, подобные листьям Санджида, даже зимой были зелены.
--- И если разорвешь лист, из него текла красная вода…"
По мнению ученых, в гробнице мавзолея покоятся останки самого Хафиза Гунджари
- известного богослова и толкователя хадисов, умершего в 1022 году в Бухаре
- Действительным местом захоронения Иова-Аййуба в мусульманском мире претендуют быть 2 селения:
--- Нава и Хауран вблизи Дамаска в Сирии
. Но паломники в Бухаре поклоняются в Чашмаи Аййуб памяти легендарного праведника
- Возможно, рассчитывая на их знакомство с подробностями страданий библейского патриарха
--- на пятачке между мавзолеем и базаром у древних ворот Талипач до сих пор просят подаяния
--- инвалиды и немощные старики.
Другое священное место с названием Чашмаи Аййуб, которое почитается как «кадам гох» - место посещения
- расположено в 35 километрах к северу от Бухары, в небольшом поселке Хайриабад, вблизи Вабкента
- От здешнего мавзолея, затерянного среди хлопковых полей на виду древнего кургана, уцелел только портал
- считающийся специалистами одним из уникальных памятников архитектуры XII или XIII века.
- Позади портала сохранился древний колодец, спрятанный под деревянным саркофагом
- предположительно уже в XVIII-XIX или даже в начале XX века.
- Но целебную воду из источника Иова в наши дни достают через новое жерло,
- проделанное в 3x шагах от священного колодца.
Ученые считают, что в мавзолее Чашмаи Аййуб в Хайриабаде в 1017 году был похоронен известный богослов Абу Саъд Хаджуши
- родившийся и живший в соседнем селении Харгуш.
- Таким образом, толкователи хадисов, увязавшие текст Корана с местными преданиями,
- после своей жизни сами освятили места, посвященные с их помощью патриарху Иову.
На верхнем портике мавзолея можно увидеть чрезвычайно яркий геометрический узор
- из цветной керамики с изображением свастик - солярных знаков,
- оставшихся в архитектуре исламского Мавераннахра, как наследие зороастризма
- или, возможно, буддийских влияний Бактрии и Кушанской империи.
- Сами по себе солярные знаки, вплетенные в геометрический или растительный орнамент
- не редкость в средневековом зодчестве Центральной Азии
- однако такой выразительностью, кроме Чашмаи Аййуб под Вабкентом, они обладают разве что
- в облицовке некоторых мавзолеев комплекса Шах-и-Зинда в Самарканде,
- на склонах древнейшего городища Афросиаб
Cвятилище Шах-и-Зинда, связанное с легендой о мусульманском святом - «живом царе» - Куссаме ибн Аббасе
- топографически так же привязано к подземным источникам
- Но в Самарканде их покровителями выступают уже другие легендарные персонажи:
- сам Куссам ибн Аббас, библейский пророк Даниил (Данияр) и вечный странник Хазрат Хызр
--- испивший воды из священного озера, дающего бессмертие.
В древнем Вабкенте, нынешнем районом центре в Бухарской области, сохранился замечательный памятник средневековья
- построенный в последние десятилетия правления Караханидов изящный минарет,
- высотой почти не уступающий минарету Калян в Бухаре.
- Культовые центры, созданные в эпоху наступающей смуты, сумели пережить нашествие монгольских орд в XIII веке,
- после чего послужили опорными точками, вокруг которых правители династии Тимуридов возрождали ислам как духовную опору новых государств
___________________________________________
http://www.ferghana.ru/article.php?id=5003