Судя по предыдущей публикации, тема вышивки с велосипедной тематикой показалась интересной!
В коллекции Веломузея уже много лет хранится другой раритет, но также с очень интересной историей... Это полотенце, вышитое гладью с изображением дамы-велосипедистки и популярным в те годы спортивным девизом All Heil!.
История этого полотенца похожа на детектив. Начну с начала...
В 1890-х годах жил себе в Москве некий Василий Андреевич Петерс. Был он чистокровным немцем и при рождении назван был другим именем, но в России изменил его - для удобства окружающих. Владел собственным магазином по продаже велосипедов и спортивных принадлежностей и был, одновременно, московским консулом Всеобщего Германского Союза Велосипедистов, одним из старшин Московского Клуба Велосипедистов, а также - постоянным сотрудником журнала "Циклист" - словом, человеком в московском велосипедном мире весьма известным. Настоящим большим увлечением герра Петерса был велосипедный туризм. Василий Андреевич с охотой путешествовал с друзьями на веломашинах как по окрестностям Первопрестольной, так и по весьма отдаленным местностям. В августе 1898 года Василий Петерс женился. Супруга его, Надежда Владимировна также была большой поклонницей велосипедной езды и молодые отправились в свадебное путешествие - на велосипедах. По скромному маршруту по Европе, намереваясь посетить Германию, Англию, Бельгию, Францию, Швейцарию, Италию и Австро - Венгрию.
Почему я все это рассказываю? Вот почему: по возвращении из путешествия Надежда Владимировна активно стала пропагандировать среди московских дам велосипедные прогулки, составив импровизированный кружок по интересам. Для поощрения велосипедисток был объявлен приз, выдаваемый даме, проехавшей максимальное количество верст в общественных велопрогулках за сезон. Учет дистанций велся по маршрутным книжкам. В качестве приза полагалось вышитое полотенце, изготовленное собственноручно Надеждой Владимировной Петерс и серебряный памятный жетон. В сезоне 1899 года почетный приз был присужден и вручен Ирине Федоровне Тихомировой - дочери московского инженера.
Прошли годы... Серебряный жетон вместе с семейными драгоценностями и столовым серебром был продан в голодные 1920-е годы. Вышитое полотенце хранилось в сундуке с приданым двух дочерей Ирины Федоровны. Путешествовало в Туркестан вместе с семьей одной из дочерей, вышедшей замуж за красного командира; вернулось в Москву, когда красный командир стал полковником и поступил в Военную Академию. Вторично путешествовало в Туркестан, в Бухару - на этот раз в эвакуацию в военном 1941 году, ...и опять вернулось обратно. Сменились поколения, и в 2003 году престарелая уже внучка Ирины Тихомировой подарила полотенце мне - вместе с половинкой этой истории. Вторую половину - удалось реконструировать по имеющимся в моей коллекции документам и материалам. Такая вот история.
Историю рассказывал Андрей Мятиев.