"Впервые историей протестантского сектантства заинтересовались представители русской православной церкови. В 1861 году в журнале «Православное обозрение» появилась серия статей Вишнякова А. Г. под названием «Общество анабаптистов или меннонитов», где он подробно осветил историю движения анабаптизма в Германии и Швейцарии. В конце 1868 г. в журнале «Вестник Европы» опубликовано исследование Клауса А. А., выходца из немецкой колоний Норка, начальника Саратовской конторы иностранных поселенцев. Его работа представляла собой ряд очерков о колонистах - «сектаторах" в России - гернгутерах и меннонитах. В 1869 появилась монография Клауса «Наши колонии. Опыт и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России». В 1881 г. вышло в свет исследование А. М. Егорова, посвящённое хозяйству меннонитских поселенцев. В 1883 и 1889 годах были опубликованы работы И. Краснопёрова, который в своих исследованиях обратил внимание на экономическое развитие меннонитских колоний. Автор подметил, что капиталистические формы земельного хозяиства у самарских меннонитов появились значительно раньше, чем у окружавших их немецких и русских крестьян. По мнению И. Краснопёрова, процесс капитализации хозяйства и преодоление феодальных пережитков проходил значительно быстрее именно в меннонитских колониях. В работе Велицына А. А. представлен краткий очерк о меннонитах в России. Основное внимание автора уделено колонистам южной России, истории колонизации этих земель, а так же их мировоззрению и религиозной морали переселенцев. Исследователь приводит названия всех колоний в Екатеринославской, Таврической, Херсонской губерниях и в Самарском уезде Самарской губернии. В 1908 году исследователь Колесников Г. И. обратился к экономическому развитию меннонитских колоний в Новоузенском уезде Самарской губернии. Историк начала ХХ века Писаревский Г. Г. в своём труде, созданном на основе архивных документах, провёл фундаментальное исследование процесса немецкой колонизации в России. Среди дореволюционных работ по истории немецких колонистов в России следует особо отметить работу Я. Дитца. У этой книги не простая судьба: рукопись была написана накануне Первой мировой войны, а затем около 80 лет пролежала в архиве и лишь в 1997 г. была издана. После начала Первой мировой войны выходит две последние в дореволюционной историографии общие работы, посвящённые истории меннонитского братства в России. Браун П. Я. в своём исследовании кратко описал историю меннонитов в России. Основное внимание автор уделил не характеристике экономической сферы колонистов, а довольно узких проблем: история братства в Восточной Пруссии и Польше, язык и национальность меннонитов, участие их в войнах и конфликтах, благотворительной деятельности. В работе Бондаря С. Д. кратко проанализирована история меннонитского братства в европейских странах, а так же их колонизация юга Российской империи. В первых советских исследованиях история меннонитов привлекала историков только с экономической и идеологической точек зрения. В своей работе Серебряков Ф.С. сделал вывод о том, что образцовое хозяйствование у меннонитов вызвано не религиозными традициями, а тем, что в начале XX века меннониты объединялись в сельскохозяйственные товарищества и кооперативы. Автор полагал, что меннонитские хозяйства в Поволжье могут служить образцом для возрождения сельского хозяйства и животноводства на юге России. Одним из первых состояние меннонитского сельского хозяйства охарактеризовал Зюрюкин В.Е. Прежде всего, автор обратил внимание на то, что меннониты достигли более значимые результаты в сельскохозяйственном производстве. Исследователь утверждал, что хозяйство меннонитов Кеппентальского района Области Немцев Поволжья (Малышинская волость Новоузенского уезда Самарской губернии) является образцом крестьянского хозяйства и примером для подражания. Такой же вывод делает и агроном Л. Штрандт, который считал, что опыт меннонитов показывает, как правильно надо организовывать хозяйство, а использование опыта немцев может оказать положительное влияние на крестьян в улучшении их благосостояния. В 1927 году Елпатьевский Д. В проанализировал состояние меннонитского скотоводства в бывшей Малышинской волости, и пришёл к тем же выводам, что и Зюрюкин, и Штранд по отношению к сельскому хозяйству. Однако после 1930 года отношение к меннонитам меняется. Исследователей начинает интересовать не столько благотворное влияние передового хозяйствования, а идеологические догмы и предрассудки по отношению к религии. Вся советская историография 1930 - 1980-х годов носит исключительно «разоблачающий» характер."
http://www.sgu.ru/files/nodes/67772/Evseev_Pereselenie_mennonitov_v_Povolzhe.pdf