Двуглавый орел - империя наносит ответный удар)

Dec 07, 2015 16:01

Вчера я в очередной раз посещал ГИМ (Государственный Исторический Музей в Москве). Как правило, все мои походы в музей сопровождаются активным фотографированием экспонатов, и это несмотря на то, что снимал я тут много раз. Но, как известно, повторение - мать учения.
В итоге я обнаружил нечто, подвергающее сомнению мою стройную турецкую теорию происхождения двуглавого орла в Европе в средние века. Нельзя сказать, что я не замечал эту бронзовую гирьку в виде императора раньше. Просто не предавал факту ее существования особого значения.
Ну, а сейчас, когда наше политбюро изменило свое отношение к Турции, самое время внезапно обрести бронзового римского императора с двуглавым орлом в руке:)

Эта маленькая бронзовая фигурка (высота примерно 10 см) выполняла роль гири для весов. Изображен здесь некто, предположительно император римской империи, в правой руке держащий державу (круглый шар), а на ней мы видим нечто с большой вероятностью напоминающее двуглавого орла. Головы и крылья орла обломались, но можно не сомневаться, что это он и есть. Фигурка происходит из крымского Херсонеса и датируется  4-7 вв. Вот такие дела.




Конечно, не стоит думать, что одно подобное изображение обрушивает всю теорию турецких двуглавых орлов. Кстати, эту теорию никто так и не смог опровергнуть. Я написал пост про турецких орлов еще 2,5 лет назад, за это время ни один человек даже близко не смог ее перечеркнуть.

Любые двуглавые птицы римской империи всегда вызывали сильное возбуждение у исследователей. В связи с этим, возникает закономерный вопрос, почему об этой фигурке ничего неизвестно. Относительно недавно ( в 2010 году) в Эрмитаже проходила выставка "одного экспоната" - это была ручка меча из Испании, выполненная в виде двух орлиных голов. Причем, там речь не шла о классическом геральдическом облике этого символа, там присутствовали просто две торчащие орлиные головы. И этого было уже достаточно, чтобы устроить патриотическую истерию и привезти эту ручку в Эрмитаж. Я делал специальный постик про сие действо, кстати, пост по-своему фантастический, так как он не собрал ни одного (!!) комментария, для моего блога это редкость. Видимо мои читатели не прониклись этим важным событием:)

А тут мы видим хоть и обрубок двуглавого орла, но зато во всей своей геральдической красе, да еще и на державе - атрибуте царской/императорской власти. И тишина)



Так как мне неизвестна история обретения сего артефакта, то написать о нем можно немногое.
Фигурка выглядит архаично, император здесь похож на языческого Юпитера или Зевса, поэтому возможна ранняя датировка - 4-5 вв., на музейной табличке 4-7 вв. Эта дата также ставит под сомнение расхожее мнение, что двуглавый орел появился в Ромейской империи только во времена Палеологов. Если конечно это не подделка, так как другие подобные гирьки мне неизвестны.

С другой стороны, данный артефакт не выбивается из общей системы обретения подобных символов, дело в том, что давно замечено, что двуглавые орлы появлялись всегда на периферии византийского мира - в Испании у арабов, в Малой Азии у турок, в Персии, в Эфиопии, в Болгарии, но его нет в главных городах империи - Риме и Константинополе. Этот бронзовый император также найден в глубокой римской провинции - крымском Херсонесе.

Что это может значить - никому неизвестно. Я бы предположил, что вторую орлиную голову добавляли правители зависимых от Римской империи государств, дабы показать свою причастность общему делу. Ведь, как известно, символ Рима - это орел одноглавый. Две головы могут символизировать отдельное государство под властью империи, где одна из них, собственно, римская - это, думаю, понятно, а вторая - это символ зависимого государства, которое вроде как тоже Римская империя, но со своей отдельной орлиной головой.

Насколько эта фигурка может влиять на теорию турецкого происхождения двуглавых орлов? Вопрос неоднозначный, с одной стороны, вот он римский император со своим символом власти, а с другой - фигурка, как я понимаю, существует в единственном экземпляре, что не свидетельствует о популярности данного изображения. Как известно, массовое появление двуглавых орлов в Византии было связанно именно с Палеологами в 12-13 веках Т.е. временной промежуток межу 4 в. и 13 очень большой - почти 1000 лет, за это время иконография власти могла и изменяться. Но самое главное, все поздние двуглавые орлы имели ощутимую восточную стилистику, т.е. можно предположить, что если такой символ и существовал ранее, то с течением времени он был утрачен, и уже в 12 веке был заново обретен под влиянием турок-сельджуков.

декоративно-прикладное искусство, музеи, Византия

Previous post Next post
Up