Дело Галилея

Jun 13, 2010 18:03

Мы часто слышим, что Церковь препятствовала развитию науки. Однако, когда дело доходит до конкретных примеров, едва ли нам могут назвать какой-либо случай, кроме «дела Галилея». Так что даже если этот эпизод действительно был так постыден, как его представляют советские учебники, на общем фоне он стоит особняком.

Однако распространенное представление о «деле Галилея» заметно отличается от исторической правды.

Начнем немного раньше. Николай Коперник, выходец из семьи доминиканских терциариев, племянник и воспитанник епископа Луки Ватцельроде, консультант V Латеранского Собора по вопросу о возможной календарной реформе, пришел к выводу о том, что в центре вселенной находится не Земля, а Солнце. Теория Коперника была принята в церковных кругах с благосклонностью. Папа Климент VII (1523-1534) даже организовал в Ватикане публичную лекцию по этому вопросу и остался очень доволен.



Термин «лженаука» уходит далеко в Средние века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил: «А Земля все-таки вертится…» Борис Грызлов, председатель Госдумы РФ.

Теорию Коперника развил Галилео Галилеи. С помощью построенного им телескопа Галилей обнаружил горы на Луне (что опровергало бытовавшие с античных времен представления о небесных телах как идеальных шарах) и четыре из спутников Юпитера, опровергавшие такой аргумент против гелиоцентризма, что если бы Земля двигалась, Луна от нее отстала бы и потерялась. Открытия Галилея были подтверждены астрономами-иезуитами. Он отправился в Рим, где его, по собственным его словам, «благосклонно приняли многие кардиналы, прелаты и князья этого города», имел продолжительную аудиенцию у Папы Павла V. В 1612 году Галилей опубликовал «Письма о солнечных пятнах», в которой впервые открыто высказался в поддержку гелиоцентризма. Один из множества восторженных откликов был им получен от кардинала Маттео Барберини, будущего Папы Урбана VIII. Общее отношение церковных лидеров к гелиоцентризму было таково: это элегантная теория, хотя и не доказанная, но объясняющая наблюдаемые феномены более удовлетворительно, нежели какая-либо еще. Галилей, однако, считал, что гипотеза эта всецело верна. Доказательств у него не было; так, он считал, что движение Земли подтверждается наличием приливов и отливов, что в действительности не так; ничего не мог он возразить и на то, что - как было известно еще со времен Аристотеля - если бы Земля двигалась, мы наблюдали бы параллаксные смещения звезд. (Они на самом деле существуют, но в то время их еще не обнаружили; впервые успешно наблюдать годовой параллакс звезд удалось российскому астроному В. Я. Струве в 1837 году и немецкому Ф. В. Бесселю в 1838-м).

Несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений, Галилей отказывался пойти на компромисс и преподавать гелиоцентризм как гипотезу, а не как установленную истину, пока не будут получены доказательства его верности. Также он требовал, чтобы библейские тексты, которые представлялись в то время доказательствами геоцентризма, были перетолкованы заново, то есть вторгся в сферу богословия. В эпоху, когда Церковь подвергалась нападкам со стороны протестантов за то, что якобы не уделяла Писанию достаточного почтения, подобное перетолкование в угоду недоказанной естественнонаучной теории едва ли было бы уместно. Впрочем, кардинал св. Роберт Беллармин заметил: «Если будет действительно доказано, что Солнце находится в центре вселенной, а Земля - на третьем небе, и что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля - вокруг Солнца, нам надо будет с большой осторожностью подойти к библейским текстам, которые, как кажется, учат обратному, и скорее признать, что мы их не понимаем, нежели объявить ложным мнение, истинность которого доказана. Но лично я не поверю в существование таких доказательств, пока их мне не продемонстрируют».



Кристиано Банти. Галилей перед судом Римской Инквизиции. 1857.

В 1616 году церковные власти официально запретили Галилею преподавать гелиоцентризм как непреложную истину, хотя и оставили за ним право относиться к учению Коперника как к гипотезе. Галилей этому решению подчинился и продолжил свою работу, в частности, опубликовав (1623) книгу «Пробирных дел мастер» с совершенно ошибочной теорией относительно комет, которые считал не небесными телами, а всего лишь оптическими явлениями в атмосфере Земли. В 1624 году он вновь побывал в Риме, где был принят с большим энтузиазмом, обсуждал научные вопросы с влиятельными кардиналами и получил подарки от Папы Урбана VIII. Папа отозвался о нем как о «человеке, чья слава сияет до небес и распространяется по всему миру» и обещал дальнейшее покровительство. Он также сказал Галилею, что Церковь никогда не объявляла учение Коперника еретическим и никогда бы этого не сделала. По-видимому, вдохновленный этими словами, Галилей вновь стал называть гелиоцентризм единственно верным учением. По крайней мере, в его книге «Диалог о главнейших системах мира» речь, по сути, идет именно об этом, а Папа-благодетель в ней высмеивается. Урбан VIII был, мягко говоря, недоволен подобным отношением к себе. В 1633 году Галилея обвиняют в ереси и вызывают в Рим. «Ужасы подвалов Инквизиции» в его случае ограничиваются 18-дневным заключением в одной из служебных комнат трибунала. В итоге он оправдан, но оставлен под подозрением и приговорен в этой связи к заточению… сперва на вилле Медичи, затем во дворце своего друга, архиепископа Пикколомини в Сиене и, наконец, в Арчетри, рядом с монастырем, где были монахинями его дочери. Он продолжает писать и в 1642 году умирает на 78-м году жизни.

Декрет 1616 года запретил считать гелиоцентризм единственно верной системой, пока в его пользу не будет приведено достаточно доказательств. Декрет 1634 года пошел несколько дальше и вообще запретил рассуждать о движении Земли; однако мы видим, что направлен он был лишь лично против Галилея: другие католические ученые продолжали невозбранно разрабатывать эту тему (напр., хорватский иезуит о. Руджер Боскович, 1711-1787). В 1742 году математики-францисканцы оо. Тома ле Сёр и Франсуа Жакье опубликовали аннотированное издание «Математических начал натуральной философии» Ньютона, в предисловии к которым признали, что выводы автора невозможно объяснить, не прибегая к гелиоцентризму. В 1758 году общий запрет на гелиоцентризм был убран из Индекса запрещенных книг, а в 1822 г., при Папе Пии VII, Священная конгрегация инквизиции разрешила печатать гелиоцентрические книги в самом Риме. Наконец, достаточные доказательства были накоплены, и гелиоцентризм стал общепринятой системой толкования небесных феноменов. Не исключено, что это произошло бы и раньше, если бы упрямство Галилея не перевело вопрос из естественнонаучной плоскости в сферу действия канонических санкций.


Факты в основном изложены по книге: Томас Вудс. Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию. Кстати, если щелкнуть по этой ссылке, ее можно купить на Озоне. Правда, дороговато.

facts

Previous post Next post
Up