Скрытый образ черепа в искусстве.

Oct 21, 2008 10:56




Vincent van Gogh - Skull with Burning Cigarette
Ван Гог. Череп с горящей сигаретой.

Не дает мне покоя слава Шемякина. Сам же коллекционирую различные визуальные образы, почему бы не показать их. Собственно в формат ЖЖ запихнуть тему "Череп в искусстве" невозмжно - благо нет художника, который бы не использовал подобный образ в своих работах. На нем рисовать учатся. Поэтому тема сужена до "Скрытого образа черепа в искусстве". Можно было бы вывести отдельную тему по скрытым образм в искусстве, но она тоже необъятна. Поэтому, для начала, ограничимся черепами.
Первая картинка, мало соответсвует подборке, а скорее служит просто иллюстрацией к коллекции.


В европейской живописи череп являлся аллюзией на иллюзорность бытия. Художники использовали этот образ что бы продчеркнуть скоротечность жизни, дать зрителю лишнее напоминание о смерти и временности присутсвия на земле. Череп мог служить напоминаением не только смерти, но и тлена, старения. Мода на декаданс с одной стороны принесла постоянное внимание к смерти, а с другой поиск новых форм для аллюзий, на фоне отказа от прежних традиционных образов. В это же время становяться популярными исследования психологов в области оптических иллюзий (Эбингауза-Титченера). И, очень скоро, оптические иллюзии переходят из научных журналов на холсты художников, которые в этих иллюзиях шифруют привычные образы.



All Is Vanity by Charles Allan Gilbert (1892)
Гилберт. Все тщеславие.

Одна из ранних работа Гилберта, сделанная им в юношесоком возрасте, и впоследствии растиражированная в виде открытки 1902 года. Именно эту работу следует считать праоброзом скрытого изображения черепа в искусстве и как самую раннюю и как самую распространненую. Скорее всего все последующие образы уже подражания в той или иной мере именно этой работе. Кстати, подражатели есть и до сих пор.



A Pierrot’s Love (uncredited) (1905)
Влюбленный Пьеро.

Открытка созданная под явным влиянием работы Гилберта. Но так же многократно растиражированная и потому нашедшая множесто подражателей.

Как например вот такая французская открытка


La Famille Impériale de Russie; French postcard (1908).
Изображающая в легкой карикатурной форме Императорскую Российскую Семью.
Тут уже череп даже более явный, чем на предыдущих работах, образ натянутый, скрытый образ черепа в виду явности очень относительный. Но связано это скорее с низким уровнем мастерства художника.



Judge Magazine cover, 1894 “Death to our industries!”



машина смерти



Au revoir!



После декаденства начала века, приходит эпоха сюрреалистов, которым скрытые образы оказываются даже ближе, и тема находит развитие уже в фотографиях, скульптуре.


In Voluptate Mors by Salvador Dalí & Philippe Halsman (1951).
Череп Дали в фотографии Халсмана стал в своем роде квинтесенции скрытых образов. Дали уникально развил тему скрытого образа черепа:


Salvador Dali. Skull of Zurbaran. 1956.





Интересная гравюра - муравьи. У Дали вообще часто используются муравьи, но тут они облепив шарики, создали образа трех черепов.



Salvador Dali. Soldier Take Warning. 1942
Такое своебразное предупреждение об опасностях случайных половых связей.



Автора не знаю. Но явно создавалась как демонстрация возможностей по сокрытию черепов в картине - наверное интересно посчитать, сколько черепов зашифровал художник.



The Adventures of Luther Arkwright by Bryan Talbot (1982).
И вот уже изображение из комикса, явно созданное под влиянием "Любви Пьерро".
Образы в комиксах бесконечны:



Lord Horror: Reverbstorm (1991).



Hellblazer (unpublished) (1994).



Poison by Dior, photographed by Vincent Peters (2002).
Из серии "Все новое - хорошо забытое старое"
Рекламма Диор. По словам фотографа он сознательно использовал образ Гилберта добившись уникального сходства.



Cover from the Def Leppard album 'RetroActive' (photographer : Nels Isralson).1992
Еще один вариант эксплатации этой же темы. В принципе глядя на эту фотографию становится понятно, что Винсет Петерс использовал для рекламмы Диор образ созданный Нельсом, а не Гилбертом.



Более сложный образ, как видно, достаточно нетипичный - череп изображен в профиль, к чему художники прибегали крайне редко.



Тоже интересная работа - это аэрография на автомобиле. К сожалению, художника не знаю.



Достаточно омерзительная работа, и по качеству и по уровню. Найденная мной на просторе интернета.



The Descent. 2005
Ну и наконец, заканчивая тему уже даже скорее не образов, а подражателей - рекламма фильма The Descent (Спуск, Зловещая темнота - разные переводы в прокате). Где уже использовался образ черепа созданный Дали и Халсманом.

тематические подборки

Previous post Next post
Up