Красный террор - комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917-1922). Служил средством устрашения как антибольшевистских сил, так и всего населения. Важно помнить, что террор и насилие большевики широко использовали против «классовых врагов» задолго до официального провозглашения декрета от 5 сентября 1918 «О красном терроре». Феликс Дзержинский - один из организаторов красного террора, - определял его сущность как «устрашение, аресты и уничтожение
врагов революции по принципу их классовой принадлежности».
А это мнение Якова Свердлова - тоже одного из основных организаторов кампании красного террора. Цитата очень красноречивая: "Если мы в городах можем сказать, что революционная советская власть в достаточной степени сильна, чтобы противостоять всяким нападкам со стороны буржуазии, то относительно деревни этого сказать ни в коем случае нельзя. Мы должны самым серьезным образом поставить перед собой вопрос о расслоении в деревне, о создании в деревне двух противоположных враждебных сил... Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, которая шла не так давно в городах, если нам удастся восстановить деревенскую бедноту против деревенской буржуазии, - только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне сделаем то, что смогли сделать для городов». Из речи на заседании ВЦИК IV созыва 20 мая 1918 г.
В среде профессиональных историков считается, что красный террор включает в себя всю репрессивную политику большевиков, начиная с самосудов октября 1917-го, и определяется как логическое продолжение Октябрьского переворота; красный террор начался ранее белого террора и был неизбежен, так как большевистское насилие, обоснованное марксизмом как диктатура пролетариата, было направлено не против действующего сопротивления, а против "враждебных" слоёв общества: офицеров, дворян, помещиков, священников, "кулаков", казаков, интеллигенции, предпринимателей и т.д.
Доктор исторических наук Сергей Владимирович Волков о красном терроре: "Фактически политика уничтожения опасных для большевиков групп началась еще до взятия ими власти. В соответствии с ленинскими указаниями (основанными еще на опыте 1905 года) первостепенное внимание закономерно уделялось физическому и моральному уничтожению офицерства: “Не пассивность должны проповедовать мы, не простое “ожидание” того, когда “перейдет” войско - нет, мы должны звонить во все колокола о необходимости смелого наступления и нападения с оружием в руках, о необходимости истребления при этом начальствующих лиц”. В результате большевистской агитации на фронте было убито несколько сот офицеров и не меньше покончило самоубийством (только зарегистрированных случаев более 800). Офицеры стали главным объектом красного террора и сразу после октябрьского переворота. Зимой 1917-1918 и весной 1918 г. множество их погибло по пути с распавшегося фронта в поездах и на железнодорожных станциях, где практиковалась настоящая «охота» за ними: такие расправы происходили тогда ежедневно. На то же время приходится массовое истребление офицеров в ряде местностей: Севастополе - 128 чел. 16-17 декабря 1917 и более 800 23-24 января 1918, других городах Крыма - около 1 000 в январе 1918, Одессе - более 400 в январе 1918, Киеве - до 3,5 тыс. в конце января 1918, на Дону - более 500 в феврале - марте 1918 и т.д. Обычно террор связывается с деятельностью "чрезвычайных комиссий", но на первом этапе - в конце 1917 - первой половине 1918 г. основную часть расправ с "классовым врагом" осуществляли местные военно-революционные комитеты, командование отдельных красных отрядов и просто распропагандированные соответствующем духе группы "сознательных борцов", которые, руководствуясь "революционным правосознанием", производили аресты и расстрелы."
Группа "революционных матросов"
Массовые расправы красных над неугодными слоями населения начались еще в 1917г. Основной удар обрушился на офицерский состав армии и флота. 15 декабря 1917 г. команда плавучих средств Севастопольской крепости обратилась в Совет с требованием создать военно-революционный трибунал с неограниченными правами. Вечером того же дня на эсминце "Гаджибей" команда арестовала 6 офицеров и решила поместить их в тюрьму. Но, так как там отказались принять арестованных "за отсутствием указаний", офицеров привели на Малахов курган и расстреляли. Этой же ночью начались массовые расправы над офицерами. Среди убитых были начальник штаба Черноморского флота, контр-адмирал Митрофан Каськов; главный командир Севастопольского порта, начальник дивизии минных кораблей, вице-адмирал Павел Новицкий; председатель военно-морского суда, генерал-лейтенант Юлий Кетриц. Всего на Малаховом кургане 15-16 декабря 1917 г. было расстреляно 32 офицера. Город погрузился в пучину самосудов и жестоких погромов. Особенно трагические сцены разыгрывались на улицах Городского холма - Чесменской (ныне - ул. Советская) и Соборной (ныне - ул. Суворова), где было много офицерских квартир, и на вокзале.
Убийства в Севастополе шли целую неделю. В ночь с 19 на 20 декабря 1917 были убиты: доктор Владимир Куличенко; преподаватель Минной школы лейтенант Владимир Погорельский; настоятель военной Свято-Митрофаниевской церквипротоиерей Афанасий Чефранов (расстрелян на паперти храма); и.о. старшего офицера линейного корабля «Евстафий» капитан 2 ранга Василий Орлов (пытался бежать, но был заколот штыками и забит прикладами).
13 января 1918 года курортный город Ялта был захвачен большевиками - преимущественно командами матросов с миноносцев "Керчь", "Гаджибей" и транспорта "Прут". Практически сразу же в городе начались массовые аресты. Схваченных офицеров доставляли на стоявшие в порту миноносцы, допрашивали, затем выводили на мол и расстреливали. Так всего за три дня красногвардейцы казнили более ста человек. Живший в то время в Крыму известный политик и общественный деятель, князь Владимир Алексеевич Оболенский, приводит в своих воспоминаниях следующие подробности совершаемых большевиками кровавых расправ: "...В Ялте офицерам привязывали тяжести к ногам, и сбрасывали в море, некоторых после расстрела, а некоторых живыми. Когда, после прихода немцев, водолазы принялись за вытаскивание трупов из воды, они на дне моря оказались среди стоявших во весь рост уже разлагавшихся мертвецов..."
Жертвами "революционного правосудия" стали и многие мирные жители. По данным Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, "достаточно было крикнуть из толпы, что стреляют из такого-то дома, чтобы красногвардейцы и матросы немедленно открывали огонь по окнам указанного помещения. По такому окрику были убиты домовладелец Константинов и его дочь. Не удовольствовавшись пролитою неповинною кровью, убийцы разграбили квартирное имущество Константиновых.
5 января 1918 - расстрел большевиками мирной демонстрации в поддержку Учредительного собрания, в которой участвовали рабочие Обуховского, Патронного и других заводов города. Число убитых по официальному заявлению Я. М. Свердлова на III съезде Советов составило 21 человек, ранения получили 22 человека. Организатором расстрела и разгона манифестаций в Петрограде выступил большевик Н. И. Подвойский. Похороны состоялись 9 января 1918.
Январь-февраль 1918 - в Армавире бессудно убиты 1342 офицера, домовладельца, торговца, купца и других представителей «эксплуататорских классов». Тела жертв извлечены из мест захоронений, обследованы и пересчитаны в конце 1918 года
В ночь с 13 на 14 января 1918 г. большевиками без боя взят Симферополь. Как и в других городах полуострова, установление советской власти в крымской столице ознаменовалось массовыми грабежами, арестами и расстрелами. Уже 14 января красногвардейцами был убит известный симферопольский благотворитель, сотрудник общества "Детская помощь", председатель санитарного попечительства, Франц Францевич Шнейдер. Вечером 14 января 1918 г. в районе Карасубазара (ныне - пгт. Верхнесадовое) отрядом красногвардейцев захвачены и немедленно расстреляны 50 офицеров, в том числе бывший начальник штаба Крымских войск полковник Александр Макухин. Тогда же был убит настоятель Покровского храма села Саблы (ныне с. Партизанское Симферопольского района) протоиерей Иоанн Углянский. Тело расстрелянного палачи запрещали предавать земле под угрозой расстрела. Только 28 января останки священнослужителя были перевезены в Симферополь и захоронены по христианскому обычаю. Помимо расстрелов, большевиками практиковались и более мучительные способы казней. На симферопольском железнодорожном вокзале, избранном матросами-черноморцами одним из своих главных опорных пунктов, схваченных "контрреволюционеров" забивали до смерти прикладами, кололи штыками. Нескольких офицеров бросили живыми в паровозные топки.
26-31 января 1918 - массовые убийства студентов, офицеров и «буржуазии» после занятия Киева большевиками во главе с М. А. Муравьевым. Расстрелы производились в Мариинском парке, на валах Киевской крепости, на откосах Царского Сада, в лесу под Дарницей, в Анатомическом театре, у стен Михайловского монастыря, у оград Царского и Купеческого садов, на Александровском спуске и т.п. Множество явившихся на «регистрацию» офицеров изрублены шашками. Общее число жертв - несколько тысяч человек. Убито множество офицеров и воспитанников Киевского Владимирского кадетского корпуса. Убийства сопровождались повальным грабежом в домах «буржуев». Группой красногвардейцев был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Во владыку стреляли, а затем добили холодным оружием. По свидетельству профессора Киевского университета Н. М. Могилянского, Киев в конце января - феврале 1918 пережил трагедию, какой не было «в истории его со времен взятия города Батыем в XIII в.».
В феврале 1918 был расстрелян крестный ход в Туле. Еще не закрытые властью "Церковные ведомости" сухо сообщали: «2/15 февр. Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода. Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь.» (Церк. Вед. 1918, № 5, стр. 209).
9 мая 1918 года большевики расстреляли рабочих Колпинского завода, протестующих против выдачи им крошечных пайков хлеба (норма выдачи хлеба весной 1918 в Колпино была 1/4 фунта, т.е. 113 грамм).
Как следует из приведенных выше фактов, красный террор после сентябрьского декрета 1918г. лишь приобрел тотальный характер, охватив практически все территории, где хозяйничали большевики.
Источники:
Историк С.Волков о красном террроре
https://historical-fact.livejournal.com/66977.htmlКолпинский расстрел
https://historical-fact.livejournal.com/19291.htmlКто организовал Гражданскую войну в России
https://historical-fact.livejournal.com/40337.htmlСоколов Д. "И ярость взметенных толп"
http://ruskline.ru/analitika/2009/09/05/i_yarost_vzmetennyh_tolp