Высший суд Сербии официально реабилитировал Драголюба («Дра́жу») Михайловича - лидера движения четников, расстрелянного коммунистами в 1946 году.
Михайлович - убежденный сербский националист, видевший свою задачу в ходе Второй мировой войны в том, чтобы «…создать Великую Югославию и внутри ее Великую Сербию, этнически чистую в границах Сербии, Черногории, Боснии-Герцеговины… Провести чистку государственной территории от всех национальных меньшинств и чуждых элементов… Очистить Боснию от мусульманского и хорватского населения» - вел партизанскую борьбу как против немецких оккупантов и хорватских усташей, так и против «красных» партизан Тито. В то же время он старался сотрудничать с войсками сербского коллаборационистского правительства генерала Недича. В конце войны Михайлович заключил «пакт» с Константином Мушицким - командующим Сербским добровольческим корпусом Ваффен-СС (судили их потом вместе). Затем остатки сербских эсесовцев вместе с четниками и бойцами словенского домобранства - пронемецкого военно-полицейского формирования - отступили на север страны, откуда с боями отступили в Италию и Австрию; сам же Михайлович отказался покидать Сербию и был взят в плен после разгрома своего отряда в марте 1946 года.
Об официальной реабилитации Михайловича речь зашла в 2006 году, но его «героизация» началась гораздо раньше. В Белграде еще двадцать лет назад продавали сувениры с его изображением, в разных частях Сербии ему поставлены памятники, и как минимум в одной церкви в Белграде его изображение (пока без нимба) присутствует среди других великих деятелей - изобретателей Николы Теслы и Михайло Пупина, композитора Стевана Макроняца, основателя королевской династии Караджордже и др. - в сюжете «Небесная Сербия». Есть фреска с изображением Михайловича и в сербской церкви в Чикаго, где он возглавляет строй «Борцы за вѣру противу безбожныя власти».
В то же время левые и «антифашистские» силы в Сербии выступают против реабилитации Михайловича, называя его «нацистским прислужником», «убийцей борцов за свободу» и просто «злодеем» («zlikovac»).
С нетерпением ждем разъяснений от МИД РФ на тему того, является ли героизация и реабилитация антисоветчика Михайловича недружественным актом по отношению к России или же наоборот. С одной стороны - вроде бы как убивал он только представителей разных нехороших, фашистских народов (хорватов, мусульман-бошняков, албанцев...), с другой - разве не всякий, кто во Второй мировой сражался против коммунистов - врагъ и фашистъ?
См. также
о «героизации» в Армении Гарегина Нжде, который сотрудничал с немцами в гораздо бо́льших масштабах.