Оригинал взят у
virginian в
Портреты Тиллы Дюрье Франц Штук, Тилла Дюрье в роли "Цирцеи"
Дочь известного австрийского химика Рихарда Годефруа, Отилия Годефруа (Тилла Дюрье ее сценический псевдоним) получила актёрское образование в Вене и быстро получила известность своей игрой в лучших театрах Германии и Австрии. Сказать, что ее жизнь была бурной, значит ничего не сказать. Дружба с известными людьми, активное участие в культурной жизни и головокружительный успех у мужчин сделали Тиллу обьектом устремлений многих художников.
Ренуар, портрет актрисы Тиллы Дюрье (Отилии Годефруа)
1914-ый год, "красный" период Ренуара, уже давно отошедшего от импрессионизма. Талант мастера никуда не делся, но среди картин этого периода теряешься, трудно выделить какую-либо одну, слишком они похожи, одна и та же цветовая гамма, одна и та же натурщица, один и тот же "объемный" стиль. Но нет правил без исключений, портрет Тиллы Дюрье выделяется на фоне остальных, что-то было особенное в этой женщине, раз Ренуар вернулся в ее портрете (хотя и не до конца) к "основам".
Тилла Дюрье на снимке известного фотографа Якоба Хильсдорфа, 1905
Тилла Дюрье в роли Саломеи исполняет свой знаменитый "Танец живота"
Особенно "запал" на Тиллу небезызвестный Франц Штук. "Князь живописи" рисовал ее портреты один за другим.
На современников произвела неизгладимое впечатление игра Тиллы Дюрье в роли Цирцеи в пьесе Джеймса Джойса "Улисс".
Цирцея, Франц Штук, 1913
Если у кого-то и были сомнения, что эта женщина может превращать мужчин в свиней, то после этого портрета Штука все они должны окончательно рассеяться.
Ловис Коринт, портрет Тиллы в костюме испанской танцовщицы
В числе многих работ Коринта была утрачена во Вторую Мировую войну.
Тилла Дюрье в роли Саломеи, еще одной роковой женщины
Как это иногда бывает у актеров, игра переходит в жизнь, а жизнь переходит в игру. Не знаю, была ли Тилла пресловутой la femme fatale, но когда Тилла развелась со своим вторым мужем, Паулем Кассирером, он покончил жизнь самоубийством прямо в суде, выйдя в соседнюю комнату.
Тилла провожает в последний путь бедного Пауля
Прощальный букет...
Пальма первенства принадлежит Эмилю Орлику, он оставил множество графических портретов актрисы
На первый взгляд, типичные салонные зарисовки, но, если присмотреться, обнаруживается сильная и целеустремленная натура.
В берлинские «золотые двадцатые» Тилла снова блистает, знакомится с берлинскими знаменитостями и принимает активное участие в театре Эрвина Пискатора, немецкого Мейерхольда.
Макс Оппенгеймер, портрет актрисы Тиллы Дюрье, 1912
Такие женщины как Тилла долго не пребывают в одиночестве, в 1930-ом году она выходит замуж за Людвига Катценелленбогена, богатого финансиста и промышленника. В 1933 году к власти приходят нацисты и Тилла с мужем были вынуждены бежать в Швейцарию. Правда, супруг Тиллы бежал не только от нацистов, но еще и от кредиторов, ухитрившись получить необеспеченные займы сразу в нескольких банках. Из Швейцарии супруги перебираются в Загреб (видимо опасаясь еще одного аншлюса). Это решение было роковым для Людвига, Хорватия становится союзницей Германии и вносит свою лепту в "окончательное решение". Катценелленбогена арестовывают и отправляют в концлагерь, откуда он уже не вернулся. После войны неутомимая Тилла снова возвращается в Германию и активно гастролирует в театрах Берлина, Гамбурга и Мюнстера.
История с портретами Тиллы Дюрье получила неожиданное продолжение в 2012-ом году, когда картины, конфискованные нацистами в 1930-ых, были обнаружены в квартире мюнхенского коллекционера Корнелиуса Гурлитта. Всего было найдено порядка 1,5 тыс. полотен художников классического модернизма (так теперь стали называть бывшее "дегенеративное искусство"). Среди найденных произведений работы Пабло Пикассо, Марка Шагала, Анри Матисса, Эмиля Нольде и в том числе портрет нашей Тиллы!
Оскар Кокошка, Портрет Тиллы Дюрье, 1910
Последнее фото гранд-дамы
Тилла Дюрье умерла 21 февраля 1971-го года в Берлине и была похоронена рядом со своим вторым мужем Паулем Кассирером на Лесном кладбище в Вестенде. Кто знает, может они снова счастливы на небесах, как были когда-то в их лучшие годы в начале века...