Оригинал взят у
vasik_catn в
БАКСТ!24 сего февраля затесался в Русский музей на пресс-показ выставки "Лев Бакст. 1866-1924". И очень, надо сказать, не зря затесался. В результате имеем сей отчёт о прекрасной выставке.
Лев Бакст. Девочка с айфоном. 1904.
Захожу я, значит, в Корпус Бенуа. Выдают мне на специальной стойке пресс-релиз. Потом гардероб, потом собственно выставка. В залах первого этажа, которые от входа налево. Ну а там - красота, да. Согласно пресс-релизу на выставке представлено около сотни работ художника, в основном из ГРМ и ГТГ, плюс часть из собраний поскромнее.
Рассказывать кратенько про Льва Самойловича Бакста (1866-1924; при рождении имел несколько другое имя), вероятно, излишне. Биографические данные несложно найти, если не забанен в гугле. Или вот, избранные даты жизни, представленные на выставке:
тыц. Здесь же - о выставке.
Под экспозицию выделено четыре разновеликих зала. Первый, самый большой и насыщенный предметами - отведён под живописные и (в меньшей степени) графические работы. Следующий угловой зальчик - ткани. Следующий - графика, связанная с "Миром искусства" - портреты художников. И в заключение - зал сценографии к балетам. Теперь подробнее.
Начало мероприятия. По залкм бродят блогеры, несколько телевизионных групп - примеряются камерами, журналисты с блокнотами и диктофонами, не обременённые операторами. ВИП-гость, представитель спонсора банка ВТБ прогуливается со специально назначенной симпатичной барышней. Ну и я тоже брожу среди происхоодящего. 16-00 - начало. Перед "Древним ужасом" собираются представители дирекции музея и сотрудники, работавшие над экспозицией. Журналисты их обступают. Краткие торжественные слова и чуть более пространный спич о герое дня, бытовании его работ в музейных собраниях и работе над данной выставкой.
Ну а дальше - ходим, смотрим, фотографируем. Я в этом первом зале сфокусировался в основном на пейзажах, потому как мало с ними знаком, в основной экспозиции музея они редкие гости, некоторые вообще не местные. Самые известные вещи художника прошли мимо меня, потому что были облеплены телевизионщиками, а некоторые - так вообще под стеклом. То же касается и графики блики, отражения всякие, фуфуфу, в общем. Итак, вот.
Автопортрет. 1893.
Горное озеро. 1899.
Пейзаж. 1903-1904.
Оливковая роща. 1903-1904.
Скирды. 1891.
Двор музея Клюни в Париже. 1891. Дивный эскиз!
Ветка акации на фоне моря. 1908.
По цветам наврано - картину в это время телевизионщики осветили. Цвет моря гораздо темнее и насыщеннее. Очень красивый.
Оливковая роща в горах. 1903-1904.
Портрет Е. И. Набоковой. 1909-1910.
(матери писателя)
И чуток Мир-искусственных дел.
Переходя дальше, бросаем взгляд на зал. А там многочисленные журналисты, расхватав представителей музея, усиленно светят в них софитами, тычат микрофонами, диктофонами и прочими девайсами и глядят вокруг, выбирая - кого следующего поймать для интерью.
Следующий зал - с тканями. Выглядит вот так. В рамках - подлинный дизайны Бакста, рядом - современные отпечатанные ткани. До сюда тоже уже добрались журналисты.
Образец ткани "Вилороги". По мотивам искусства индейцев пуэбло.
Платок "С крылатым божеством индейцев пуэбло".
Образец ткани "Олени и птицы". По мотивам искусства индейцев пуэбло.
Образец ткани "Индейский мотив".
Образец ткани "Собор".
Следующий зал касается работы Бакста в редакции "Мира искусства". Много графических портретов художников и прочих арт-персонажей начала XX века. Тут я успел раньше телевизионщиков, но так как всё графика - значит под стеклом. Плюс на одной из стен висел телевизор, прекрасно отражавшийся во всех стёклах. Что совсем нехорошо. Поэтому фотографий - только пара: оригинал афиши, из которой я вырезал заглавную картинку "Девочка с айфоном", и портрет супруги Александра Бенуа.
Афиша "Художественные открытые письма Красного Креста". 1904.
Портрет Анны Карловны Бенуа. 1900.
Последний зал посвящён сценографии. Тут огромный задник и выполненные в наши дни по эскизам художника, а также фотографиям и кинофрагментам постановок, сценические костюмы. Что-откуда - не уловил, поэтому без подписей. За всем происхоодящим внимательно следит Сергей Дягилев.
И в заключение - ещё пара частностей. Во первых, портрет контр-адмирала Ф. К. Авелана. Вот этот:
Похож, похож контр-адмирал. Хотя после русско-японской с карьерой у него не заладилось. Найдите-ка адмирала на большой картине:
Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года. 1900.Картина была заказана Морским министерством сразу после дружеского визита российской эскадры во Францию в 1893 г. Висела, по всей видимости, в помещениях Адмиралтейства. Ныне - в фондах ЦВММ. Что-то я её не помню на экспозиции, ни в старом здании, ни в новом. Хорошо, что на выставку вытянули. Зачем военным Бакст?..
Ну и во-вторых - несколько автографов художника.
(1891)
(1899)
(1906)
После пресс-показа началось торжественное открытие выставки. Публики - тьма! Дышать нечем. Толкаются. В общем, в таких условиях картины рассматривать не интересно совершенно. В связи с чем я и отбыл из Корпуса Бенуа ГРМ. Совсем краткое резюме: выставка - очевидно, событие. И к посещению обязательна. А совсем в заключение фрагмент, пожалуй самой многолюдной и самой известной картины Льва Самойловича Бакста. Осилившим буквы - спасибо за внимание)