Сегодня отмечают день рождения человека, уничтожившего кулачество как класс, освободившего русскую деревню от многолетней кабалы, беспредела и безнадеги. Этой дате мы и посвящаем новую находку.
Я нашел несколько источников 1840-х-1860-х гг., упоминающих кулаков в смысле скупщиков крестьянской продукции, прежде всего городских, для дальнейшей перепродажи. Наконец, источник 1866 года прямо описывает кулаков именно в том значении, которое нас интересует в теме раскулачивания 1930 года. Популярно описаны причины появления кулачества, источник его доходов, методы закабаления односельчан. Очевидно, крестьяне, занявшиеся в своих селах скупкой продукта для дальнейшей перепродажи, унаследовали свое прозвище от городских скупщиков. Но они самым естественным образом стали отличаться от городских скупщиков тем, что получение товара основывали на кабале односельчан. Соответственно, если городской кулак был только скупщиком на рынке, каковых и сегодня полно, то сельский кулак быстро стал подлинным хозяином деревни во всех смыслах: экономическом, социальном, политическом. И нам должно быть понятно, что усиление сельского кулачества должно быть прямо связано с отсутствием помещика, который для кулака был и угрозой, и конкурентом, и потенциальным заступником голытьбы. Соответственно на рост кулачества должны были влиять три основных фактора:
1)Втягивание села в рыночные отношения.
2)Отсутствие в селе государства.
3)Уход из села помещика.
Поэтому я бы назвал две даты, которым кулаки обязаны своей властью над деревней: 1861 и 1917 г.
Далее источник: Арсеньев Ф. О промышленных делах и торговых сношениях в Зырянском крае. Этнографический очерк/ Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 и 1866 г. - Вологда, 1866.
Далее читаем внимательно: