Энциклопедия советского быта 1975-1984 гг. в наших воспоминаниях - 5(А)

Jun 21, 2015 14:26

Никто, кроме нас, не станет рассказывать молодому поколению правду о том, как мы жили в СССР в 1975-1984 г. Давайте вместе напишем Энциклопедию советского быта! Обязательно прочитайте правила.

Мы вспоминали по словам АБРИКОС, АНАНАС, АПЕЛЬСИН и АРБУЗ, а также АБОРТ, АДЕНОИДЫ, АПТЕКА и АВИАЦИЯ

Сегодня тема наших воспоминаний - АВТОМОБИЛИ и все, что с ними связано: ремонт, стоянки, заправки, страховки, аварии, угоны, купля-продажа и т.п.

Попробую определить принципиальные отличия от современной ситуации.

1)В СССР доминировала государственная экономика вкупе с кооперацией, поэтому все рабочие автомобили принадлежали либо государству либо колхозам и прочим кооперативам. Частных грузовых автомобилей не было и частникам приобретать их было, как мне кажется, запрещено. Соответственно минимально был представлен малый грузовой автопарк типа современных Газелей.

2)В 1980 г. советская промышленность выпустила 1,327 млн. легковых автомобилей. Т.к. на 1 января 1981 г. численность населения СССР составляла 266,6 млн. чел., то это по 1 автомобилю на 200 чел. В РФ в последние годы производство легковых авто колеблется между 0,6 млн. шт в 2009 г. и 1,97 млн. шт. в 2012 г., т.е. примерно по одному авто на 250 и 76 жителей соответственно. Советская торговля предлагала гражданам только отечественные авто в небольшом ассортименте, импортный автомобиль на улицах даже в Москве можно было увидеть не столь уж часто. Правда, качество изготовления в категории "народного авто" тогда было существенно выше. Отец у меня купил "копейку" почти сразу после ее выпуска, первые лет пять под нее даже не залазил (по его словам), а спустя лет 10-12 продал ее даже дороже, чем купил.

3)В целом число автомобилей во дворах и на улицах было существенно меньше (в нашей "рабочей" пятиэтажке у жильцов было штук 7-8 автомобилей). В СССР делалась ставка на грузоперевозки по железным дорогам и на общественный транспорт. Поэтому вся инфраструктура по обслуживанию частных автолюбителей была ограниченной. Заправок и магазинов запчастей мало, автосервис минимальный, - мужики в основном ремонтировали сами по гаражам, благо возни с советскими машинами было меньше. Сегодня сложно понять, но в то время наличие легкового автомобиля было не необходимостью, а скорее блажью. Отсутствовали современные причины: 1)слабость и дороговизна общественного транспорта; 2)для подработки и для работы; 3)пробки, наличие работы вдали от дома, отсутствие ведомственного транспорта (в то время легко можно было найти работу рядом с домом, практически на всех крупных предприятиях был свой ведомственный транспорт); престиж (наличие автомобиля у молодого человека скорее ставило последнего в неудобное положение, чем делало "крутым"). Отец на своем авто ездил на дачу, в лес за грибами, в деревню в гости, раз в год по стране, зимой машина не эксплуатировалась, стояла в гараже.

4)Я не помню в то время ни автостоянок, ни автосигнализаций. Рядом с домом были гаражные кооперативы, мест всем хватало, на ночь машины около дома оставляли редко. Не скажу, что за машину отец совсем не переживал, не помню этого момента, но сигнализаций у нас тогда не было.

5)Отец работал водителем "УРАЛа"(возил те самые газовые трубы, которые нашу страну сегодня кормят). На заправках тогда водители расплачивались "талончиками", что-то типа современного безнала. У талончиков был определенный период действия, кажется месяц. Когда месяц заканчивался, талончики становились недействительными. Норма расхода горючего зависела от километража, последний водителями завышался, это почти не контролировалось, было своего рода калымом для водителей. Образовывался избыток талонов, отец свою личную машину на них и заправлял, деньги тратил крайне редко. Я так понимаю, что работник заправки получал какое-то количество талонов за то, что заправлял на талоны личный транпорт. Но это все мои современные догадки, я тогда был в стороне от этого.

6)Купля-продажа легковых авто осуществлялась через комиссионный магазин по республиканским правилам (они могли отличаться). Товаровед определял цену и магазин брал свои 7%. Понятно, что реальная цена могла отличаться, но я в таких операциях сам не участвовал. Вообще, в те годы авто покупались надолго, продавались неохотно, впрочем, выбора особого не было и авто эксплуатировались дольше.

7)Насчет дорог будет отдельный пост, пока просто замечу, что в те годы ездить было приятнее, как правило, дороги поддерживались в приличном состоянии.

В комментариях прошу выкладвать свои воспоминания, задавать вопросы очевидцам.

Энциклопедия советского быта

Previous post Next post
Up