Алеше 4г 2м.Как же я давно его пишу. Обычно мы пишем о Лешиных достижениях, о том, что нас устраивает и о том, как хорошо все идет. О проблемах я не то что писать, и говорить не люблю, по-моему препятствие быстрее уйдет, если о нем забыть. И вот тут тоже пишу немного позже! Решила записать, потому что спустя время мне всегда кажется, что Леша - идеальный ребенок, хотя трудности тоже бывают и с ним... Нереально тяжело такое пишется!
Сразу скажу, что Леша достаточно спокойный ребенок, который привык к тому, что с ним общаются и слушают его, именно слушают.
И по пунктам.
Капризы.
Бывают по разным причинам, чаще устает или голоден.
Отдельным пунктом хочется записать реакцию на отказ, когда ему что-то нужно!
Реакция Леши разная, по нарастающей:
0. Просто нет и нет, живем дальше. Это самый частый сценарий, если что) Конечно, любой отказ нормален и вполне объясним при требовании его объяснить.
1. Скажет: "Я сильно расстроился, обиделся". Это бывает уже почти со слезами, успокаиваю, объясняю, позволяю просто принять отказ.
2. Следующая реакция :"Как я злюсь!" Здесь уже сложнее, может ударить того, кто запрещает из-за элементарной вещи. Например, не хочет прямо сейчас идти спать, хотя уже в сотню игр переиграли перед сном! Тут тоже объясняем, как в нашей семье решаются конфликты. Метод игнора обоих родителей срабатывает идеально, такого стало значительно меньше (Леша начинает ходить хвостиком и "сюсюкаться", потом понимает, что не сработает, признает свои ошибки, извиняется). Папа на такие выходки реагирует резко всегда (и мне даже кажется это правильным уже, кто-то должен, наверное), обрывает Лешу, повышает голос на него, Леша сразу в слезы. Если я повышаю голос, то тоже в слезы. Такое чувство, что он не контролирует свое поведение, когда злится!
3. Далее. Крик, раскидывание предметов по комнате, психует, не может успокоиться. Бывает это, когда его планы не совпадают с реальностью. Кончилось печенье, а он думал, что оно еще есть. А магазины все уже закрыты и нигде до завтра печенье не взять. Либо он играл сам во что-то , нафантазировал, что пойдет куда-то, к примеру, гулять, кататься с горки, а горка уже растаяла и на улице поздно, дело ко сну. Объяснение и отказ приводят его в ярость. Я стараюсь дать ему кинуть пару предметов, потом либо переключить внимание (позвать купаться пока самое действенное), либо держать, пока не успокоится. Либо просто оставляем на диване, если сопротивляется, потом, как правило, сам идет на ручки.
4. Самое страшное - обзывательства! Как-то я имела неосторожность (в шутку, честно) назвать его храбрым утенком Алешей! Мне казалось, что Леша взорвется, стал кричать, драться. Он не прощает никому обзывательства в свой адрес, даже не знаю, откуда у него это? Ненавидит, когда его называют Лехой (смешно даже)))
Но вот с драками реально работаем, объясняем, что мы конфликты решаем иначе...
И, как вывод. Любая его реакция не направлена на то, чтобы навредить кому-то, ему нужно выпустить свою отрицательную энергию! Ведет себя импульсивно, сам не знает, что с этим делать и как справляться?
Может, это для меня все необычно, потому что я так себя не веду и не помню в своем поведении такого, когда мне хотелось что-то бить или громить! Хотя, честно говоря, иногда треснуть хочется кого-то, но мы ж мирные люди)))
Наша реакция.
0. Проговаривать чувства ребенка вслух. С этой задачей он и сам сейчас уже отлично справляется.
1. Стараться начать с объяснения причины, а не с отказа. Если сразу сказать нет, то злость вырывается наружу. Смотреть по состоянию и настроению Леши.
2. Дышать глубже, пропускать провокации мимо ушей. (Все равно не буду, вы никогда этого не сделаете и проч...)
3. Стараться помочь. Сделать так, чтобы Леша видел, что мы на его стороне.
4. Держать, предложить подвижную, либо спокойную игру.
5. Через время, обычно утром следующего дня обязательно обсудить, натолкнуть на выводы.
6. Игнорировать за неподобающее поведение (делаем редко, но метко). Когда совсем не осознает, что виноват, отказываясь извиняться или провоцирует нас дальше.
Вообще, выстраивание отношений с растущим ребенком - самое сложное, что было в нашей жизни! И одновременно - самое ценное, что есть в нашей жизни сейчас. Как говорит мой муж: "Он пытается стать хорошим человеком, надо дать ему такую возможность, а это можно сделать только примером собственных поступков". То есть, стараться договариваться вместо тумаков.
Откуда драки? Мне кажется, что Леша просто их видит. Он как завороженный может смотреть, когда на площадке кто-то лупит ребенка, прямо ступор, идет и прижимается ко мне. Если видит, что кто-то дерется на улице, то его сложно отвлечь... А таких эпизодов бывает, увы, немало. Недавно в автобусе женщина треснула незнакомого мужчину сумкой по голове за то, что он не хотел уступить ей место. Леша смеялся на весь автобус, чем поставил меня в неловкое положение. В общем, тут объясняем и разбираем каждый случай. Конечно, Леша знает, в каких ситуациях следует постоять за себя. Всегда напоминаем ему, что удары приносят боль другому человеку!
Руки во рту.
Это было просто моим удивлением в прошлом месяце. Мне кажется, ребенок перепробовал все в доме. Смотришь на него, а он лежит на мате и жует канат!!! Отгрыз кусок от мата, пробовал тарелки, человечков из лего, губку для мытья посуды, пальцы были во рту постоянно. Такое точно было у него в два года, и вот теперь. Тогда дважды лечили стоматит, тут обошлось. Что делали? Ничего. Все прошло само, старались переключать внимание) Я часто не могла сдержать смех, видя его с очередным девайсом во рту)
Болтовня.
Без умолку. К вечеру я даже не могу послушать мужа, мне хочется запереться в шкаф и наслаждаться тишиной, я даже читать не могу! Думаю, это будет только прогрессировать у Леши!
Пропустила бы я болтовню, но ведь болтает же он со всеми, все хорошие по умолчанию. Уже писала про этот свой страх.
Садик (это наша трудность, конечно, у Леши в этом вопросе пока все просто).
Мы планировали Лешу отдать в частный садик, но он ни в какую. Никакие разговоры не позволяют его убедить: "Я знаю, что это такое, я уже был в садике, я больше не хочу!" Я его настраиваю, что пойду с ним, буду в первое время с ним, а потом он решит, стоит ли ему туда ходить? Сказала, что в плохое место мы его не отдадим, на что Леша тут же выдал: "Почему тогда в тот садик меня отвели?" Объяснила всю ситуацию, показала фотографии нового, да он и ходил туда в бассейн первые два года, пока сдвигов мало. Пока возможность сделать по-своему у нас есть, я думаю, возможно, с сентября уже, либо вообще без садика обойдемся. Главное, думать о ребенке и наблюдать за ним.
И давно хочу написать о социализации. Самый спорный вопрос из всех для нас, мы с Вадиком постоянно его обсуждаем! И, как видно, я пока дома с ребенком) Какой итог всех садиков, школ и университетов? Ребенку в конце концов предстоит жить в мире взрослых людей. Мне совершенно непонятно выражение "уметь общаться со сверстниками", для чего? Вышел дитенок из школы\универа (кто как) и пошел в жизнь! Где сверстники? Начальник - старше или младше, коллеги тоже, врачи в поликлинике, чиновники, работники налоговой и проч... Где сверстники, среди которых так нужна была ребенку социализация в школе, садике? Чему научат ребенка учителя, кроме подчинения и выполнения инструкций, большинство из которых ему никогда не понадобятся?
И вот в чем вопрос, кто более социализирован? Ребенок, который встречаясь со знакомыми родителей (любыми) вежливо здоровается (даже если они ему неприятны) или ребенок, который может отвернуться, заорать на родителей и убежать, но он ходит в садик и отлично социализирован по мнению большинства? Ребенок, который умеет вести себя в обществе, где-то не требуя от родителей лишнего внимания и умея занять себя самостоятельно, потому что так нужно сейчас и он знает, как вести себя в разных местах, потому что он БЫВАЕТ в этих местах, а не в учебных заведениях целыми днями? Кому будет легче жить дальше и общаться с любыми людьми от продавца в магазине до крупного бизнесмена (допустим), у которого предстоит "выпросить" какую-то сумму на развитие разработки? Тому, кто общался со сверстниками или тому, кто видел всю жизнь и общался со всеми вместо социализации среди людей своего же возраста?
Это все вопросы, над которыми мы постоянно думаем. Ладно, следующий пункт, отвлеклась!
Нытье, скука.
Вот только что прочитала у Ани про идеальную маму из принтерест, которая не дает ребенку скучать. Прямо про меня!!! В последний год меньше, а вот предыдущие - да! И это видно, Леша ноет, часто не знает, чем себя занять дома (именно дома, вне дома он находит себе занятия идеально, может час рисовтаь в банке на одной бумажке для записи, пока я решаю свои вопросы, при этом еще болтать с персоналом и что-то рядом читать на экранах, обычно это реклама банка). Но вот дома при обилии всего - постоянная болтовня и: "Мама, поиграй со мной, мне скучно!" Может, месяц такой выдался, но Леша реально просто висит на мне. Я иду, а он подцепится за ногу и играет, как будто он прицеп! Игр без меня не существует, похоже. Любимые конструкторы заброшены вообще, только с мамой или папой. Сейчас все отходит и уже легче, но было тяжело) Было и прошло - самое главное! Такое чувство, что ему нужна более частая смена обстановки. Вообще подумываю весной, когда балкон будет опять задействован, попрятать большинство игрушек. Пусть поскучает)
И при этом нам постоянно твердит:
"Мамочка моя любимая, я люблю тебя как миллион раз до Луны и обратно";
"Вы мои самые любимые на свете";
"Папочка (мамочка), поцелуй меня, ты меня, что, не любишь?".
Кстати, стал спрашивать, любим ли мы его, раньше не спрашивал. А сейчас все думает, кто же сильнее его любит? Может, бабушка или дедушка натолкнули на такие размышления, я не знаю? Стали оставлять с ними Лешу ненадолго. Несколько раз всего такое было так-то...
А говорилки его надо записать отдельным постом, каждый день устраивает нам КВН)))
Из последнего, самого смешного:
-Мам, а дедушка что ли постится (когда пришел от дедушки)?
-Я даже не знаю.
-Мам, а сколько постов в день тогда он пишет?))))))))))))))