Д.Е. Мишин, "Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье" [книга]

Jan 22, 2007 13:20



Исчерпывающий свод содержащихся в исламской литературе данных относительно "сакалиба" в раннем средневековье
- на основной территории их обитания и, таким образом,
- работа важна для изучающих историю и культуру славян и Центральной, и Юго-Восточной, и Восточной Европы, а также их соседей.
- Кроме того, в ней собран и проанализирован огромный объем информации о сакалиба в:
--- мусульманской Испании (Андалусия),
--- Северной Африке (страны Магриба и Египет),
--- мусульманских землях Азии (Машрик).

Для большинства славяноведов этот аспект раннего славянского рассеяния является terra incognita
- и во многом просто неожидан
- Конечно, давно известно то, что славянскими невольниками торговали
--- как сами славянские верхи и в догосударственный, и в государственный периоды,
--- так и воинственные соседи славян
- Но вопрос о судьбах славян-рабов, оказавшихся вне европейско-христианского цивилизационного круга, оставался “за скобками” внимания славистов (во многом по вполне объективным причинам).
- Работа существенным образом заполняет этот очевидный пробел.
- При этом в книге речь идет о выходцах из всего ареала Славии, т.е. и этот ее тематический аспект имеет отношение к истории всех ветвей славянства.

Введениe - чтó скрывается за арабским термином сакалиба (мн.ч.)?
1. Арабская лексема саклаби (ед.ч.) - заимствование из греческого σκλάβοζ / славянин
- потому в XVIII ст. первые исследователи однозначно толковали арабское сакалиба, как ‘славяне’
- Однако, с середины XIX в. авторитетнейшие ориенталисты, на основании источников установили, что
2. мусульманские авторы называли "сакалиба" всех светлокожих выходцев с севера, в т.ч. неславян
- поэтому стали считать, что:
--- слово "сакалиба" первоначально означало именно "славян"
--- но постепенно оно утратило свой этнический характер, став категорией социальной и
--- применялось в мусульманской Испании к любым невольникам-евнухам вообще
3. затем обнаружилось, андалусские сакалиба - практически исключительно евнухи
- мы не видим в Испании ни одного неоскопленного слуги-саклаби и
- ни одной невольницы-саклабиййу [с. 227].
- последний семантический сдвиг случился после 1030-х годов:
--- когда "число упоминаний о сакалиба резко сокращается"

4. Логично поставить вопрос, не произошло ли изменение значения понятия "сакалиба",
когда самих сакалиба в мусульманском мире уже почти не стало?
- для того, чтобы слово сакалиба осталось в употреблении без самих сакалиба, должно было измениться его значение
5. это и произошло в Испании, где "сакалиба" стали называть всех - в том числе и чернокожих, евнухов
- но происшедшая в Испании перемена не носила обще-исламского характера
- В толковых словарях арабского языка слово "саклаби" по-прежнему интерпретировалось как “выходец из народа сакалиба”, а не как “евнух”;
- так же оно толкуется и в справочниках по нисбам.
- Изменение коснулось, по всей вероятности, лишь разговорного языка, причем, прежде всего на западе мусульманского мира
- т.о., сакалиба в исламском мире это люди из “народа сакалиба”
6. Это ставит перед нами задачу выяснить - кого восточные авторы называли “народом сакалиба”?

1-я Часть книги - классификация сочинений, упоминающих "сакалиба", группировка по 3-м главам:
А. Авторы, лично посетившие Восточную и Центральную Европу
Б. Авторы, не посещавшие Восточную и Центральную Европу, но опиравшиеся на оригинальные источники
В. Поздние компиляторы

Данная организация материала представляется удачной и функциональной,
- определенно отделяя источники первичные от "вторичных" и “третичных”,
- что особо ценно для неориенталистов, давая им четкую ориентацию в сложном восточном материале.

А. В 1-й главе - уже давно было отмечено, что сакалиба у Ибн Фадлана:
- не славяне, а волжские булгары,
- согласно некоторым трактовкам - светловолосые северяне в целом,
- вне зависимости от культурно-лингвистической принадлежности.

Б. Во 2-й главе - веским аргументом в пользу тождества в записке полян и части сакалиба
- могла бы случить интерпретация названия города Вантита (Вабнита ), находившегося возле пределов сакалиба, как Витичев.

Суммируя наблюдения по всем 3-м главам 1-й части, автор приходит к следующему выводу:
- относительно одного из важнейших вопросов ее проблематики
- "что подразумевали восточные авторы под “народом сакалиба"?
- “В исламской литературе слово сакалиба применялось, как правило, к славянам.
- Это особенно характерно для тех авторов, которые сами побывали в землях сакалиба
--- (исключение составляет только Ибн Фадлан).
- Однако, по мере того, как данные о сакалиба отдалялись от оригинальных источников,
--- переходя из произведения в произведение, они подвергались все большим искажениям”,
--- которые были связаны “с недобросовестностью при копировании, стремлением объединить сведения обо всем, называемом с.к.л.б
- вне зависимости от того, к кому они относятся, или попытками компиляторов приспособить данные о сакалиба к собственным представлениям

2-я часть книги носит название “Славянские поселенцы на Ближнем Востоке”
- Славяне могли появиться в Малой Азии уже к середине VII ст.
- в результате политики массовых переселений и не одних только славян, проводившейся Византийской империей,
- стремившейся таким путем, решать свои проблемы:
- “с одной стороны, ослаблялась реальная или потенциальная угроза, которую том или иной народ представлял для Византии,
- с другой - империя приобретала новых подданных, из которых можно было набирать войска”.

С появлением воинов ислама у малоазийских границ Империи, начинается вооруженное противоборство,
- в котором на византийской стороне участвовали расселенные в регионе славянские подданные Византии
- Некоторые из них оказывались на территории Халифата в качестве военнопленных.
- Во второй половине VII - начале VIII в. имелись случаи, когда славяне большими группами переходили на службу к мусульманам,
- их расселяли в приграничных крепостях, где они образовывали общины и в основном занимались обороной рубежей.

Однако с середины VIII в. ситуация существенно меняется:
- “С одной стороны, в результате войн славянские переселенцы в Халифате несут большие потери,
- с другой - пограничные крепости заселяются выходцами из восточных областей Халифата”.
- С этого времени славянские общины начали растворяться в исламской среде.
- После 876/77 г. “у нас нет более никаких сведений о славянских поселенцах в Арабском халифате”.

Судьбы славянских поселенцев и особенно их потомков в Машрике определяло прежде всего то,
- что они постепенно ассимилировались в мусульманском обществе
- Однако заслуживают существенного внимания с исторической и этнологической точек зрения следующие наблюдения:
- “Славяне довольно долго сохраняли собственные имена
- Нескоро, насколько можно судить, укоренялся в среде славян ислам”
- Во многих эпизодах византийско-исламского вооруженного противостояния славяне не следовали безоглядно за “ромеями” или за мусульманами, а лавировали между ними
- “Полагаю, что славяне не отождествляли себя ни с одной из воюющих сторон и действовали сообразно с собственными интересами
- Это указывает на некоторые черты самосознания переселенцев: они считали себя особым народом, не византийцами и не мусульманами
- что, в свою очередь, свидетельствует о сохранении ими в течение долгого времени своей этнической и культурной самобытности”.

Оказавшись в неволе, сакалиба активно усваивали арабский язык
- Однако мусульманские авторы в ряде случаев указывают на то, что они говорили и на родном языке
- Этот “язык сакалиба ” мог представлять собой, с одной стороны, смесь различных славянских диалектов в тех случаях
- когда сакалиба являлись выходцами из разных “племен” и местностей Славии
- С другой стороны, “язык сакалиба ”, вероятно, вобрал в себя немало слов, обозначавших специфические восточные реалии
- из арабского (можно думать, что в некоторых регионах - и из других языков, в Машрике, например, из персидского).

Одновременно с овладением арабским языком происходила исламизация рабов-сакалиба
- Это обстоятельство объясняется тем, что бóльшую часть невольников-сакалиба составляли язычники,
- христиан среди них было сравнительно немного.
- А язычников, согласно установлениям Корана, правоверные мусульмане должны были либо уничтожать (что по меньшей мере глупо по отношению к собственным рабам),
- либо обращать в ислам.
- Принимать другую религию могли и сакалиба-христиане, чего от них как “людей договора” (о содержании термина см. далее) в принципе жестко не требовалось.

Несмотря на глубокие изменения в духовной сфере, слуги-сакалиба продолжали сохранять элементы своей культуры, и не только язык.
- Например, ал-Джахиз (около 767 - 864/65 или 868/69) в “Книге о животных” писал, что многие рабы-cакалиба “рассказывали ему, что в их стране змеи забираются на коров и сосут их молоко,
- отчего коровы слабеют или даже околевают. Этот мотив довольно популярен в славянских поверьях и сказаниях”.
- В другом фрагменте своего сочинения ал-Джахиз отмечал, что “рабы-сакалиба хорошо играют на струнных инструментах, и это, естественно, наводит на мысль о славянских гуслях”.

При всех различиях сакалиба - выходцев из разных частей Славии - имеются выразительные примеры того, что они все же осознавали себя единой общностью
- Так, слуга-саклаби по имени Хабиб написал не дошедшую до нас “Книгу побед и успешного противоборства с теми, кто отрицает достоинства сакалиба”
- Имеется свидетельство о том, что в ней излагались редкие истории из жизни сакалиба и приводились сочиненные ими стихи.
- Согласно другому известию, в своей книге Хабиб “резко и бескомпромиссно защищал своих” от нападок.

“Сделанные наблюдения приводят к следующему пониманию культуры и духовного мира слуг-сакалиба:
- Попав в мусульманское общество и живя в нем, они, естественно, стали его частью и усвоили арабский язык, ислам и что-то из мусульманской культуры
- В то же время они не растворились в этом обществе, сохраняли свой язык и некоторые элементы родной культуры
- Выделяясь среди мусульман, они сознавали себя особой общностью
- Все это заставляет нас видеть в сакалиба отдельную группу населения исламского мира
- которая своим своеобразием заслуживает самого внимательного изучения”.

3-я, наибольшая по объему, часть монографии посвящена слугам-сакалиба

Ее открывает глава о том, откуда и как невольники-сакалиба попадали в исламские страны:
- Таких путей имелось несколько
- Один из них пролегал через Германию и Францию в мусульманскую Испанию.
- Столкновения франков и славян происходили уже в VIII ст.,
- но с 805 г. они сменяются крупномасштабной экспансией с Запада,
- направленной против славян Центральной Европы: чехов, сорбов, лютичей и других
- К середине IX в. слуги-сакалиба регулярно появляются в источниках по Андалусии, а немногим позже и по Северной Африке
- поставка рабов-сакалиба в исламский мир начинается в IX в.
- когда германо-славянские войны дали первых пленников, проданных в Андалусию.

Источники поступления рабов-славян из центральноевропейского региона:
- плен, как результат походов и набегов германцев
- внутриславянские вооруженные столкновения (этот путь попадания в рабство он считает особенно важным);
- скупка работорговцами зависимых славян-крестьян у немецких феодалов;
- похищение славянских детей или продажа их собственными родителями.
- следует добавить еще один источник: продажа в рабство преступников.

Роль иудейских купцов-рахданитов
- центральноевропейско-испанский путь работорговли был монополизирован иудейскими купцами-рахданитами
- Господствующее положение рахданитов в работорговле явилось следствием их общего преобладания в торговле исламского мира с Европой в IX-XI вв.

Это доминирование объясняется 2-я основными причинами:
1. “в результате арабских завоеваний из международной торговли были изгнаны многие греческие и сирийские купцы,
- бывшие дотоле главными конкурентами рахданитов”
2. общая враждебность в VIII-XI вв. христианского и исламского миров, обусловленная религиозной нетерпимостью,
- вела к тому, что западноевропейские купцы из соображений безопасности редко посещали страны Востока, и наоборот
- "Иудеи же в этом отношении были в лучшем положении:
-- в странах ислама иудеи пользовались статусом “людей договора” и правовой защитой
--- к этому статусу относились и христиане и иудеи
--- они не подлежали насильственному обращению в ислам и
--- должны были либо воевать с мусульманами,
--- либо добровольно принять ислам,
--- либо, проживая на территории мира ислама и сохраняя свою веру, платить специальный налог - джизйю
-- в христианских странах Европы, несмотря на спорадические преследования:
--- они также могли жить и торговать"
- При этом иудей-купец из мусульманских стран мог рассчитывать на поддержку иудейских общин, разбросанных по европейским городам, а иудеев-купцов из Европы принимали их единоверцы на Востоке.

Tрудности рахданитам создавала западноевропейская католическая церковь
- специальными решениями неоднократно запрещавшaя продавать иноверцам невольников-христиан
- то же отношение к продаже рабов-христиан еврейским купцам прослеживается во взглядах и действиях чешского святого - Войтеха (около 962 - 997)
- Однако, эта позиция церкви не распространялась на невольников-язычников, в том числе славянских.

Автор скрупулезно прослеживает маршруты работорговли рахданитов
- начинавшиеся на границе между германскими и славянскими землями и далее
1. первый путь вёл Андалусию, мусульманскую Испанию они попадали либо морем - через Марсель и Нарбонну, либо сухим путём - через Пиренеи
- отсюда они продавались в Магриб, Египет и Машрик
2. другой путь пролегал через Италию
- Главным контрагентом в этом случае являлась Венецианская республика
- В Венецию рабы-сакалиба поступали как из Центральной Европы, так и из южнославянских областей (Далмация и Истрия)
- и направлялись большей частью в Северную Африку.
3. Несколько маршрутов работорговли шли на Восток непосредственно из русских земель:
- 3а. через Среднее Подунавье указанные германо-андалусский и венецианский;
- 3б. южностепной (поставщиками невольников были кочевники - венгры, печенеги, половцы и другие, сбывавшие свой “живой товар” иноземным, в том числе мусульманским, купцам), ведший в Машрик.
- 3в. Восточный путь до середины Х в. пролегал через Волжскую Болгарию и Хазарию (торговыми партнерами приходивших сюда русов выступали и мусульманские, особенно из Хорезма, купцы) и далее в Машрик.

Но во второй половине Х в. ситуация резко меняется:
- “мы видим в волжском регионе новых работорговцев, которые ранее в источниках не упоминались.
- Ибн Хордадбех сообщает о "хорасанских гази", которые приходят в Булгар и оттуда совершают набеги на сакалиба
- Своих пленников они обращают в рабство и привозят в мусульманский мир”
- Отряды гази представляли собой добровольческие независимые дружины, во главе которых стоял избираемый ими самими предводитель
- Гази, вероятно, двигались по маршрутам купцов, в первую очередь из Булгара в Киев, и нападали на местные угро-финские племена и на славян.

В историографии неоднократно поднимался вопрос о результатах для Руси, Восточной Европы вообще разгрома князем Святославом Хазарского каганата в 960-е годы
- отмечались как положительные, так и отрицательные последствия данной акции
- Анализ ситуации с нападениями гази на сакалиба с целью захвата невольников вскрывает один из негативных эффектов этого военного предприятия Святослава
- по мнению ученого, нанесшего удар не только по хазарам, но и по волжским булгарам
- “естественнo, что русы на какое-то время перестали приезжать в Булгар и Хазарию: они сами уничтожили те рынки, на которые когда-то приходили.
- объем торговли русов по Волге сильно сократился, причем поток товаров, по-видимому, направлялся теперь только в Булгар”
- Именно сюда устремились купцы из Ирана и особенно Хорезма, с одной стороны, и шайки разбойников-работорговцев гази - с другой.

Выводы по данной главе, а также по 2-й части и 2-й - 4-й главaм 3-й части:
- Ввоз невольников-сакалиба из Германии и через нее в Андалусию начался в первые десятилетия IX в.,
- достиг пика в конце Х ст.,
- с первой четверти XI в. заметно сократился в условиях кризиса, вызванного политической смутой в мусульманской Испании
- Из Венеции невольники в небольших масштабах поступали и в последующем
- Ввоз рабов-сакалиба из Руси по волжскому пути прослеживается на всем протяжении Х в.,
- но к его исходу сильно сокращается вследствие противодействия Древнерусского государства набегам охотников за рабами
- и общего упадка транзитной торговли по Волге, хотя “Набеги кочевников на Русь не прекращались никогда"
- но в основном невольники направлялись в греческие анклавы Причерноморья, не попадая в руки мусульманских посредников
- Сакалиба - военнопленные были более или менее многочисленны в VII - первой половине IX в.,
- когда в византийской Малой Азии сохранялись… славянские поселения;
- в последующее время их было меньше
- В результате в Андалусии и в Северной Африке присутствие слуг-сакалиба наблюдается на всем протяжении IX-X вв.,
- особенно многочисленными они становятся в конце X - начале XI в.
- В Машрике некоторое количество невольников-сакалиба появилось еще в середине VII ст., в конце Х в. их стало больше
- “Однако, после первой четверти XI в. ситуация изменилась, поскольку ввоз невольников из Германии и Руси (по волжскому пути) заметно сократился,
- а рабов-сакалиба, поступавших по иным каналам, было немного
- В результате, для всех регионов исламского мира можно констатировать заметное уменьшение числа и постепенное исчезновение упоминаний о слугах-сакалиба”

2-я - 4-я главы 3-й части монографии посвящены слугам-сакалиба
- в мусульманской Испании; в Северной Африке; в Машрике
- из Германии в Андалусию доставляли почти исключительно скопцов-сакалиба,
- они же составляли большинство слуг-сакалиба в Северной Африке
- Из Венеции привозили не только кастратов, но и неоскопленных рабов, а также невольниц
- потому некоторые североафриканские сакалиба - не евнухи
- Среди пленных из Византии, были и мужчины, и женщины, и дети
- Русь давала миру ислама рабынь и неоскопленных рабов
- Поэтому в Машрике источники знают и евнухов, и не кастрированных слуг-сакалиба, и рабынь-сакалиба, и детей.

Cлуги-сакалиба находились преимущественно при дворах правителей
- где их могло быть довольно много, до нескольких сотен человек
- Роль сакалиба в политической жизни каждого из государств указанных мусульманских областей зависела от особенностей их развития
- В Испании сакалиба, служа при дворе, принимали участие в борьбе за власть, однако постоянно терпели поражения,
- т.к. им противостояли намного более могущественные противники;
- надежных же и сильных политических союзников андалусские сакалиба приобрести не сумели.
- В Сев. Африке слуги-сакалиба особенно широко использовались в Фатимидском государстве (и до перемещения его центра в Египет (969 г.), и после)
- в т.ч. для выполнения разнообразных ответственных поручений фатимидских халифов;
- они занимали важные государственные посты, становясь лицами влиятельными и приобретая богатства; составляли отряд дворцовой гвардии
- Однако в политической борьбе, в отличие от испанских собратьев, слуги-сакалиба при Фатимидах практически участия не принимали.
- Рабы-сакалиба в Машрике были наименее многочисленной группой из указанных
- при дворах правителей из династии Аббасидов они выступали только в качестве дворцовых слуг и почти не участвовали в государственных делах.
____________________________________
Aвтор рецензии: Михаил Васильев
http://www.archipelag.ru/geoculture/langsnpeoples/slavyanstvo/sakaliba

Бонус: Рахдониты - средневековые еврейские работорговцы: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2224910.html

ислам, испания, африка, раб, слуга, египет, ирак, средневековье, цыанизьм, венеция, ближнийВосток, история, иран, россия, германия, хазары

Previous post Next post
Up