Бронепоезд №121.

Mar 20, 2020 18:10


Бронепоезд №121

Одним из характерных эпизодов Антоновского восстания и его подавления является одиссея бронепоезда №121.

23 января 1921 года у входной стрелки на станцию Рымарево бронепоезд попал в засаду: антоновцы взорвали рельсы сразу с двух сторон - спереди и сзади. На борту бронепоезда находились 39 человек - командир Новицкий, 35 бойцов, два паровозных машиниста и смазчик колес. Все попытки прорваться к ним оказались тщетными: красноармейские части, поддерживаемые бронепоездом №1 со стороны Жердевки и бронелетучкой №2 со стороны Токаревки были отброшены. Несмотря на то, что операцию контролировал лично С.С. Каменев, попытка деблокады не удалась. Второй попытки не случилось: ситуация в районе восстания висела на волоске, три дня тому назад был полностью уничтожен отряд Кузнецова, и как раз в эти дни развернулось крупнейшее наступление антоновцев, захвативших Уварово, произошел бой у Сампура-Верхоценья, в котором сошлись пять конных полков Антонова и два полка красной конницы Дмитриенко, поддерживаемых небольшим пехотным отрядом и бронепоездом №122; и, наконец, антоновцы атаковали Борисоглебск. Проще говоря, операция по деблокированию не удалась, и в штабах решили, что экипаж бронепоезда №121 погиб.



Но осажденный бронепоезд жил и сражался. Находясь в полном окружении, отбивая штурм за штурмом и получая постоянные предложения о капитуляции, ведя ответный огонь и совершая вылазки, экипаж продержался в осаде почти две недели - до 4 февраля. В этот день красноармейцы из команды "сто двадцать первого" под огнем наконец-то исправили полотно с одной стороны. Бронепоезд прикрывал их огнем - в эти дни к орудиям и пулеметам встали все, включая комсостав и лично командира Новицкого. Наконец через 12 дней после начала осады бронепоезд развел пары - и прорвался на Борисоглебск.

Согласно приказу №236 Реввоенсовета Республики от 23 августа 1921 года бронепоезд №121 был награжден Почетным революционным Красным знаменем, став тем самым шестым и последним бронепоездом в истории Гражданской войны, удостоенным этой высокой награды. Но еще 27 мая командующий войсками Тамбовской губернии Тухачевский подписал приказ о награждении орденами Красного Знамени всех членов команды бронепоезда - от командира до смазчика и машинистов.

Полный список команды (составлен по материалам http://kdkv.narod.ru/WW1/index.html):

1. Амишенков Артемий - старший пулеметчик
2. Ахапов Михаил - пулеметчик
3. Болтов Григорий - наблюдатель
4. Бузанов Афанасий - артиллерист
5. Варавин Александр - артиллерист
6. Воронов Иван - старший пулеметчик
7. Глушенко Тимофей - пулеметчик
8. Гончаров Андрей - телефонист
9. Грибус Людовиг - запасной пулеметчик
10. Десятниченко Яков - артиллерист
11. Доданов Георгий - пулеметчик
12. Дыбульников - помощник машиниста
13. Жерлицын Филипп - артиллерист
14. Казаков Петр - начальник артиллерии
15. Кривоконев Кирилл - старший артиллерист
16. Кужельский Михаил - наблюдатель-разведчик
17. Кузин Сергей - пом.нач. бронеплощадки
18. Кузинов Степан - пулеметчик
19. Куранов Георгий - старший пулеметчик
20. Матвеев Георгий - вр.и.д. начальника бронеплощадки
21. Матрусевич Иосиф - пулеметчик
22. Меннилов Ефим - старший артиллерист
23. Надурин Борис - артиллерист
24. Налафеев Федор - телефонист
25. Новицкий - командир
26. Петренко Иван - машинист
27. Поляков Семен - пулеметчик
28. Рассыпин Михаил - старший пулеметчик
29. Ремизов Михаил - артиллерист
30. Савенко Иван - пулеметчик
31. Сергиенко Кузьма - пулеметчик
32. Скопинцев Николай - старший пулеметчик
33. Стихин Антон - санитар
34. Тимофеев Петр - пом.нач. бронеплощадки
35. Ткачев Александр - пулеметчик
36. Тырон Михаил - подрывник
37. Тычини Дмитрий - пулеметчик
38. Хащенко Иван - артиллерист
39. Шкавер Василий - смазчик

История Борисоглебска.

Previous post Next post
Up