Искусство в Лувре измеряется километрами. Когда мы после знаменитой галереи итальянской живописи в корпусе Денон поняли, что это еще не все - впереди огромный раздел итальянского искусства XVII - XVIII веков, сил хватило только на заглядывание в залы. Но в последних открылось второе дыхание - там была Венеция XVIII века и любимый Франческо Гварди.
На стенах Лувра во всем блеске предстала праздничная Серениссима, с толпами людей, многочисленными лодками и гондолами, серебристой лагуной и солнцем, пробивающимся сквозь облака.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/27701632.4e/0_6babe_4b8b8c8e_XL.jpg)
Радостная суета на воде, разряженная публика и трепещущие флаги свидетельствуют о каком-то особом событии. И это действительно так. На первом полотне художник изобразил прибытие дожа на Буцентавре, роскошном церемониальном корабле, к церкви Сан-Николо в Лидо. Это так называемый праздник обручения дожа с Адриатическим морем, когда он бросал в воду кольцо.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/27701632.4e/0_6babf_78b395f3_XL.jpg)
Этот холст вместе с другими девятью луврскими картинами входит в серию из двенадцати полотен, посвященным празднествам, устроенным в честь дожа Альвизе IV Мончениго в 1763 году.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/27701632.4e/0_6bac0_9b40776a_XL.jpg)
Картины написаны значительно позже - лет через двенадцать. Исследователи так датируют этот цикл на основании дамских причесок и живописной манеры художника. В 1760-е годы он только начинал заниматься ведутой, и колорит картин был иным - более темным. Здесь же краски прозрачны, мазки легки. Художник передает влажный венецианский воздух и ласковый солнечный свет.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/27701632.4e/0_6bac1_561b570d_XL.jpg)
На другой картине - коронование дожа на Лестнице гигантов во дворе Палаццо дожей. Торжественная сцена очеловечивается свободной группировкой зрителей, несколькими резвящимися псами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bac2_a3df471c_XL.jpg)
На самом деле, это полотно, как и другие картины серии, очень точно повторяет гравюры Джамбаттисты Брустолона, которые в свою очередь создавались по рисункам Каналетто. Гравюры были напечатаны в 1760-х годах и были широко известны. Вот лист из коллекции Эрмитажа:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/27701632.4f/0_6badd_b580fb2_XL.jpg)
http://www.hermitagemuseum.org/tmplobs/WT76PVYMFIMGY70_403.jpg Поразительно, что Гварди повторил не только композицию листов, но и точно воспроизвел стаффажные фигуры. И даже собаки перекочевали на холст из гравюры!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bac3_225e9b7_XL.jpg)
Откуда же такое ощущение жизни в этих холстах? Думаю, что благодаря тому, что он передает в них изменчивую венецианскую атмосферу, что мазки его необыкновенно точны и легки.
Очень интересны в картинах Гварди временные архитектурные сооружения. В гравюре их временность почти не передается, другое дело трепетная живопись.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/27701632.4e/0_6bac4_ef943540_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/27701632.4e/0_6bac5_40166f60_XL.jpg)
Еще один пример деревянной постройки находим в картине «Праздник Жирного четверга на Пьяцетте».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6baca_7d993e60_XL.jpg)
В Санкт-Петербурге около Никольского Морского собора до сих пор живет каменная родственница этой праздничной башни.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bacc_54cca87c_XL.jpg)
Карнавальная толпа здесь особенно многолюдна. Дож наблюдает за происходящим из дворца.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bacb_1a974c6a_XL.jpg)
Акробаты, экспрессивно жестикулирующие статуи, гирлянды, цветы и серебристый венецианский свет:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6204/27701632.4e/0_6bacd_4cc236fc_XL.jpg)
Свет, преображающий все вокруг, льется сквозь огромные окна и в залы дворца. В одном из них дож дает банкет в честь иностранных послов:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6204/27701632.4e/0_6bace_71ae0547_XL.jpg)
Кажется, что художника интересуют не столько люди, собравшиеся в зале, сколько его потолок с плафонами и золоченой резьбой. Впрочем, это неудивительно: где были во времена Гварди люди с рисунков Каналетто? А залы Палаццо дожей продолжали свою жизнь, и солнечные лучи все также скользили по живописи и архитектурным деталям.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bacf_47009697_XL.jpg)
Люди, даже на банкете, сливаются у Гварди в толпу. Он, вслед за своими предшественниками, показывает нам их со спины, а персонажи на первом плане одеты в баутты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6204/27701632.4e/0_6bad0_996b205f_XL.jpg)
На другой картине дож произносит слова благодарности в зале Большого совета во Дворце дожей. Море однотипных париков. Люди в одинаковых облачениях. Это и есть образ той жёсткой, отлаженной государственной машины, которая продолжала выполнять свои функции даже в те десятилетия, когда карнавал в Венеции длился полгода.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/27701632.4e/0_6bad1_8ab025f7_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/27701632.4e/0_6bad2_5f4f7ab1_XL.jpg)
Еще две картины сохранили память о том, как дож Альвизе IV Мончениго посещал знаменитые венецианские церкви: Санта Дзаккария и Санта Мария дела Салюте.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bac6_f7929192_XL.jpg)
Интересно сравнить свежеотреставрированный фасад Санта Дзакаккария с тем, что запечатлел Гварди:
http://cicerone2007.livejournal.com/4196.html ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/27701632.4e/0_6bac7_5c3a68a2_XL.jpg)
На небольшой площади теснится процессия вельмож в пышных париках, похожих друг на друга. На переднем плане несколько стаффажных фигур, благодаря которым театрализованная постановка становится чуть ближе к реальной жизни.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/27701632.4e/0_6bac8_2938b385_XL.jpg)
Архитектура на этом полотне теплая и чуть-чуть игрушечная:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/27701632.4e/0_6bac9_1f8f68fe_XL.jpg)
Санта Мария дела Салюте изображена в день 21 ноября, когда через Большой канал сооружается понтонный мост, по которому процессия движется от Сан Марко к церкви, чтобы в очередной раз принять участие в молебне в честь избавления от чумы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6204/27701632.4e/0_6bad3_9cd05155_XL.jpg)
И опять трудно поверить, глядя на холст, что картина создавалась не экспромтом. Все так легко и непосредственно. Может быть уместно сравнение Гварди с исполнителем-виртуозом?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5907/27701632.4e/0_6bad4_8b7d2284_XL.jpg)
Он играет по «нотам» Каналетто. Но только он может исполнить «мелодию» с такой фантазией и блеском.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/27701632.4f/0_6bad5_b6bfbcf1_XL.jpg)
Наслаждаясь зрелищем сливающегося с небесами купола Бальтасаре Лонгены, я вспоминала концерт из произведений Вивальди в церкви Сан-Видал. Давно знакомые произведения звучали здесь так, словно это была импровизация. Воздух и свет - вот стихия Гварди. И это умение передавать мимолетное позволило ему из копииста превратиться в поэта.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/27701632.4f/0_6bad6_c1ead144_XL.jpg)
Венеция. Вспоминая Гварди:
http://cicerone2007.livejournal.com/40648.html#cutid1