Продолжаем читать вслух исследование Лакоффа и Джонсона "Метафоры, которыми мы живем".
МЕТАФОРЫ КАК КОНСТРУКТОРЫ РЕАЛЬНОСТИ..
МЕТАФОРЫ КАК КОНСТРУКТОРЫ РЕАЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 2 МЕТАФОРЫ КАК КОНСТРУКТОРЫ РЕАЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 3 МЕТАФОРЫ КАК КОНСТРУКТОРЫ РЕАЛЬНОСТИ. ЧАСТЬ 4 "Здравый смысл говорит, что легче понять себя, чем других... мы думаем, что у нас есть прямой доступ к нашим чувствам и идеям, а к внутреннему миру других людей - нет. Кажется, что самопонимание более первично по сравнению с взаимопониманием... Но любое действительно глубокое понимание того, почему мы делаем то, что мы делаем, чувствуем то, что мы чувствуем, меняемся так, как мы меняемся, и даже верим в то, во что мы верим, выводит нас за рамки нашего внутреннего мира".
____________________________________
"Как минимум, способности, требуемые для взаимопонимания, необходимы даже для достижения хотя бы относительного самопонимания. Как и при взаимопонимании, когда мы постоянно ищем общее в опыте, разговаривая с другими людьми, так и в самопонимании мы всегда ищем то, что объединяет наш собственный разнородный опыт, чтобы придать связность явлениям нашей жизни".
____________________________________
"Большая часть процесса самопонимания - это поиск подходящих индивидуальных метафор, которые придают смысл нашей жизни. Самопонимание требует бесконечно возобновляемого обсуждения значимости тех или иных фрагментов нашего опыта. В терапии, например, методы самопонимания основываются в значительной мере на том, что пациент осознает метафоры, которые он ранее использовал бессознательно, и то, как он жил в соответствии с ними. Это предполагает постоянное создание новых отношений согласования между элементами нашего жизненного опыта, отношений, которые придают новый смысл старому опыту. Процесс самопонимания - это непрерывный нарратив, в котором вы рассказываете самому себе новые истории вашей жизни".
____________________________________
"Эмпирический подход к процессу самопонимания включает следующие составляющие:
- Развитие способности к анализу метафор, которыми мы живем, и к пониманию, когда они являются частью нашей жизни, а когда - нет.
- Получение опыта, который может создать основу для использования альтернативных метафор.
- Развитие «гибкости к восприятию опыта».
- Включение в бесконечный процесс восприятия жизни на основе новых альтернативных метафор."
_________________________________________
О новых творческих образных метафорах (привет участникам проекта по сторителлингу! - авт.)
"Эти метафоры способны дать нам новое понимание нашего опыта. Тем самым, они могут придать новый смысл нашему прошлому, нашей повседневной деятельности и тому, что мы знаем и в чем убеждены".
____________________________________
"Новые метафоры могут создавать новое понимание и, тем самым, новые реалии".