Камчатка: субъективный практический обзор

Oct 23, 2009 17:17




Техническая информация

На Камчатке я находился с 15 сентября по 17 октября 2009 г. За это время успел посетить следующие места: Авачинская сопка, Корякский перевал, побережье Тихого океана в районе поселка Заозерный, Дачные термальные источники на Мутновской геотермальной станции, Мутновская сопка, Верхне-Паратунские термальные источники, поселок Эссо, поселок Ключи, сопка Домашняя, Голубые озера, мыс Маячный и скалы Три брата. Большую часть маршрутов прошел вместе с друзьями и знакомыми - пользователями форума «Русский Backpacker», прилетевшими на Камчатку по распродаже авиакомпании «Россия», часть маршрутов - один или в компании местных жителей.

Зачем ехать

Камчатка (вместе с Курильскими островами) - единственный в России район действующего вулканизма. Подземные силы, клокочущие под поверхностью полуострова, создали необычные и живописные пейзажи и явления природы. В совокупности со здешним прохладным климатом это дает удивительное сочетание тепла и холода, льда и огня. Гейзеры, фумаролы (источники горячих газов), термальные источники, дымящиеся кратеры вулканов, и вместе с тем - ледники, заснеженные вершины, холодные горные озера и вечно неспокойный Тихий океан. Удивительные, похожие на лунные и марсианские, пейзажи, образовавшиеся вокруг вулканов за миллионы лет, и сами вулканы - действующие или потухшие - на которые можно посмотреть как издалека, так и в непосредственной близости.

Не буду распространяться о многочисленных достопримечательностях Камчатке, об этом есть много специализированной литературы. Да и никакой текст не может сравниться с личным присутствием или хотя бы фотографиями этих мест. Лучше попробую рассказать о том, как любой из читателей может попасть в этот замечательный край и изучить его наиболее доступным и дешевым способом.

Туризм - дешево или дорого

Камчатка многим кажется недостижимой и дорогой. Это и так, и не так. Конечно, она находится далеко от остальной России, здесь мало дорог, транспортное сообщение не развито, и тем, кому лень самостоятельно планировать маршрут и хочется максимального комфорта (насколько вообще возможен комфорт при подъеме на горы и вулканы), придется выложить приличную сумму денег. Однако если потратить больше времени, сил и мозгов на изучение региона, то путешествие обойдется ненамного дороже, чем поход где-нибудь в центральной России.

Можно сказать, что на Камчатке есть два вида туризма: либо очень дорогой, либо очень дешевый. Первый включает аренду машины для максимально возможного подъезда к достопримечательностям, услуги проводника, вертолетные экскурсии, ночлег в гостинице или на оборудованной турбазе. Второй - использование рейсовых автобусов, автостоп и пешие переходы, изучение маршрута по отчетам других путешественников или разговорам с ними, ночлег в палатке или в гостях у местных жителей. Конечно, можно попробовать сочетать оба этих способа, но те, кто прилетел вместе со мной, в основном, исповедовали второй вид туризма и потратили довольно небольшие суммы денег. Я израсходовал за месяц что-то около 4-5 тыс. рублей (не считая стоимости авиабилетов), а некоторые находившиеся среди нас вегетарианцы, думаю, раза в два-три меньше.

Особенно ярко проявляется различие между этими видами туризма при посещении Долины Гейзеров. Можно либо взять вертолетную экскурсию за 20 тыс. рублей, либо идти пешком 9-10 дней в одну сторону от поселка Мильково. Впрочем, у нас не было ни такого количества времени, ни такой суммы денег, в результате никто туда не попал.

Информация

1) Путеводитель «Дальний Восток» с главой о Камчатке - общая информация об истории и достопримечательностях региона. Практических сведений мало, но книга дает общую информацию о том, что есть на Камчатке. Можно полистать перед вылетом.

2) Виктор Кириллов «Путеводитель по туристическим и альпинистским маршрутам Камчатки» - подробное описание пешеходных маршрутов к вулканам и другим интересным местам. Смущают фразы типа «К подножию горы лучше подъехать на арендованной машине» или «Дальше можно проехать автостопом за умеренную плату», но в целом незаменимая вещь в водных и пеших походах. Книга продается почти во всех книжных магазинах Петропавловска-Камчатского.

3) Сайт «Походы выходного дня», созданный Димой Ушковский aka nol21, с описанием наиболее интересных пешеходных маршрутов в окрестностях Петропавловска-Камчатского.

4) Форум поселка Мильково с разделом о туризме в Мильковском районе.

5) Сайт туристической маршрутной группы «Атлосов» с описаниями нескольких туристических маршрутов.

6) Зарегистрированные на сайте В Контакте могут посмотреть коллекцию ссылок на отчеты о походах по Камчатке, собранную gril_avp

Этот список далеко не полный, думаю, в Интернете и книжных магазинах можно найти много другой полезной информации, благо Камчатку каждый год посещают тысячи туристов.

В Петропавловске-Камчатском продается старый двухкилометровый атлас края, состоящий из двух частей («Юг» и «Север»). Каждая книга стоит в районе 400-500 руб., но те, кто ее приобрел, сказали, что толку от нее немного. Пешеходные тропы в книге не указаны, и в итоге все равно приходится идти по описаниям из перечисленных выше книг и сайтов. Но лучше все же приобрести общую карту Камчатку для приблизительной ориентировки на местности. Есть неплохая карта Камчатки масштабом 1:1000000 с отдельными подробными врезками по окрестностям Петропавловска, вулканам Ключевской группы и подступам к вулкану Шивелуч.

Как добраться

Ходят легенды о бравых камчадалах, проехавших однажды на джипах от Петропавловска-Камчатского до Магадана. Но даже если это не легенда, а правда, другим людям вряд ли удастся с ходу повторить этот подвиг. Хотя Камчатка - это полуостров, ее отделяет от большой земли сотни километров непроходимых лесов, гор и болот. Поэтому она остается, кажется, единственным российским регионом, куда можно попасть только на самолете.

На Камчатке работают несколько авиакомпаний, и благодаря конкуренции между ними есть возможность найти недорогие билеты. Я и еще около 30 человек прилетели на Камчатку по специальной акции авиакомпании «Россия». Из Хабаровска до Петропавловска можно было улететь за 2 тыс. рублей, из Красноярска - за 3 тыс. рублей, из Санкт-Петербурга - за 4,8 тыс. рублей (цены в один конец со всеми сборами). Кроме того, бывают распродажи авиакомпаний «Якутавиа» («Якутия») и «Аэрофлот», по которым можно улететь из Москвы в Петропавловск за 5 тыс. рублей. Все эти акции обычно проходят в межсезонье (осень и зимой), билеты, как правило, нужно ловить месяца за два-три до полета. Так что читайте сайты авиакомпаний, следите за сообщениями о распродажах на форумах и в блогах и т. д. - возможно, вам тоже повезет и вы улетите на Камчатку за сравнительно невысокую цену.

Раньше из Владивостока на Камчатку ходил пассажирский пароход. Теперь, увы, в петропавловский порт заходят только грузовые суда и круизные лайнеры с иностранными туристами. Теоретически можно добраться на Камчатку гидростопом (на попутных судах) из других портов Дальнего Востока - Владивостока, Южно-Сахалинска, Магадана. Однако это, конечно, непросто и потребует много времени - проникать в порт, искать нужное судно, договариваться с капитаном. Но, думаю, если вы уже достигнете Камчатки, то в обратном направлении проехать будет проще. Если не сильно торопитесь, то можно договориться и на бесплатный проезд, если сильно - скорее всего, можно будет найти вариант за разумную плату. Во Владивостоке я встретил девушку, которая уплыла с Камчатки, если не ошибаюсь, за 6 тыс. рублей на грузовом судне.

Транспорт на полуострове

На Камчатке нет железных дорог, а автомобильные дороги немногочисленны. Основная камчатская трасса проходит с юга на север от Петропавлоска-Камчатского до Усть-Камчатска через Елизово, Мильково и Ключи. В южной части трассы от нее ответвляется дорога на запад - в поселок Октябрьский на берегу Охотского моря, севернее проходит дорога на поселок Эссо, а на юг от Петропавловска ведут дороги в поселок Термальный и город Вилючинск (это закрытый город и попасть туда без пропуска нельзя). Кроме того, есть еще ряд мелких дорог в окрестностях городов и поселков.

Главный междугородний транспорт - рейсовые автобусы. Стоят дешевле, чем на Сахалине, но дороже, чем в других российских регионах. К примеру, автобус Петропавловск-Камчатский - Эссо (500 км) стоит 950 руб., Петропавловск-Камчатский - Ключи (600 км) - 1200 руб.

Тем не менее, учитывая то, что большинство популярных достопримечательностей Камчатки находится недалеко от Петропавловска, использование автобусов выйдет не слишком обременительным для бюджета. Поездки до ближайших поселков и городов, откуда начинаются маршруты к вулканам, редко будут стоить больше 50 рублей. Что же касается более дальних расстояний, то тут лучше ездить автостопом.

Автостоп - оптимальный способ передвижения по Камчатке в двух случаях. Первый был указан выше - при езде на большие расстояния, когда билет чересчур дорогой, второй - когда по нужной вам дороге автобусы вообще не ходят. В этом случае, правда, и машин будет немного. Но в целом надо сказать, что автостоп на Камчатке чрезвычайно хорошо. В половине случаев останавливается первая же машина, в остальных случаях - третья-четвертая. Чтобы мимо проехало, не остановившись, больше пяти машин - это редчайший случай. Правда, чем дальше от Петропавлоска-Камчатского, тем машин на дорогах меньше - иногда можно ждать машину несколько часов - но и останавливаются они лучше.

Поскольку гаишников на Камчатке крайне мало, здесь иногда можно ездить так, как на материке вряд ли бы кто-то позволил - в кузове грузовика, в багажнике джипа, впятером или вшестером на заднем сиденье. Как и в остальной России, оплаты за проезд практически никто не требует.

Изучением темы авиаперелетов внутри Камчатки не занимался, ничего по этому поводу сказать не могу.

Ночлег

Цены на гостиницы на Камчатке в целом такие же, как и в остальной России. Правда, мне не удалось найти никаких бюджетных вариантов в Петропавловске, но я, впрочем, особо и не искал. В гостинице «Эдельвейс» (пр. Победы, 27, www.idelveis.com) койка в двухместном номере стоит от 1500 руб., в «Октябрьской» (ул. Советская, 51) - одноместный номер от 1550 руб. В поселке Эссо есть недорогая гостиница «Ромашка», где можно остановиться за 350-400 руб. с человека.

Но торчать в городе, конечно, не имеет никакого смысла. Основное место ночлега на Камчатке - это палатка. Многие прямо из аэропорта едут покорять туристические маршруты, даже не останавливаясь в Петропавловске. А наличие на многих маршрутах термальных источников позволяет мыться и стираться даже зимой.

Тем не менее, на мой взгляд, все же удобнее остановиться в Петропавловске (либо в Елизово), и оттуда совершать выезды на достопримечательности, иногда возвращаясь для короткого отдыха, стирки и закупки продуктов. Можно попробовать остановиться в гостях у местных жителей. Так, на Камчатке есть пользователи сетей международного гостеприимства Hospitalityclub и Couchsurfing, а, кроме того, много туристов-походников и альпинистов, с которыми можно познакомиться и пообщаться по Интернету и которые, возможно, смогут вас приютить. Я две ночи провел в Петропавловске-Камчатском у пользователя Couchsurfing, две ночи в Ключах - у пользователя Hospitalityclub, дважды переночевал в Елизово у друга друзей и недели полторы в общей сложности провел в гостях у местного журналиста, с которым один из приехавших со мной людей познакомился через третьих лиц.

Еда

Многих людей напугали камчатской дороговизной. Некоторые даже умудрились привезти с материка продукты, не зная реальной ситуации с ценами и готовясь к самому худшему. Тем не менее, на месте выяснилось, что на Камчатке все не так уж страшно. Серьезной дороговизной отличаются только молочная продукция и фрукты, а главные походные продукты - гречка, рис, тушенка, сгущенка, чай - дороже совсем ненамного, как правило, на 5-10%.

Лучше всего закупаться в супермаркете «Шамса» - эдакий местный аналог «Ашана». Их на Камчатке всего два - один в Елизово, второй в Петропавловске, на въезде в город со стороны аэропорта, рядом с автостанцией «10-й км». Там большой выбор и умеренные цены. Ну и, конечно, продуктовые магазины есть во всех остальных городах и поселках. Внимание - на Мутновской ГеоТЭС, где можно искупаться в термальных источниках и сходить на Мутновскую и Горелую сопки, никаких продуктовых магазинов нет, закупаться нужно заранее в Петропавловске или поселке Термальном.

Опасности и неприятности

Как и по всему Дальнему Востоку, медведи здесь - реальная опасность. Впрочем, нам повезло - никто из прилетевших вместе со мной так ни разу и не наблюдал их вживую, хотя мы многократно видели следы и помет этого животного. Но быть готовым ко встрече все же нужно. Могу лишь повторить то, что я писал в отчете по Сахалину. В 99% случаев медведь не станет нападать на человека, если последний его не спровоцирует. Разве что опасно сталкиваться с медведем-шатуном по весне или с медведем, не устроившимся на ночлег в берлогу в начале зимы. В остальное же время года у медведя достаточно еды, и человек ему совершенно не интересен.

Два основополагающих правила таковы: резкие движения вызывают у медведя агрессию, резкие звуки - страх. Отсюда вывод: при встрече с медведем не стоит двигаться, убегать и т. д. - скорее всего, оно погонится за вами. А вот резкие звуки - крики, свистки и т. д. - нужно издавать погромче и почаще, ибо медведь их пугается и предпочтет ретироваться.

Есть еще ряд дельных советов: на ночь убирать еду в отдельный мешок и вешать высоко на дерево, развешивать вокруг лагеря носки и другие вещи с резким человеческим запахом, иметь при себе перцовый баллончик или фальшвеер для особо наглых медведей и т. д. Можете погуглить и поискать более подробные рекомендации. Например, можете почитать здесь - http://ru.kamchatka-tourism.com/content/view/13/14/

Интернет и связь

С Интернетом на Камчатке дела обстоят пока не очень. Он, конечно, существует, однако безлимитных тарифов нет ни в интернет-кафе, ни дома у местных жителей. Говорят, у какого-то провайдера можно после полуночи пользоваться Интернетом без учета трафика, во всех остальных случаях будет учитываться каждый мегабайт. Дома это обычно 1 руб. за мегабайт, в Интернет-кафе - 3-4 руб. за мегабайт (плюс плата за время аренды компьютера). Иногда есть даже плата за исходящий (!) трафик.

В связи с этим рекомендую зайти в Краевую научную библиотеку на ул. Карла Маркса (остановка «Областная библиотека»), где можно бесплатно записаться и взять полчаса бесплатного Интернета в следующие временные отрезки: с октября по июнь - пн-чт 14.00-15.00 сб-вс 12.00-15.00, с июля по сентябрь - 11.00-13.00.

Мобильная связь хорошо ловит во всех населенных пунктах, но на трассе, как правило, отсутствует.

Жизнь на Камчатке

Основное занятие местного населения - работа в рыбной промышленности. Есть как легальные рыболовецкие суда и рыбозаводы, так и довольно многочисленные браконьеры. Кроме того, часть камчадалов служит на подводных лодках (в Вилючинске находится база подводного флота), водит туристов и охотников по горам и лесам, с переменным успехом занимается сельским хозяйством (особенно славится продукция, выращенная в теплицах поселка Эссо), а часть коренного населения еще и разводит оленей.

Камчатка - один из немногих российских регионов, где от общения с местными жителями остается масса позитивных впечатлений. Люди, живущие здесь, по-настоящему любят свой край. На Камчатке почти не встречается обычного удивленного российского обращения к путешественнику: «Вот тебе, блин, дома не сидится», наоборот, большинство с интересом расспрашивают о том, где ты уже был и куда собираешься, и дают советы, что еще можно посмотреть. И вообще народ здесь встречается культурный и доброжелательный, даже гопники мне на глаза ни разу не попадались.

Такого количества краеведческой литературы не увидишь нигде в России. Кажется, в книжных магазинах Петропавловска-Камчатского больше книг о Камчатке, чем в столичных книжных магазинах - о Москве. Многие шутят, что на Камчатке каждый второй - писатель. Смех смехом, но моих знакомых, ехавших автостопом, как-то подвез Виктор Кириллов - автор путеводителя по пешеходным тропам региона, а меня - писатель Виктор Борисов, автор нескольких книг по истории поселков и городов Камчатки.

На Камчатке сильно чувствуешь оторванность этого региона от остальной России. Даже Сахалин, даром что остров, не так изолирован - оттуда хотя бы ежедневно ходят паромы на материк. С Камчатки же можно улететь только на самолете, поэтому для ее жителей остальная Россия кажется какой-то далекой и призрачной. Называют ее «материк» - «полетел на материк», «привезли с материка» и т. д., хотя формально, конечно, Камчатка тоже часть этого материка.

Тем не менее, даже здесь, на краю земли, есть жизнь и цивилизация, и хотя многие уезжают отсюда, те, кто остались, говорят, что довольны жизнью и не променяют Камчатку ни на что другое. Почему они так думают, можно понять, приехав сюда и увидев всю здешнюю красоту. Те же, кто еще не приехал, могут составить хотя бы приблизительное представление о Камчатке по приведенным ниже фотографием.












Петропавловск-Камчатский




Мишенная сопка


Вид на город с Мишенной сопки
































































Поход на Авачинскую сопку




Изучаем медвежий помёт






















Реклама Академии Вольных Путешествий




















Берег Тихого океана в районе поселка Заозерный








Поход на Корякский перевал


































Трасса Поселок Термальный - Мутновская ГеоТЭС








Реклама форума «Русский Backpacker»




Дачные термальные источники




















Мутновская геотермальная электростанция


Поход на Мутновскую сопку










































Первая Камчатская Эльба (фестиваль автостопщиков) на Верхне-Паратунских термальных источниках









Еще немного рекламы форума «Русский Backpacker»






Верхне-Паратунские термальные источники










Малкинские термальные источники










Река Быстрая








Поселок Эссо


















Аэропорт в поселке Анавгай






Река Камчатка. Паромная переправа








Сопка Домашняя (7 км к югу от поселка Ключи)




Вид на поселок Ключи с вершины сопки Домашней






Ключевская сопка




Поселок Ключи
















Поход на Голубые озера




























Поход на мыс Маячный






Скалы Три Брата














Едем домой














фото, путешествия

Previous post Next post
Up