Древний град Суздаль находится чуть севернее Владимира, о котором я уже
писал ранее. Ныне это не менее известный туристический центр, а скорее и более, как правило, Владимир и Суздаль посещают вместе, ибо расстояние между ними можно проехать за полчаса. Но в древности эти города были конкурентами, они оба в разное время становились столицами княжества. Более древний Суздаль выбыл из конкурентной борьбы за главенство в регионе первым - столица Владимиро-Суздальского княжества в середине 12 в. была перенесена из Суздаля во Владимир. И есть такое мнение, что суздальцы до сих пор не могут этого простить владимирцам)
Вид на Суздальский кремль со стороны реки Каменки.
Первое упоминание о Суздале появляется в 1024 году, связано оно было с неким "восстанием волхвов". Что там случилось, не совсем понятно, видимо, начался голод, но главным фактором недовольства скорее всего стала колонизация региона Ополья киевскими князьями. В 11 в. восстания всяческих волхвов на северо-востоке Руси происходили часто, например, в 1071 г. случились серьезные волнения в Ростове.
Выходцы из Киева постепенно осваивали регион - брали дань у местных племен, а это были меряне и славяне, и строили здесь укрепленные городские центры, одним из которых и стал Суздаль. По археологическим данным первые поселения на месте города появились еще в 10 в., но они не были хоть сколько-то значительными. У суздальского ополья была характерная черта - при сравнительно высокой плотности населения этого региона, значительных городов здесь не возникало, люди жили в многочисленных поселках, разбросанных по всей территории этой зоны плодородных полей. Впоследствии Ополье стало одной из главных житниц Древней Руси.
На месте суздальского Кремля с начала 10 в. существовало небольшое городище, окруженное невысоким валом, его площадь не превышала 1,5 га. Уже в 11 в. это старое городище было срыто, и поверх него начали насыпать валы нынешнего Кремля. Сейчас месторасположение первого укрепления на территории Суздаля - это северо-западный угол кремлевских валов, что на фото ниже.
Макет-реконструкция Суздаля в 12 в. из Владимиро-Суздальского музея. На переднем плане видны стены укрепленного Посада, а в центре Суздальский Кремль.
Но, несмотря на наличие укреплений в 10-11 вв., Суздаль стал настоящим городом только в начале 12 в. при Владимире Мономахе, именно он возвел здесь первый каменный храм - Рождественский собор и насыпал нынешнюю линию валов в Кремле. В связи с тем, что Мономах заложил в тоже время и город Владимир, спор о старшинстве Суздаля и Владимира можно считать несущественным, так как оба города были отстроены примерно в одно и тоже время.
Площадь Кремля при Владимире Мономахе уже 14 га и общая длина валов 1,4 км. От сохранившихся ныне укреплений валы Мономаха отличались меньшей высотой - всего около 2,5 м. К 17 веку они стали больше 10 м. высотой, так как постоянно подновлялись. Поверх валов стояли рубленные деревянные стены - городни. В Кремле было трое ворот - Ильинские в сторону посада, Дмитровские - через речку Каменку в сторону ныне не существующего Дмитровского монастыря и Никольские в сторону реки Каменки.
Интересно, что валы Кремля не следовали береговой линии реки, только на севере крепости стены шли у самой воды. В других местах они существенно отходили от берега, это видно на макете из Суздальского музея, с юга существовал даже специально прорытый ров между Каменкой и крепостными валами, сейчас от него сохранился кусок в виде небольшого озера. Возможно это было вызвано разливами реки и топкостью лугов вокруг крепости.
В начале 12 в. сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий делает Суздаль своей столицей, в это время город достигает своего расцвета. Население Суздаля растет, поэтому рядом с детинцем отстраивается укрепленный посад, его еще называют острогом.
Но уже в середине 12 в. (после 1157 г.) сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский переносит столицу княжества во Владимир, и Суздаль постепенно начинает угасать.
Крепостной вал и ров, отделяющие Кремль (справа) от Посада.
Валы с напольной стороны, т.е. со стороны Посада отличаются особенными размерами.
Увядание Суздаля ускоряет монгольское нашествие - в 1238 г. город был взят штурмом и разграблен. Летописец описывает взятие Суздаля так:
"Взяша Суздаль, и святую Богородицу разграбиша; и двор княжь пожгоша, манстырь святого Димитрия пожгоша, а прочия разграбиша; а черньцы и черницы старыя и попы, а слепыя и хромыя и глухия и трудоватыя, и люди все иссекоша, а что чернець уных (т.е. юных) и черниц, и попов и попадий и диаконы и жены их, и дочери и сыны их, то все ведоша в станы свое".
После такого удара город так и не оправился, тем более что татары грабили Суздаль неоднократно. Значение города несколько возрастает в 14 в., когда он входил в состав Суздальско-Нижегородского княжества, но ненадолго, так как с начала 15 в. Суздаль становится частью растущего Московского государства и полностью теряет свою самостоятельность.
Валы Суздальского кремля грандиозны, их строительство вполне сопоставимо по трудозатратам с великими земляными сооружениями древности, например, знаменитыми
пирамидами в Китае. Меня всегда удивляло множество современных мифов, которые порождают курганы императоров Китая, какую только чушь не придумывают про них, что мол их строили инопланетяне и працивилизации) Хотя земляные укрепления того же Суздаля могут по объему проделанных работ превосходить любые китайские пирамиды.
Понятно, что крепостные валы кремлей строились не одномоментно, но нужно учитывать и экономические возможности небольших русских городов и огромного императорского Китая. Ведь в Суздале, например, в 16 в. было всего 414 дворов, т.е. население города не превышало 3000-4000 человек, из них могли работать на земляных работах всего несколько сотен человек. Конечно, для строительства укреплений активно применялся труд многочисленных рабов, плюс на работы сгоняли население окрестных деревень, но все равно число работников было ограниченным, ведь кормить тысячи человек в условиях русского средневековья затруднительно. При этом валы строились, рубились городни стен, не забываем, что и сами земляные сооружения внутри состояли из деревянных срубов. т.е. это не просто кучи земли.
Как ни странно, но архаичная древнерусская фортификация сохраняла свою актуальность вплоть до 18 века, так как валы хорошо противостояли артиллерии, пушечные ядра увязали в них, поэтому крепостные валы поновлялись до времен Петра I.
Поперек крепостного рва в 19 веке построили какое-то здание, это говорит о том, что рвы Суздаля уже давно были сухими. На заднем плане обезображенная реставрацией Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи 1720 года постройки.
Юго-восточный угол Никольских ворот в суздальском кремле. Вал, идущий с напольной стороны, существенно выше того, что стоит у реки. За валами располагается Никольская церковь (1720-1739 гг.)
Никольская церковь Суздальского кремля.
Еще одна Никольская церковь (1766), этот деревянный храм был перевезен в Кремль из с. Глотово Юрьев-Польского района. За ней располагается главный собор Суздаля - Рождественский (12-15 вв.)
В начале 12 века при Владимире Мономахе в Кремле был построен Успенский собор. Это было возможно самое первое крупное сооружение в Северо-Восточной Руси, но к сожалению, собор не сохранился, он был разобран еще 1222 году по приказу князя Юрия Всеволодовича, и на его месте возвели новую церковь Рождества Богородицы.
Рождественский собор и Архиерейские палаты (15-18 вв.) - дворец церковных владык Суздаля.
Простой люд города в 11-12 вв. жил преимущественно в землянках, многие из которых имели округлую форму, со стороны подобное поселение выглядело цепью небольших холмиков. Такая форма землянки, чем-то похожая на земляную юрту, была характерна для Киева и южно-русских земель, в частности, в подобных жилищах жило население Хазарского каганата. Видимо, подобные дома сооружали выходцы из Киевской Руси, пришедшие вместе с русскими князьями в Суздаль в 11-12 вв.
Подобные жилища славян 10 в. описывал арабский автор Ибн-Русте: «Каждый из них выкапывает в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу наподобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна... В таком жилье остаются до весны»
Суздальская землянка
(реконструкция А. Ф. Дубынина). Можно предположить, что жители суздальских землянок испытали благоговейный трепет, когда в Кремле появился первый каменный (вернее кирпичный) собор. Огромный христианский храм выглядел среди многочисленных холмиков-землянок пришельцем из другого мира, как если в Суздаль прилетел космический корабль инопланетян) Ведь местное население не видело ничего подобного ранее.
Впоследствии, к церквям в Суздале привыкли и стали их строить в невероятных количествах. После 14 века Суздаль потеряв политическое значение, стал крупным религиозным центром. Соотношение церквей к жилым домам в городе просто невероятное - на 414 дворов в 16 веке в Суздале приходилось примерно 50 храмов, т.е. на 8 дворов одна церковь.
Успенская церковь в Кремле была перестроена после пожара 1719 года.
Вид на Суздальский кремль с севера со стороны реки Каменки. Здесь валы были небольшие, и они быстро исчезли, так как сам высокий берег являлся надежной защитой
Перепад высот между валом с напольной стороны и со стороны реки впечатляющий, этот высокий курган и есть напольные валы только в профиль.
А так выглядит суздальский Посад со стороны Каменки. За остатками валов видны церкви Входа Господня в Иерусалим, Параскевы Пятницы и крыша Торговых рядов.
Летняя церковь Входа Господня в Иерусалим была возведена в 1702-1707 гг., а зимняя Пятницкая церковь в 1772 г.
Входо-Иерусалимская церковь суздальского посада.
Главная торговая площадь посада, Гостиный двор ( 1806-1811 гг.) и церковь Воскресения на торгу (1720 г.).
Уже в 12 веке суздальский посад был окружен крепостными стенами, скорее всего их построил князь Юрий Долгорукий, ведь при нем город стал столицей княжества. Укрепления посада назывались острогом и состояли из стандартных для Руси рва, вала и деревянного тына.
В настоящее время валы Внешнего города лучше всего сохранились с восточной стороны, вдоль высохшей сейчас речки Гремячки, она играла здесь роль крепостного рва.
Валы посада стандартно укреплены внутри деревянными срубами. При археологических раскопках в основании валов нашли жертвоприношение коня, эта была так называемая строительная жертва, конь - священное для славян животное, должен был укрепить защитные рубежи города. Известны упоминания и о подобных человеческих жертвоприношениях, например, при строительстве кремля в Нижнем Новгороде. Но в Суздале обнаружили только лошадиные головы - одна под валом и еще три под разными жилыми постройками.
К сожалению, валы в северной части Суздаля были уничтожены еще в 17 веке. Об этом писал исследователь города И.Д. Варганов:
>>>>В 1630 году из Пушкарского приказа в Суздаль прибыл селитреных дел мастер Андрей Ступишин. Он осмотрел Суздальские земляные валы и нашел, что земля «Острожного» вала «чернозем с углиною является пригодною для селитреного варенья». Ступишин тут же приступил к разрушению вала.
Жаль было суздальцам смотреть, как разрушают их древний острог, но писать жалобу все же не решались, ведь «дело Государево». И лишь когда от вала оставалось меньше половины, так как мастер селитряных дел из всей протяженности 920 саженей с аршином, уже разрушил 548 саженей, суздальцы написали царю Алексею Михайловичу челобитную.
1 апреля 1643 года, Суздальский архиепископ Серапион получил от царя грамоту, в которой требовалось произвести опрос людей относительно необходимости сохранения вала и пригодности его к осадному делу.
Старые жилые дома, стоящие вдоль посадского земляного вала.
Там, где речка Гремячка впадает в Каменку, стоял когда-то Козьмодемьянский монастырь, один из древнейших в городе. Ныне на его месте сохранилась только одна Козьмодемьянская церковь, построенная в 1725 г. Само это место называется Яруновой горой, возможно еще до монастыря здесь существовало языческое капище.
Вид на Козьмодемьянскую церковь с валов посада, она располагается уже вне линии городских укреплений.
Несмотря на то, что на севере посада валы были срыты, остатки укреплений можно проследить в рельефе местности. Ныне, крепостные рвы на севере Суздаля это улицы Крупской и Нетеки, причем название Нетека очень древнее, именно так называли здешний оборонительный ров, так как вода по нему не пошла, он остался сухим - вот и Нетека.
Дорога, что на фото ниже, проложена по дну оборонительного рва. Слева, видны основания валов посада, а справа стены Ризоположенского монастыря.
Далее, линия укреплений посада закруглялась к реке Каменке, остатки валов на этом участке можно проследить и сейчас. Если спуститься в ров, можно по тропинке выйти к реке.
На склоне оврага местные тигры охотятся за мышами.
Правда, не очень успешно - спугнул, ушел в нору, гад)
На дне старого рва, сейчас он превратился в овраг.
Дома суздальского посада.
Осмотрим еще несколько посадских церквей. Почти все они "сдвоенные". т.е. состоят из летнего храма и зимнего.
Лазаревская пятиглавая церковь (1667 г.), старейшая подобная церковь в городе, и Антипиевская (1775 г.) с очень характерной для Суздаля шатровой колокольней с вогнутой крышей.
И еще пара церквей. Летняя Цареконстантиновская (1707г.) в восточной части посада и зимняя Скорбященская церкви (1750г.)
Жилой дом 19 века на суздальском посаде.
И очень живописная церковь Иоанна Предтечи (1720 г.), к сожалению, сейчас сильно обезображенная реставрацией.
Вид на суздальский кремль с севера со стороны Ильинского луга.
Мои посты о Владимиро-Суздальской земле:
Ветхий город Владимира "Новый город" старого Владимира Владимир - вторая столица Руси Боголюбово - замок князя Андрея