Письмо крестьянина в газету

Apr 05, 2013 23:42

Я уже неоднократно высказывался по поводу современных выборочных публикаций крестьянских писем-жалоб. Но впервые мне попалась полная подборка документов. Предлагаю взглянуть на нее и проанализировать.

16 ноября 1932 г. редакция «Крестьянской газеты» направило в Обком ВКП(б) АССР НП два крестьянских письма: «Пишущие письма придерживаются несоциалистического характера, но из их писем проглядывают перегибы и бесхозяйственность в колхозе». Обратите внимание, как оформлен листок уведомления, на лозунг: «Смелее привлекайте к участию в расследовании общественность. Виновные в разглашении имени корреспондента и содержания заметки могли быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 96 и 121 УК.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

На обороте этого листка зачеркнута надпись:
«В ОКК-НКРКИ
т.Ушакову
Направляю письмо единоличника Ст-Полтавского кантона с жалобой на то, что «единоличнику жить не дают» для расследования, поскольку из письма проглядывает, что в с.Колышкино повидимому имеют место перегибы в отношении единоличников...»



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Собственно текст крестьянских писем ниже в авторской орфографии. Оба письма написаны одним подчерком, на одинаковой бумаге, одним и тем же химическим карандашом. Как вы можете убедиться, содержание также почти совпадает:

1)«Саратовской Губ старополтавского кантона села Калижкина Лупанова Василия Гаврилова
Заявление
просимъ вашу верховную власть примите нашу жалобу въ нашеме селе председатель сельсовета Андрей павловъ зинченко и Секлетарь Сергей левонтиевъ Кирпа и председатель Колхоза ИванЪ ИвановЪ Кравченко и комисия трофимъ васильевъ заикинъ и ефимъ петровъ шаповаловъ григорий димитриевъ паничкинъ ульяна павлова великая парасковия Андреевна Гусакова Они у нас сплеча бютъ единоличникамъ жить недають насвете просимъ вашу милость зайдите въ защиту мне 75 летъ копиталу у меня одна лошадь и одна корова с меня налогу требують 50 ру и я невсилахъ заплатить и они забирають у миня лошадь и корову наводять торги беруть незанетъ(?) и я остаюсь нипричемъ кормится нечимъ мало тово еще сожають въ турму и присуждають напять и надесять летъ нассылку будьте насколко добры потому что колхозъ разбежался работать работать некому остались ребятишки да бабы А рабочий народъ разбежались потому один работникъ 7 едаковъ нашсти едаковъ недають хлеба зачевоже будуть работать теперь хлебъ лежить назагоне въ копнахъ и пошли дожди Хлебъ погнилъ назагоне и останется въ зиму нанесколько милионовъ убытку еслибы давали хлеб на всехъ едоковъ все граждане работали въ колхозе и убралибы весь хлебъ Ато за что будуть работать ни хлеба ни обуви ни одежы неть ничево. А работай если бы дали гражданамъ свободу работать какъ въ прошедшее время то былобъ и государству и гражданамъ А скотину поморили съ голоду подохла Аостальную порезали да поели кантъ и колхозы и призводять государство въ нищету въ Астраханской губерни единоличникамъ дають землю и семена Они сеют хлебъ и приносят ползу государству А нас ничево нидають ни земли ни семеновъ ведуть напогибель чтобы подохнуть какъ скотина подохла такъ и людей несознають что существо такоеже какъ и они такъ вотъ зайдите въ положение чтобы было жить всемъ возможно»

2)«Саратовской Губ Старополтавского Кантона
Федоръ левонтиевъ коробейникова заявление
Села калыжкина

просимъ вашу верховную власть зайдите въ защиту Освободите насъ отъ етово ига такъ какъ у нас головотяпы председатель сель совета председатель сельсовета Андрей павловъ зинченко и секлетар Сергей левонтиевъ Кирпа и комисия трофимъ васильевъ заикинъ и ефимъ петровъ шаповаловъ и григорий димитриевъ паничкинъ и ульяна павлова великая и парасковия Андреевна гусакова и председатель колхоза Иванъ ивановъ Кравченко Они надъ гражданами здеваются Аособенно наединоличниковъ кладуть страшные налоги непотсилу такъ что мы неможемъ уплачивать Они насъ кратирують забирають напять и надесять летъ насылку унасъ толко копиталу по одной корове и забирають коровъ инамъ приходится погибать вотъ мне уже 70 летъ работать немогу толко одной коровой и питаюсь зайдите пожалуста въ защиту А то намъ сдають жизни ни земли недають несеменовъ недають мы бы посеяли и государство поддерживали теперь чево делають въ колхозе если одинъ членъ работникъ А семейства 7 душ они толко дають хлеб на одново А семейству недають какъ хочъ живи тогда все колхозы разбежались хто куда некому работать остались толко ребятишки да бабы да старики и некому убирать хлеба хлеб весь назагоне въ копнах пошли дожди хлебъ погнилъ в копнахъ вотъ какъ наше начальство делаеть ползу приносить государству нанесколько миллионов пропало хлеба А въ прошлымъ году осинью корму ненавозили А зима была забоина такъ что нельзя было привезти корму скотина была тощая поедуть в поле А отъ теля ниидотъ и тамъ замерзает сколько ее зазиму пиридохло такъ что осталось третья часть А остальную порезали да поели начальство кантовое даколхозное и перевили весь скотъ потому что имъ дана власть наместахъ А они что хотять то и делають еслибы дано гражданамъ работать какъ въ прошедшее время тобыло государству и гражданамъ А теперь призведут государство въ нищету нетъ ни скотины и хлеба сеють шестую часть и тово нетъ»

На этом письме поставлен штамп «10ноя1933». Письма совершенно точно по всей остальной переписке датируются 1932 г.

Итак, что мы можем сказать об этих письмах? Написаны они полуграмотным стариком, который уже не смог осилить новую послереволюционную грамматику. Авторы сообщают, что одному 70, а другому 75 лет. Скорее всего кто-то из них и написал, хотя в принципе возможен и третий. Авторы согласовали содержание, отправили их одновременно, так что не исключено, что за ними стоит один человек. Тем более, что идеологических различий в тексте не прослеживается.

Какова идеология писем? Автор, хотя и совершает реверансы в стороны интересов государства, но делает это с явной натяжкой. Проживший всю жизнь единоличным хозяйством, принять на старости лет новую колхозную действительность он отказывается, однако, полагает, что именно государство должно дать ему семена. Именно к государству он обращает свою жалобу. При этом, он горячий сторонник уравнительности, требует оплаты не по труду, а по едокам, его раздражает начальство, которое «поело» скотину.

Мне показалось важным замечание автора, что «хлеба сеют шестую часть», а также его описания бесхозяйственности раннего колхоза. Дальше события развиваются так, судя по подшитым документам.

14 января 1933 г. прокурор Ст-Полтавского кантона Одинец сообщает в Бюро КК ВКП(б) результаты проверки заявления Лупанова. Интересно, что до прокурора дошло лишь одно письмо, видимо, не только мне пришла в голову мысль, что у обеих писем один автор.

«По проверке заявления гр-на села Колышкино Лупанова Василия Гавриловича на месте я выяснил следующее:
А)Заявление его о том, что колхоз разбежался скот поморили с голоду, хлеб остался на загоне в копнах, погнил ни в коей степени не соотвтетствует действительности по следующим показаниям: на 1/I-33 г. числится в колхозе 209 хозяйств, а единоличных всего 26, из них в декабре месяце было принято 3 хозяйства в настоящее время подали заявления о вступлении в колхоз 3 единоличника, за это время нет ниодного выхода из колхоза, заисключением 18- х - в исключенных по разным причинам в порядке самочищения колхоза.
В колхозе всех трудоспособных 366 человек из них 140 мужчин 170 женщин и 56 подростков, из этого видно, что работать есть кому в колхозе и поэтому лишние рабочие руки колхозом отправляются в организованное отходничество - намечено к отправке 43 человека.

Б)О погибшем хлебе хотя в колхозе во время уборки и были допущены большие потери на загоне (за что б пред.колхоза судим еще в нчале уборки) но хлеб на загоне в копнах колхозом не отсавлен - весь убран.

В)Скот в колозе в общем в среднем состоянии и уход за скотом нельзя признать плохим, за время стойлового периода пало 3 верблюда, 1 бык и 4 овцы, раб.скот на половину в средней упитанности.

Сам Лупанов В.Г. до сих пор является единоличником хотя живет совместно с сыном-колхозником, имеет корову и лошадь, лошадь действительно у него отобрана с/советом и передана колхозу на работу что не противоречит закону, корова же находится у него и никто у него ее не изымал. Торгов у него никаких не было, а исчсиленные налоги он платил сам. Всего им уплачено 8 руб.85 коп ед с/хоз налога, 15 руб.83коп госстрах, 20 руб. единовременного сбора и 27 руб самообложения, таким образом, с него неправильно взыскано лишь самообложение - преувеличено. Мной поставлен вопрос перед КФО об исправлении этого.

Сам он считается бедняком, но выходец из середняков.
Судить на 5-10 лет в с.Колышкино действительно мы судилии не только единоличников, но и колхозников за кражу колхозного имущества и за агитацию против колхозного строительства (за развал колхоза).
Вот и все что я могу сообщить.
К сему ПОДПИСЬ ((Одинец)
14 января 1933 г.

17 января 1933 г. Отв.Секр. Ст-Полтавского КК (канткома)ВКП(б) Гришин отсылает сообщение прокурора Ответственному Секретарю Обкома ВКП(Б) АССР НП товарищу Фрешер с сопроводительной запиской:

«Во исполнение Вашего поручения при этом представляю материал расследования кантпрокурора по заявлению гр.с.Колышкино Лупанова В.Г. Приложение: материал.»

Последние документы: материал проверки прокурора с этой сопроводительной запиской:

«ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ВКП(б) НЕМРЕСПУБЛИКИ гор.ЭНГЕЛЬС
13 февраля 1933 года
Москва, ул.Коминтерна №9
Бюро расследования «Крестьянской газеты»
Направляем резултаты расследования письма №111/9 от 16 ноября 1932 года
Зам.Зав.Оргинстр отд. ОК ВКП(б) АССРНП
Ю.Бергер»

Как видим, откровенно подозрительные жалобные письма крестьян нашли отклик в Москве, оттуда озаботили обком республики немцев Поволжья, затем кантком, и, наконец, были проверены на месте лично районным прокурором. Если прокурор не был лично знаком с руководством сельсовета и колхоза (шансы на это минимальны), то ему не было смысла выгораживать их под прицелом из Москвы. В сильном выигрыше старик-крестьянин Лупанов не остался, - ему лишь несколько скостили налог. Впрочем, в реальности явление прокурора, могло предотвратить какие-то другие придирки к старику. Бесхозяйственность в данном колхозе подтвердилась, но, как оказалось, и местные власти и сами колхозники боролись за ее преодоление.
Previous post Next post
Up