Хиральда: бывший минарет и современная колокольня Севильского кафедрального собора

Oct 20, 2015 07:18

Хиральда (исп. La Giralda) - один из символов Севильи - является колокольней Севильского кафедрального собора Санта Мария-де-ла-Седе. Однако интересна она не столько этим, сколько историей своего  возникновения и превращения из минарета  Большой Севильской мечети  в колокольню крупнейшего готического собора в Европе, а  также своим названием, что фактически означает "флюгер".



Изначально Хиральда была минаретом  Большой мечети, постороенной в Севилье еще при Альмохадах. Мавританские строители начали возводить его по проекту зодчего Ахмеда бен Бану в 1184 г.; работа  по возведению башни была окончена в 1198 г. под руководством Али ал Гомара. Современная арабская часть башни достигает высоты в 70 м. В основе ее лежит четырехугольник, каждая сторона которого составляет 13,6 м. Цоколь башни сложен из громадных граненных камней римского периода (толщиной до трех метров) - на некоторых  из них все еще можно прочесть римские надписи.



Верхние ярусы башни разделены гладкой кирпичной облицовкой на три вытянутые зоны. По центральной оси расположены одиночные, а затем двойные окна (ахимесес), обрамленные колонками. Окна вписаны в стрельчатые арки с фестончатым краем (балкончики были пристроены в XVI в.) Центральная ось башни с окнами обрамлена вертикальными полосами рельефного декора, который образован чередованием геометрической плетенки и двойных стрельчатых арок. Углы башни оставлены гладкими.
Над сохранившемся до наших дней в первозданном виде нижним уровнем Хиральды первоначально была надстроена небольшая башня, которая держала 4 огромных позолоченных сферы. Согласно древним хроникам, при освещении этих шаров солнечными лучами, их блеск замечали путники, которым до Севильи было ещё около дня хода. Эти сферы были настолько большими, что, согласно легенде, для того, чтобы вывести их из города, христианам даже пришлось расширить городские ворота Севильи.



Во время землетрясения 1355 г. верхняя часть минарета упала на землю. К тому времени Севилья, взятая войсками Фердинанда III, уже более столетия была христианской. На минарете, который получил название Башни св. Марии, в 1400 г. были установлены первые в Испании городские часы. Когда же строительство католического собора на месте разрушенной мечети было закончено, башня получила свое новое завершение в виде пятиярусной колокольни, сооруженной кордовским архитектором Эрнаном Руисом Младшим в 1568 г.

Звонница Хиральды:




Над верхнем ярусе современной Хиральды на высоте 83 м. на бронзовом шаре располагается бронзовая аллегория Веры с пальмовой ветвью в руке (творение Диего Пескера и Бернардо Мореля), одновременно служащая флюгером. Считается, что Хиральда получила свое название именно благодаря этой статуе: по-испански - la giralda (от исп. глагола girar - вращаться). Первоначально  Хиральдой называлась не столько вся колокольня, сколько сама статуя, которая своими размерами и массивностью производила сильнейшее впечатление на современников. В  «Дон Кихоте» М. де Сервантеса Хиральда пародийно отождествляется с образом сказочной великанши.





Современная высота Хиральды (вместе  с флюгером) составляет 98 м.
Хиральда в составе архитектурного ансамбля Севильского кафедрального собора:


Вид на Хиральду из Апельсиновго дворика:


Внутри Хиральда имеет семь ярусов, соединенных между собой каменным пандусом, по которому легко могут разъехаться два всадника - считается, что  в мавританские времена муэдзин для призыва мусульман к молитве въезжал на минарет верхом на ослике. В целях прочности толстые стены башни еще более уплотняются по мере того, как сужается идущее вверх ее внутреннее пространство. Пройдя 37 пандусов Хиральды можно очутится на ее смотровой площадке, с которой открывается завораживающий дух вид на массив распростертого внизу собора...









... на скученные кварталы средневекового центра Севильи, ленту голубого Гвадалквивира и далекие холмы Андалусии.







Выступая одним из символов Севильи, Хиральда часто появляется в качестве фона на полотнах картин, постеров и открыток, рассказывающих о городе и рекламирующих его крастоы и исторические виды. В самом Кафедральном соборе Севильи Хиральде отведено почетное место на храмовых витражах как неотъемлимой части удивительной истории и архитектуры этого необыкновенного города.



архитектура, 14 век, 15 век, 13 век, Испания

Previous post Next post
Up