Марианна Веревкина - жизнь в фотографиях, Часть 2

Dec 01, 2014 11:08

Оригинал взят у virginian в Марианна Веревкина - жизнь в фотографиях, Часть 2

Марианна Веревкина, Автопортрет, 1910



Марианна с Явленским не случайно оказались в Мурнау, они воспользовались гостепреимством Габриель Мюнтер, у которой в Мурнау был свой уютный домик, в нем-то и хватило места для всей честной компании.





К ним в гости часто приезжал Василий Кандинский и все четверо вместе рисовали на пленэре в живописных окрестностях Мурнау.

Габриель Мюнтер, Русский дом




Период жизни в Мурнау был своего рода "Болдинской осенью" для Марианны, она активно работает, совместно с Кандинским, Явленским, Канольдтом и Эрбслё основывает «Новое Мюнхенское художественное объединение» (Neue Künstlervereinigung München). Позже к ним присоединяется Франц Марк, Август Маке и другие немецкие художники, с успехом проходит первая выставка объединения в галерее Таннхаузер в Мюнхене. В 1910 году работы Верёвкиной выставляются в Риге и Санкт-Петербурге. В 1911 году Марианна вместе с Явленским едет Париж, где встречается с Матиссом.

Сельский пейзаж



Прачки



Пивной ресторан



Через какое-то время Явленский и Франц Марк основывают свою собственную группу, Синий Всадник.
Новое Мюнхенское объединение стало для них слишком традиционным и, как они считали, сдерживало их художественное развитие. Какое-то время обе группы существовали одновременно и Марианна выставляла свои работы на выставках "Синего Всадника".

Как выяснилось впоследствии, во время войны в доме Габриэлы хранились сотни работ художников "Синего всадника", в том числе и Кандинского, и они не были обнаружены нацистами, несмотря на несколько обысков. На своё 80-летие Мюнтер передала свою коллекцию государственному музею в Мюнхене.

В последние предвоенные годы отношения Марианны с Явленским меняются от сложных до очень сложных. Марианна и Явленский часто и подолгу жили в Российской империи - в имении Благодать в Литве, в Ковно, где старший брат Марианны, Петр Веревкин, был губернатором, принимали участие в европейской и русской художественной жизни, но в 1914 году Марианна уезжает одна, пытаясь в очередной раз расстаться с Явленским. Увы, надолго ее не хватило, в августе она снова возвращается в Германию и едет к Явленскому в Мюнхен.

Марианна Веревкина с племянником Александром, Литва, 1914



Более неподходящего времени для возвращения в Германию трудно было придумать, брат и друзья наверняка отговаривали Марианну, но она их не слушала. По иронии судьбы, это "безответственное решение" в конечном итоге спасло как жизнь самой Марианны, так и ее наследие.

С началом войны "шведская семья" Марианны вынуждена была эмигрировать в Швейцарию.

Марианна, Явленский, его сын и Елена (Леля) Незнакомова поселились сначала в Сент-Прё под Лозанной, а в 1917 году - в Цюрихе. Несмотря на войну, пенсия продолжала поступать, хотя ее и сократили наполовину в связи с военным временем. Веревкина впервые получила возможность работать для театра - в Лугано она сотрудничала с русским танцовщиком Александром Сахаровым в постановке его балета. В 1919-м художники выбрали местом жительства Аскону - маленький городок на берегу Лаго Маджоре. Более теплый, чем на севере Швейцарии, климат подходил Явленскому. Воистину, жертвенность Марианны по отношению к Явленскому не имеет аналогов.

Швейцария стала для Веревкиной местом последнего прибежища. В 1921 году состоялся окончательный разрыв отношений с Явленским, о чем она писала в своем дневнике так: «Он - творение моей жизни, моя конечная цель, моя пытка». Явленский решил, наконец, жениться на Незнакомовой и переехал с ней и их 20-ти летним сыном в Висбаден.

В Асконе начинается новый и последний этап жизни Марианны. Он прошел в бедности, в 1917 поступлению денег из России пришел конец и Марианна осталась практически без средств, она получала маленькое пособие от Швейцарского Красного Креста и рисовала открытки для туристов. Помогали друзья, в Асконе Марианна снова оказалась в центре культурной жизни, ее картины изредка покупали. В 1924 году Веревкина стала одним из учредителей объединения «Большая Медведица» ("Grofie Bar"), в которое вошли художники, жившие и часто бывавшие в Асконе. В 1922-м Веревкина вместе со швейцарским художником Эрнстом Кемпером создала в провинциальной Асконе небольшой музей современного искусства. Воспользовавшись своими дружескими связями, она попросила знакомых живописцев подарить музею по одной работе. Так родился теперь уже всемирно известный музей, который носит ее имя.

Марианна Веревкина, Александр Сахаров, Луиза Серейн, Клотильда Дерп, Аскона, 1919



Cafe Central, Ascona, 1925



Марианна, Mauerchen, 1925



Марианна Веревкина, 1927



В 1925-ом году Марианна знакомится с Эрнстом Альфредом Айе, который летом того же года отдыхает в Асконе. Между ним и Веревкиной завязывается дружба, их еженедельная переписка длится до конца жизни Веревкиной.

Марианна с берлинским другом, Ernst Alfred Aye, 1928



Санто, как называла Веревкина своего берлинского друга, представлялся ей физическим воплощением образа св. Франциска. На написанной в 1922 году еще до их встречи картине «Двое святых» очертания персонажей действительно очень схожи с последующими этюдами Санто, который служил художнице моделью и для образа Св. Франциска, и для образа монаха.

Ave Maria, 1927



Монах, 1932



Веревкина и Санто вместе путешествуют по Италии останавливаясь в Риме, Неаполе, Помпее, Орвьето, Сиенне, Перузе, и конечно же, добираются до Ассизи, места рождения св. Франциска. По возвращении художница напишет об этом путешествии в цюрихской газете и создаст триптих, посвященный деяниям святого. Аскона стала для Марианны местом, в котором ее окружали интеллигентные, порядочные и любящие искусство друзья.

Марианна, швейцарский художник Ernst Frick, певица Carmen Hagmann, художник Albert Kohler, Frau Kohler (сестра Эрнста Фрика), 1929



Марианна с друзьями, 1930



Вмете с Dr.Paul Jenny и Fritz Stocly, 1930



Марианна работает над картиной Деревенские маски





Вылазка в горы с друзьями, 1930



Марианна с племянницами, Марией и Анастасией, 1932



На следующих фотографиях Марианна с людьми, значение которых в ее жизни трудно переоценить.
Диего и Кармен Хагман стали истинными почитателями ее искусства и покупали ее картины в самые трудные кризисные времена.

Марианна и Диего Хагман, 1931



Вместе с Кармен Хагман, 1930-1931





С братом. Бывшие губернаторы долго в Большевистской России не жили, но Петру с семьей удалось спастись.



Брат Марианны был достойным человеком, много сделавшим для Виленского края, в том числе и в тяжелое военное время. В тех материалах, которые удалось найти в сети, отзываются о нем исключительно в положительном ключе. Вот только одно из свидетельств:

В ЗАРЕВЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ. Падение Вильны. 1915 г. июнь-сентябрь.

В 1936 году Марианна Веревкина пишет последнее полотно «Церковь», к ее давнишней сердечной болезни добавляются другие недуги, ее здоровье начинает резко ухудшаться.

На балкончике вместе с Кармен



Марианна не могла больше рисовать, все оставшиеся месяцы о ней трогательно заботились Кармен и Диего взяв на себя все материальные заботы.

В феврале 1938 года она умирает. Ее хоронят по православному обряду, в присутствии священника, специально приехавшего из Милана.

Последний раз в студии



Гроб провожают Кармен, Диего , Петр с дочерью и сыном (он один из тех, кто несет гроб), многочисленные друзья Марианны



Похоронная процессия, жители Асконы любили Марианну





Могила Марианны Веревкиной на коммунальном кладбище Асконы



Со смертью Марианны закончилась целая эпоха, на мир снова надвигалась военная гроза.

В год смерти художницы проходят ее ретроспективные выставки в Цюрихе и Берне. Марианна Веревкина завещала все произведения своему берлинскому другу Санто, которому пришлось отказаться от наследства, боясь конфискации: картины Веревкиной были занесены нацистами в списки «дегенеративного искусства». Наследство переходит в руки другого благодетеля художницы, живущего в немецкой части Швейцарии, где и создается впоследствии Фонд Марианны Веревкиной с целью сохранения ее наследия.

Марианна Владимировна Веревкина, художник.

10 сентября, 1860, Тула, Россия - 6 февраля 1938, Аскона, Швейцария



В статье использовались материалы из публикации Ирины Хоменко в журнале Русское Искусство:

Марианна Веревкина в Асконе: утверждение стиля

Много интересного о жизни и творчестве Марианны и Алексея Явленского можно найти у marinagra

АЛЕКСЕЙ ФОН ЯВЛЕНСКИЙ: НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК, ВЫХОДЕЦ ИЗ РОССИИ

Большая подборка картин Марианны Веревкиной представлена в постах lilac2012

http://lilac2012.livejournal.com/178749.html

http://lilac2012.livejournal.com/179162.html

http://lilac2012.livejournal.com/179373.html

1930-е, Швейцария, 1920-е, Россия, живопись, 1910-е, экспрессионизм, 20 век

Previous post Next post
Up