Полоски: "Ну да, ну ужас. Но не "ужас-ужас-ужас!"

Oct 30, 2014 10:35


"Мы вновь видим парадокс, столь характерный для нашего времени:
для успешного функционирования любой социальный код может и даже
обязан изменяться с точностью до наоборот - так то, что изначально
воспринималось как нечто ущербное и неполноценное, становится знаком превосходства"
Сегодня читаем небольшое, но зато очень вкусное исследование Мишеля Пастуро, французского исследователя Средневековья, почетного доктора Лозаннского университета, мировую известность которому принесли книги по исторической семантике цвета, символической истории европейского Средневековья. Книга называется "Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей"

"В Средние века полоски были связаны с хаосом и нарушением нормы".

"История, литература и иконография средневековой Европы свидетельствуют о множестве персонажей, традиционно носивших полосатую одежду. Евреи и еретики, шуты и жонглеры, палачи, проститутки и прокаженные, а также воин-предатель из романа о рыцарях Круглого стола, безумец из Книги Псалмов и сам Иуда Искариот - все они были изгоями и отверженными, все они нарушали или искажали существующий порядок вещей, и все они в той или иной мере связаны с дьяволом. Составить список всех этих «отверженных в полосатых одеждах» - дело несложное; гораздо сложнее понять, почему именно эта одежда была призвана подчеркнуть их негативный статус. Причем здесь нет ничего мистического или случайного - напротив, множество источников открыто характеризуют одежду в полоску как нечто низкопробное, возмутительное, а то и просто дьявольское".

"во времена Возрождения и романтизма получили распространение «правильные» полоски - знаки праздников или экзотики, а также символы свободы - что никак не отменяло существования полосок «отрицательных». Современная же культура восприняла все практики и коды предыдущих эпох. В ней есть место всему: полоски, сохранившие «дьявольские» коннотации (унизительная полосатая одежда, которую носили узники лагерей смерти) или сигнализирующие об опасности (например, зебра и другие элементы дорожного движения); полоски, связанные с гигиеной (постельные наборы и нижнее белье), игрой (игрушки и другие товары для детей) и спортом (спортивные костюмы для отдыха и профессиональная экипировка), и, наконец, полоски как эмблематическая единица - атрибут униформ, значков и флагов".



"в Средние века полоски связаны с идеей разнообразия (латинское varietas). «Полосатый» (virgulatus, lineatus, fasciatus и др.) может употребляться в том же значении, что и слово «разнообразный» (varius), и эта синонимия сразу же сообщает полоскам отрицательную окраску. Дело в том, что в средневековой культуре varius (разнообразный, пестрый) обозначает что-то нечистое, агрессивное, аморальное или лживое. Человек, которого характеризуют как varius (непостоянный, переменчивый), непременно покажет себя хитрецом, лгуном, жестоким человеком, он может страдать от кожных или психических заболеваний. Кроме того, существительное varietas означает обман, злобу и проказу. Естественно, что предатели (Каин, Иуда), люди жестокосердые (палачи), «безумцы» (придворные шуты, юродивый из Книги Псалмов) и больные (прокаженные) часто изображаются в полосатой одежде".

"Полоски не знают статики, они все время в движении. Они как бы оживляют всё, к чему прикасаются, без конца двигаются вперед, точно гонимые ветром. В Средние века Фортуну, вращающую колесо человеческой судьбы, часто облачали в полосатое платье".

"полосатая поверхность ритмична, динамична, связана с повествованием, она обозначает действие, переход из одного состояния в другое"

Далее о плохишах в средневековом искусстве, скандале на все Средневековье с кармелитами и средневековых регламентах о полосатой одежде.

Хаос, БиблиоХлограф

Previous post Next post
Up