Чумаковское восстание крестьян против большевизма

Oct 25, 2017 14:20

Современные наследники большевиков любят лгать про всенародную поддержку политики Ленина-Сталина. На самом деле народных восстаний против антинародной власти были сотни, но все они были жесточайше подавлены. Ниже рассказ об одном из малоизвестных эпизодов сопротивления крестьян сталинской политике раскулачивания и колхозного порабощения в 1931г. - так называемом Чумаковском восстании в Сибири. Здесь уместно вспомнить, что по данным дореволюционной статистики в Томской губернии 59,7% хозяйств имели 3 и более лошадей. Примерно так же дело обстояло в других сибирских губерниях, то есть, большевики смело могли записать в "кулачье" большинство населения сибирской деревни. Не случайно именно в Сибири вспыхнуло в 1921 году одно из самых масштабных и яростных антибольшевистских крестьянских восстаний, которое чаще всего называют Ишимским. Крестьяне тогда создали целую армию, состоящую из дивизий и множества отдельных отрядов, и отчаянно сражались против регулярной армии около полугода.

Незадолго до решительного восстания в 1931 году жители с. Крещенка оказали сопротивление раскулачиванию: до 200 крестьян напали на милиционеров, конвоировавших двух арестованных «кулаков». Обоих милиционеров арестовали, а «освобождённых кулаков качали на руках и снабдили продовольствием».

Восстание разгорелось в течение нескольких дней, охватив значительную часть взрослого мужского населения мятежных посёлков, насчитывавших примерно 3.500 чел. Взрослых мужчин было от 700 до 1000, из которых порядка 200 ушли к мятежникам. В течение нескольких дней восставшие стремительно захватили 24 села, посёлка и хутора, где разогнали сельсоветы и выбрали старшин. В ряде случаев поддержали повстанцев и местные власти: члены Собольниковского сельсовета К. Макаров и Просторин участвовали в вылавливании советско-партийного актива, а сельсоветы Урочища Чёрный мыс и Крещенского загодя до восстания снабдили «главарей банды бланками с печатями и удостоверениями». Центром повстанчества стало с. Крещенское, в связи с чем мятеж в чекистских источниках именовался Крещенским. Мятежниками было убито 13 колхозных активистов и милиционеров. Документы следственного дела говорят, что восстание было направлено именно против представителей власти и их сторонников, отрицало большевистскую политику в целом и коллективизацию в частности.

Раскулачивание

Лозунги, провозглашённые повстанцами, были обычными для антиправительственных выступлений начала 1930-х гг.: «Долой коммунистов, активистов и коллективы!», «За трудовое крестьянство, за восстановление народных прав, вольной торговли и такого государственного строя, при котором не было бы лишенцев», «Советская власть нужна, но существующее правительство нужно свергнуть».

Власти, дождавшись помощи из краевого центра, собрали все окрестные партийные отряды из Чумаково, Каргата, Барабинска и Каинска и 19 июля повели наступление на мятежные посёлки. Основной ударной силой наступавших стал конный взвод 9-го полка ОГПУ из 35 всадников под командованием оперуполномоченного Особого отдела СибВО 31-летнего Г. С. Сыроежкина, присланный из Новосибирска . После первого же боя под Урочищем Чёрный мыс восставшие, потеряв 45 чел. убитыми, семерых - ранеными и 15 - пленными, рассыпались. Столь небольшое число раненых говорит о том, что их просто добивали на месте.

С 20 июля по 1 августа отрядовцы вылавливали и расправлялись с оставшимися, уничтожив ещё 38 чел., а более 200 - арестовав. Помимо того, властям удалось задержать 120 «кулаков», бежавших из ссылки. Всего же после раскулачивания, убийств и арестов в северной части Чумаковского района исчезло до трети работников. В шеститомном деле на участников восстания почти нет подробностей подавления мятежа. Но оно оказалось настолько беспощадным, что представители власти сочли необходимым сообщить о наблюдавшихся эксцессах в Новосибирск. При подавлении восстания неоднократно сжигались крестьянские усадьбы.

Всего власти осудили 225 повстанцев. Сначала тройка полпредства ОГПУ по Запсибкраю в октябре1931 г. постановила расстрелять 30 активистов - Ф. Т. Чупилко, И. И. Аверченко и др. Коллегия союзного ОГПУ 19 февраля1932 г. осудила 190 чел., из которых трое - И. Александров, А. Иванов и С. Шевелев - были расстреляны. 40 чел. получили по 10 лет, 105 - по пять лет, 1 - шесть лет, 20 - по три года лагерей, остальным дали ссылку или зачли срок предварительного заключения. В местах заключения до1953 г. умерло 15 заключённых-чумаковцев. За розыск и поимку главаря Крещенского восстания чекист из Мошковского района ЗСК Л. А. Маслов был награждён премией в размере 500 руб. и переведён в Новосибирск. Вскоре уцелевшие мятежники пополнили ряды «врагов народа». В сентябре1937 г. тройка УНКВД ЗСК по материалам Каргатского РО НКВД осудила к расстрелу по сфабрикованному делу РОВСа 37 местных жителей, почти половина которых участвовала в Чумаковском восстании. Всего же в 1937 - 1938 гг. было расстреляно 25 бывших участников восстания.

Источники:
Красильников С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы. М., 2003. 288 с.
Красильников С.А., Мамкин О.М. Восстание в Парбигской комендатуре. Лето1931 г. //Исторический архив. 1994. N 3.
Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921-1991. Новосибирск, 1997. 768 с.
Папков С.А. Сталинский террор в Сибири 1928-1941. Новосибирск, 1997. 273 с.

Уйманов В.Н. Репрессии. Как это было… (Западная Сибирь в конце 20-х - начале 50-х годов). Томск, 1995. 336 с.

крестьяне, восстания, крест_раскулач, рег_сибирь

Previous post Next post
Up