Алеше 4г 11мРасскажу о том, что мы решили по поводу кружков и секций для Алеши. Это будут наши выводы из наблюдений за нашим ребенком.
Картинка моя, я отвлеклась, а Леша сел подрисовать)
С трех с половиной лет мы постоянно стараемся куда-то водить Лешу. Занятия, которые он перепробовал: музыкальная школа, скалолазание, плавание (бассейн), рисование, горные лыжи, фигурное катание, театральная студия, занятия в различных студиях раннего развития (чаще разовые), батутный парк, роликовые коньки, скейт.
Как только Леша начинает заниматься чем-то не сам, а с другими людьми, которые считают своим долгом научить чему-то ребенка, то он сразу старается сбежать! Предпочитает делать что-то для своего удовольствия, не больше, принимая как подсказку лишь то, что его интересует в данный момент. Приведу два противоположных примера.
Студия рисования.
Леша раньше рисовал постоянно, просто обожал рисовать, у него были разнообразные рисунки. Мы пришли в студию. Спустя два месяца ребенка перестало интересовать рисование.
Я помню последние занятия, которые и решили все. Дети рисовали цветы в вазе с натуры два занятия подряд в 4 года. Конечно, у Леши ни интереса, ни мотивации. Когда я пришла за своим ребенком, то услышала, как преподаватель ему говорит: "Сам объяснишь маме, почему у тебя только один цветок, а у всех много!" Как будто я монстр и мне что-то надо объяснять! По-моему, от своего ребенка я практически ничего не требую, лишь бы в радость. Смотрю на цветок, но не ребенок его рисовал, однозначно! И второе - чистота. Когда Леша измазалсся впервые, то реакция преподавателей была такой: "Неси скорее фотоаппарат, фоткай-фоткай, какие классные кадры!" И так пару раз. Потом я стала делать Леше замечания, поскольку он начал специально уже себя разрисовывать, а преподавателям это не нравилось, поскольку родители были недовольны, и где логика? Ребенок в смятении. С последнего занятия я забрала Лешу с цветком и разрисованными целенаправленно штанами. Больше в студию мы не вернулись. Леша не хотел идти в студию, даже когда мы пошли туда не рисовать. Я еле его уговорила съездить со мной. Задача педагогов студии - выдать родителм картинку, которой они будут восхищаться.
Музыкальная школа.
Для чистоты эксперимента тоже рисование.
Детям сразу объяснили, как держать кисточку, как ее необходимо промокнуть, как набирать краски, что делать, если дети испачкаются. Преподаватели всегда предсказуемо и логично себя ведут, мотивируют заниматься каждого ребенка. Конечно, есть определенное задание, но выглядит оно как обязательная часть. Если все рисуют цыпленка, а ребенок хочет машину, то преподаватель мягко попросит малыша нарисовать со всеми цыпленка, а потом подрисовать машину или что-то еще и подскажет, как расположить лучше свой рисунок. Подход очень сильно отличается. Второй год Леша ходит в музыкалку с удовольствием, расстраивается, когда пропускает занятия. Задача педагогов в музыкальной школе - привить детям интерес и любовь к рисованию. Даже на собрании нам говорили о том, что в дошкольном отделении педагоги стараются делать все возможное, чтобы дети шли с радостью в музыкальную школу.
В этом году рисование в музыкальной школе еще не началось, я очень надеюсь, что Леша будет рисовать как раньше после этих занятий. Рисовать стал уже чаще, но все равно редко.
И примерно такая же ситуация у нас со всем остальным. Плавать с родителями, играя в воде и выполняя даже нелегкие упражнения - всегда за, как только появляется тренер с заданиями и контролем - сразу ничего делать не хочется. Где искать подходящего тренера, который может и играть, и требовать в меру для меня загадка.
Если появляется массовость, то Леша перестает работать. У него нет мотивации что-то делать, если ему непонятно, для чего? Нет работы на какой-то абстрактный результат, в силу возраста, конечно. Это естественно. Он ребенок и хочет играть - это нормально!
Мы сначала переживали, что Леша что-то не делает на фигурном катании, а потом решили, что все это не очень важно, вообще неизвестно, что из этого получится? Тем более, родителям запретили присутствовать на занятиях, вообще повлиять как-то на ребенка стало невозможно, не видя, что он там делает. И реакция Леши тут же однозначная: "Не хочу на фигурное катание!" Ему не очень-то понятно, зачем делать по сто раз один и тот же элемент (скучно) и не делать того, что он хочет, например, крутиться? И как объяснить и мотивировать мы не знаем, поскольку даже не видим того, что у него получается или не получается. Когда мы стояли за стеклом и показывали ему, как мы рады, то стимула кататься было больше. Я так понимаю, выживают самые упертые, все не нужны и тренеры сами никого на начальном этапе мотивировать не будут, а уж играть - не их метод.
Со скалолазанием было что-то подобное. Если два раза удалось залезть на стену до конца, то зачем лезть туда еще раз?
Мы подумали о том, что нам не очень-то важны спортивные достижения Леши. Нам важно, чтобы он был в хорошей физической форме, владел своим телом и мог наслаждаться тем, что умеет, но при этом мог испытывать радость, а не мучить себя на тренировках. С рутиной профессионального спорта в пять лет можно справиться, но какой ценой? И готовы ли мы к этому? Пока точно ответить на этот вопрос не можем. Но точно не готовы заставлять ребенка ценой наших с ним отношений во имя светлого будущего. Мы готовы к тому, что он откажется от фигурного катания. В таком случае будем заниматься все вместе. Зимой кататься на лыжах, коньках, сноубордах. Летом - ползать в веревочном парке, плавать, кататься на роликах и скейте. Для удовольствия и поддержания физической формы. Есть еще батутный парк, который Леша обожает. Наш ребенок с удовольствием ползает два часа по сложным трассам в веревочном парке и прыгает на батутах, выполняя различные трюки, когда это его ни к чему не обязывает, никто не говорит, что надо делать. Если он что-то хочет узнать или попробовать, то он спрашивает и пробует.
Массовый спорт и массовые занятия - это работа на результат, но не для своего собственного удовлетворения и поддержания здоровья. Отдавать в спорт или нет, заставлять ходить в музыкалку или нет и т. д. - решение каждого родителя! Правильных ответов тут нет. В наших руках жизнь наших детей, каждый сам вправе решать, что готов сделать с властью, данной ему при рождении ребенка.
Нам хочется, чтобы наш ребенок оказался на своем месте и шел по жизни с горящими глазами. Будем искать.
UPD. Лешка сбегает не от трудностей, а от скуки. Трудностей пока особых нет.