Оригинал взят у
statin в
Когда создали кхмерский язык"Древний" кхмерский язык создал в начале 20 века ученый буддийский монах Чуон Натх (Chuon Nath) - (1883-1969).
(Скульптура Чуон Натха в камбоджийской культурной деревне)
Чуон Натх носил титул Верховного Патриарха Камбоджи. Вообще верховных буддийских патриархов с середины 19 века была два. Чуон Натх и его последователи возглавляли "новое прогрессивное" течение буддизма, основанное будущим королем Сиама (Таиланда) Монгукой в 1833 году, после тщательного изучения недавно открытых "древних" буддийский тектов. В 1869 году король Камбоджи предложил основать филиал течения у себя в стране. К "новому прогрессивному" течению примкнула небольшая "продвинутая" часть камбоджийцев. Все остальные жители, невзирая на то, кто во что верил в реальности, скопом были записаны в другое течение буддизма. Течения постепенно сближались, пока в восьмидесятых годах двадцатого века не составили единое целое, а в девяностых вновь были искусственно разъединены.
Чуон Натх был сторонником кхмеризации. С середины 19 века Камбожда находилась под протекторатом Франции. К началу 20 века кхмерская элита перешла на французский язык. Местное население говорило на своих бесчисленных племенных языках. Чуон Натх создал канон кхмерского языка, переводил на него буддийские тексты. К 1915году создал словарь кхмерского, а в 1938 году издал его. За это в 1963 году был возведен в сан доктора наук.
Основ у кхмерского языка две - санскрит и язык пали. О санскрите уже много говорилось и повторяться не хотелось бы. Язык пали - ближайший родственник санскрита. На нем написаны священные буддийские тексты. Считается, что это мертвый литературный язык, который никогда не был разговорным. Занимается языком пали "Общество палийских текстов" основанное в 1881 году в Лондоне по образу и подобию "Общества изучения текстов на раннем английском языке". Видными членами общества палийских древностей были Джордж Турноур и Роберт Цезарь Чайлдерс.
Поскольку народы Южной и Юго-восточной Азии не владели технологией производства бумаги, "древние" священные буддийские тексты находят написанными на пальмовых листьях. Беда этого материала в том, что он долго не хранится. Членам общества приходилось тексты переписывать, переводя сразу на латинскую графику. Сейчас проблема решается проще, оцифровкой документов.
Родство кхмерского языка с санскритом дает основание кхмерским националистам считать кхмеров - "ариями юго-восточной Азии".
Политику кхмеризации, после обретения Камбоджей независимости, с разной степенью интенсивности вели все правительства страны: и король Нородом Сианук и "проамериканская марионетка" Лон Нол. Особенно же безобразную форму приняла эта политика при, так называемых, "красных кхмерах". Премьер-министром у "красных кхмеров" был некто Пол Пот. Вёл Пол Пот скрытный образ жизни, на публике не показывался. Поэтому кто это такой достоверно неизвестно. Примерно через год-полтора после прихода к власти, с легкой руки западных журналистов стало принято отождествлять его с генеральным секретарем камбоджийской коммунистической партии Салотом Саром.
Хотя, номинальным главой государства при красных кхмерах числился бывший король Нородом Сианук, большой поклонник порядков царивших в Китае времен Мао Цзедуна и Северной Корее. Его же королевские войска "освобождали столицу Пномпень от американских марионеток Лон Нола". Так или иначе, Пол Пот все языки, кроме кхмерского, в стране запретил. Не владевших кхмерским: представителей местных народностей, этнических китайцев, лаосцев, вьетнамцев, просто перестали кормить, потому как, по мнению красных кхмеров, "их дешевле уничтожить, чем переучить". К категории лиц, которых кормить не следует также отнесли всех людей имеющих образование, христиан, мусульман, буддийских монахов, и всех кто не понравится .Прекратили геноцид населения вторгшиеся в 1978 году вьетнамские войска.