Спасибо, любопытно, не замечал такого. Логика "оппозиции" в какой-то мере понятна, да и поверхностные аналогии хорошо работают - декабристы, вроде как, хотели только царя свергнуть и побольше свободы для народа, так и нынешние оппозиционеры - свергнуть и свободы побольше.
А почитание декабристов в Сибири как раз понятно - декабристы будучи в ссылке, для развития и просвещения Сибири сделали очень много - благо жили там довольно долго (и грамотных людей в тех краях тогда не хватало, это вообще и для более поздних революционеров характерно, народников, к примеру). Потому и почитание - краеведы в том или ином городе наверняка много занимались вопросом, что каждый из декабристов сделал в конкретном городе.
Я где-то читал, что декабристы в Сибири чуть ли не на британскую разведку работали. Автор этого утверждения приводил факт: кто-то из декабристов занимался картографией, а у британцев оказались подробные карты именно той местности.
Да, картографией они наверняка занимались. А вот как аналогичные карты оказались у англичан - это вопрос. И версий тут может быть много, вплоть до того, что англичанами ничто не мешало самим в той местности побывать и карты сделать (вообще иностранные путешественники в Сибири, составившие карты - это отнюдь не экзотика, другое дело, что карты и описания далеко не всегда с реальностью совпадают). Карты наверняка копировали, потом они где-то хранились - стащить копию из какого-нибудь учреждения в общем-то не сложно, а заплатить какому-нибудь чиновнику, чтобы он сделал еще одну копию - совсем просто. В общем можно выбрать любой вариант - какой больше понравится.
Для меня главным аргументом против декабристов стал очевидный факт: никто декабристов них не освобождал своих крестьян. Получается, что декабристы то ли не собирались отменять крепостное право, то ли не додумались провести эксперимент на малой части крестьянства (ну, порядка одной деревни или одного поместья).
Кстати, а в каких годах отменяли крепостное право в остальных странах Европы? Навскидку я могу сказать, что рабовладение в США отменили практически одновременно с отменой крепостного права в России - в первой половине 186*-х.
Мне хотелось знать, оценят ли крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предполагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и, наконец, спросили: "Земля, которою мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?" Я им отвечал, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня. "Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: мы ваши, а земля наша". Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно. И.Д. Якушкин. Записки // Декабристы. Т.2. М., 1987. С. 400-40
Если бы я хотел саботировать освобождение крестьян, я бы именно это им и предложил.
Крестьянин есть человек, привязанный к земле. И эта привязка продолжается до тех пор, пока он не перестанет быть крестьянином. Свобода нужна крестьянину очень редко - либо когда он хочет сменить место жительства (а такие случаи выпадали в среднем реже, чем раз в жизни - например, при Столыпине крестьяне переездали в Сибирь), либо когда хочет перестать быть крестьянином (например, переехать в город).
Свобода крестьянину нужна не для того, чтобы пользоваться ей постоянно, а на случай, если свободой вдруг захочется воспользоваться. Т.е. правильным решением было бы выдать каждому крестьянину бумагу о том, что тот может в любой момент покинуть поместье и уйти куда угодно.
Comments 9
А почитание декабристов в Сибири как раз понятно - декабристы будучи в ссылке, для развития и просвещения Сибири сделали очень много - благо жили там довольно долго (и грамотных людей в тех краях тогда не хватало, это вообще и для более поздних революционеров характерно, народников, к примеру). Потому и почитание - краеведы в том или ином городе наверняка много занимались вопросом, что каждый из декабристов сделал в конкретном городе.
Reply
Reply
А вот как аналогичные карты оказались у англичан - это вопрос. И версий тут может быть много, вплоть до того, что англичанами ничто не мешало самим в той местности побывать и карты сделать (вообще иностранные путешественники в Сибири, составившие карты - это отнюдь не экзотика, другое дело, что карты и описания далеко не всегда с реальностью совпадают).
Карты наверняка копировали, потом они где-то хранились - стащить копию из какого-нибудь учреждения в общем-то не сложно, а заплатить какому-нибудь чиновнику, чтобы он сделал еще одну копию - совсем просто.
В общем можно выбрать любой вариант - какой больше понравится.
Reply
http://www.peoples.ru/family/wife/volkonskaya/history1.html
Reply
Кстати, а в каких годах отменяли крепостное право в остальных странах Европы? Навскидку я могу сказать, что рабовладение в США отменили практически одновременно с отменой крепостного права в России - в первой половине 186*-х.
Reply
Мне хотелось знать, оценят ли крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предполагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и, наконец, спросили: "Земля, которою мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?" Я им отвечал, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня. "Ну так, батюшка, оставайся все по-старому: мы ваши, а земля наша". Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя собственно.
И.Д. Якушкин. Записки // Декабристы. Т.2. М., 1987. С. 400-40
Reply
Reply
Крестьянин есть человек, привязанный к земле. И эта привязка продолжается до тех пор, пока он не перестанет быть крестьянином. Свобода нужна крестьянину очень редко - либо когда он хочет сменить место жительства (а такие случаи выпадали в среднем реже, чем раз в жизни - например, при Столыпине крестьяне переездали в Сибирь), либо когда хочет перестать быть крестьянином (например, переехать в город).
Свобода крестьянину нужна не для того, чтобы пользоваться ей постоянно, а на случай, если свободой вдруг захочется воспользоваться. Т.е. правильным решением было бы выдать каждому крестьянину бумагу о том, что тот может в любой момент покинуть поместье и уйти куда угодно.
Reply
Reply
Leave a comment