Оригинал взят у
deadokey в
МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта (часть 2) В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Архитектор Мемахер придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма.
При жизни Александра III его живописная коллекция произведений искусств была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем,
Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах. С 1947 по 1989 годы дворец использовался как государственная дача, а в 1992 году открылся музей, который стал филиалом Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника...
Массандровский дворец. Часть 1. Замок эпохи Людовика XVI. Массандровский дворец. Часть 2. Интерьеры дворца.
Массандровский дворец. Часть 3. Выставка "Искусство эпохи соцреализма. Живопись и скульптура 1930-х - 1950-х гг.".
Массандровский дворец. Часть 4. Старые фотографии и карты Массандры.
Дата фотографий: 2014 год, 3 июля.
2. Нижний вестибюль.
Для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, архитектор в первом интерьере - вестибюле вместо традиционных деревянных панелей облицовывает нижнюю часть стен керамическими плитками, расписанными в холодных голубых тонах.
При создании экспозиции сотрудники Алупкинского дворца-музея старались по возможности точно воссоздать интерьеры дворца согласно замыслу архитектора Месмахера и сделать их такими, какими они могли бы быть при жизни Романовых.
Для создания экспозиции сюда отобрали из фондов Алупки произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие стилевым особенностям дворца. Некоторые экспонаты когда-то принадлежали императорской семье и находились в их южнобережных имениях. Часть произведений поступила в Алупку в 20-30-х годах из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга.
3. Нижний вестибюль.
Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Архитектор применил разные породы дерева - дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и желтой медью, витражи, живопись по стеклу, - все это составило великолепный убор комнат, каждой из которых архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Та гармония, которая достигнута в художественном их оформлении, создает особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла.
Переходя из одной комнаты в другую, попадаешь то в строгую приемную императора, то в торжественный его кабинет, то в интимную опочивальню или же в нарядную и праздничную гостиную императрицы.
4. Нижний вестибюль.
Усиливали ощущение прохлады в вестибюле пол, выложенный метлахскими плитками, и решение окон: они, так же как и входные двери, были оформлены цветными стеклами. После яркого солнца приглушенный, мягкий, радужный свет вызывал чувство покоя.
5. Нижний вестибюль.
Помимо стилизованного орнамента, в росписи этих оригинальных панелей включены целые букеты разнообразных цветов, написанных с почти натуралистической точностью. Это - прекрасная работа Э. Я. Кремера.
В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора.
Один из искусствоведов так говорит о художественных пристрастиях Александра III: "Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной историографии сложился образ этого императора, как человека жесткого, консервативного, он обладал тем не менее широкими художественными вкусами и пристрастиями: играл на музыкальных инструментах, любил театр, был художником-любителем, брал уроки живописи (его наставником стал Алексей Петрович Боголюбов). Александр III коллекционировал произведения искусства, посещал почти все художественные выставки, выписывал журналы по искусству... Особый интерес он питал к керамике и живописи, в основном современной, отдавая предпочтение произведениям художников русской, датской и французской школ..." Только произведений прославленного Карла Брюллова в его собрании было сыше 30. В его коллекции было много работ Айвозовского, Боголюбова, Васнецова, Тропинина, Репина, Венецианова и многих других русских художников первой и второй половины XIX в.
При жизни Александра III его живописная коллекция была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах Месмахера. В архивных документах мы читаем: "в бильярдной 17 крюков для картин", в кабинете Его Величества - 14..."
После неожиданной смерти Александра III некоторые не только строительные, но и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, проектировавшаяся для затяжки стен, не выполнен гобелен для кабинета императрицы и картина из изразцов для ее ванной комнаты, не получил декоративного оформления III этаж, предназначавшийся для детей. Но и в таком виде дворец представляет большой интерес.
6. Бильярдная.
Во дворце было проведено водяное отопление, камины же, сооруженные почти в каждой комнате, хотя и топились, но прежде всего играли роль украшения. Декоративная обшивка камина художественно "увязана" с панелями, дверьми. Архитектор здесь использует разные техники обработки дерева: резьбу, интарсию, выжигание с подкраской.
7. Бильярдная.
У входа в столовую висит картина известного русского баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) "Подземная галерея в Эллоре". В коллекции Александра III были работы этого прославленного живописца. Возможно, и данный этюд, украшающий в настоящее время бильярдную, также принадлежал когда-то Александру III, поскольку до революции он находился в Малом Ливадийском дворце, построенном для наследника. После революции картина была перевезена в Государственную Третьяковскую галерею, а оттуда передана в Алупкинский дворец-музей.
8. Бильярдная.
Другую стену у входа в бильярдную украшает большое полотно художника-академиста Вильгельма Александровича Котарбинского (1849-1921) "Песни невольниц". Проникнутый историзмом XIX век своеобразно отразился в живописи русских художников-академистов. Они охотно обращались к прародине всех искусств Италии и черпали в ее прошлом свои сюжеты. В картине "Песнь невольниц" ("Кормление голубей") Котарбинский выступает как яркий представитель академической школы живописи. В ней отсуствует психологическая трактовка сюжета, что было свойственно передвижникам. Главное внимание художник уделяет не состоянию девушек, томящихся в неволе, а передаче красоты интерьера богатого дома римлянина. Исходя из академической "трехцветки", художник с блеском вводит в картину множество оттенков красного, синего, желтого, что составляет живописное богатство полотна. Великолепно передана фактура разных материалов, тонко проработаны все детали.
9. Бильярдная.
Как правило, бильярдные комнаты в русских дворцах XVIII-XIX вв. отделывались в "английском духе". Лепной узор потолка здесь отдаленно напоминает сложные переплеты тюдоровских перекрытий английской архитектуры XVI века. Дубовые панели также были характерным приемом оформления комнат в английских постройках.
10. Столовая.
Рядом с бильярдной расположена столовая, в отделке которой ярко проявился талант Месмахера как декоратора. Именно здесь он в значительной степени использовал стиль Людовика XIII. Она напоминает старинный рыцарский зал. Всеми средствами архитектор стремился придать оформлению романтическую окраску: он спускает деревянные балки, имитирующие конструкции межэтажного перекрытия, поднимает выше роста человека дубовые панели, покрывает их сложной резьбой барочных форм, вплетая элементы рыцарских доспехов. Свободные от декоративного оформления стены и потолки были расписаны ученым рисовальщиком М. Д. Салтыковым многоцветной росписью, общий колорит которой удивительно гармонировал с цветом мореного дуба.
11. Столовая.
В небольшой части столовой, являющейся проходной между сервизной и бильярдной, устроен огромный, во всю стену, камин. Он мощным камертоном, придает всему помещению торжественное звучание. Его венчает впечатляющий фронтон с глубокой, динамичной резьбой по дубу. Формы этой резьбы перекликаются с деталями резных буфетов.
12. Столовая.
Вся остальная плоскость камина отделена майоликовыми изразцами, узор которых повторяет в ином варианте орнамент росписи стен.
13. Столовая.
Месмахер одним из первых архитекторов вводит цветные изразцы в облицовку каминов и в оформление дворцовых помещений. Стремясь возродить утраченные к началу XIX века традиции русских изразцовых печей, он складывает прекрасную изразцовую печь в буфетной (не сохранилась), а все стены ее отделывает кафельной плиткой.
14. Столовая.
Дверь из бильярдной в столовую.
15. Столовая.
Потолок, в котором было проведено водяное отопление.
16. Раскрытая роспись.
17. Бильярдная.
Вид на партер дворца и сфинксов.
18. Бильярдная.
Комнаты отдыха до дворцах обычно украшались пейзажами. Бильярдная разделяется столбами, за которыми выделена небольшая галерея, обращенная окнами в парк. Помещенные в зале преимущественно крымские пейзажи дополняют виды из окон. Они написаны художниками конца XIX века, многие из которых часто работали по заказам царской семьи.
19. Бильярдная.
Стену между входной дверью и камином украшает большое полотно Владимира Донатовича Орловского (1842-1914) "Крымский пейзаж в окрестностях Алушты" (1870 г.) (картина справа от камина). Хотя эта картина не была заказана императором, в ней изображено местечко Кучук-Ламбат, которое впоследствии стало одним из южнобережных царских имений.
20. Бильярдная.
Работа одного из известных художников-академистов Федора Андреевича Бронникова (1827-1902). Почти всю жизнь проживший в Италии, художник, тем не менее, был хорошо знаком русскому обществу своими полотнами на исторические темы. Он часто принимал участие в выставках передвижников. Творчество Бронникова очень ценилось русской аристократией. Картины его охотно покупала царская семья, были они в коллекции Александра III и датской королевы - матери Марии Федоровны. Бронников был известен и своей благотворительной деятельностью на ниве просвещения художественной молодежи.
21. Бильярдная. Камин.
22. Бильярдная. Камин.
23. Нижний вестибюль.
24. Нижний вестибюль.
В боковых частях вестибюля обращает на себя внимание виртуозная резьба по дереву в переплетах перил лестниц.
25. Нижний вестибюль.
По примеру французских замков XVI века, существенную роль в подобных помещениях играли лестницы. Открытые или спрятанные в башне они связывали или разделяли внутреннее пространство на женскую и мужскую половину, на парадную и интимную части. Красиво изогнутая наружная лестница главного входа во дворец подводит к нарядно оформленной прихожей второго этажа, откуда можно было попасть в приемную Его Величества, либо в приемную Императрицы.
26. Парадная лестница.
Расположена в южной башне дворца.
27. Парадная лестница.
Лестница ведет в залы третьего этажа, где размещена выставка "Искусство эпохи соцреализма.".
28. Парадная лестница.
29. Приемная Ее Величества.
Высокие дубовые панели делают маленькую комнату похожей на деревянную шкатулку.
30. Приемная Ее Величества.
Мягкие овальные формы дверных рельефов, овальное окно, вмонтированное в сложный резной десюдепорт (наддверное украшение) создают приятную атмосферу покоя. В объемную резьбу декора включены гирлянды фруктов, фигурки путти, имитация ленты, завершающейся стилизованной буквой "М" (что указывает на принадлежность комнаты). Эта стена своим великолепным оформлением предвосхищает стиль "модерн", который в то время начал распространяться в России и Европе.
31. Кабинет Ея Величества.
В этой комнате рисунок паркета наборного дерева не сложный, но он очень динамичный, и невольно зрительно "подводит" к прекрасному резному камину из необычного светло-шоколадного мрамора, над которым предполагалось вмонтировать в стену гобелен. Спокойные теплые тона обивочной ткани, гобелена, камина, панелей со светло-кофейным крытьем служили фоном для изумительной росписи плафона, растительные формы которой являлись как бы естественным продолжением видов, открывающихся из окон.
32. Кабинет Ея Величества.
33. Приемная Его Величества.
После мягких форм декора Приемной Императрицы, отделка Приемной Его Величества кажется строгой и немного торжественной. Она соответствует назначению комнаты - служить местом деловых встреч либо уединенной работы с книгой.
34. Приемная Его Величества.
Встроенный монументальный книжный шкаф, зеркало-консоль с черной мраморной полкой, трехгранный тамбур, закрывающий винтовую лестницу- мастерски вмонтированы в стены. Двери, панели, решетки водяного отопления, - все эти детали, выполненные из красного дерева в "стиле Жакоб", составляют художественное единство интерьера.
35. Опочивальня Их Величеств.
Для отделки "Опочивальни" архитектор выбирает элементы рококо: изящными, мягкими линиями очерчено обрамление ниши алькова, в нежных пастельных тонах были выдержаны роспись потолка и шитье ламбрекена.
36. Опочивальня Их Величеств.
Сюда не попадает прямой солнечный свет, он рассеивается, проникая сквозь колонны глубокого балкона, на который выходят окна опочивальни. Эффект рассеянного радужного освещения создавали цветные витражи, вмонтированные в потолок балкона (не сохранились).
37. Кабинет Ея Величества.
Здесь снова использованы "прототипы" классицизма. В кабинете Императрицы размещены живописные портреты семьи Павла I.
38. Прихожая второго этажа.
39. Прихожая второго этажа.
Продолжение рассказа в третьей части...
Ссылки
Д.Тарасенко. Южный берег Крыма. 2006
В.Ф. Нейенкирхен, А.С. Моисеев. Крым. Путеводитель. 1914
О.Ю. Захарова. Светлейший князь Воронцов. 2004
http://www.qrim.ru/about/sights/MassandraPalace http://www.krim.biz.ua/massandra_dv.html Спасибо, есть что добавить?