Хроники дореволюционного села

Nov 25, 2014 17:53

Бают про большевиков, что оболгали кулаков, этих примерных и трудолюбивых хозяев. Ну что же, представляю вам книгу 1875 года про крестьян и кулаков. Автор не только не большевик, но и не дожил до революции.

Засодимский Павел Владмирович(псевд.Вологдин, 1843-1912). Хроника села Смурина.- Санкт-Петербург: тип. А.А.Краевского, 1875. 260 с.
Хотя автор из бедных дворян, но из разорившихся, а деревню знал очень хорошо, т.к. пришлось ему по деревням постранствовать, поработать бок о бок с крестьянами на кулаков, учительствовать. Данный роман сегодня актуален тем, что опровергает современный тезис историков о единстве крестьянства, будто бы произвольно расколотого большевистской пропагандой.

Если найдется 15 читателей, я опубликую роман частями полностью.

Глава «Кулак». Для нас важно само название, учитывая, что написан текст в начале 1870-х гг. за 30 лет до появления в России большевиков и почти за 60 лет до раскулачивания, при котором, как сегодня утверждается горе-историками и кулаков-то не было.

В селе Смурина 200 дворов. Волостное правление, мельница, два кабака, лавка, церковь и хлебный магазин (склад запасного зерна на случай неурожая). Среди низких, кривых и почерневших изб выделяется ряд новых двухэтажных домов под тесовыми красными крышами. В одном из таких домов живет кулак Прокудов, который держит односельчан даже не в ежовых рукавицах, а в цепях.

Описание внешности кулака Прокудова подчеркивает, что перед нами настоящий труженик, без которого село сразу оскудеет: «тучный мужик», «позаплывшие глазки», «жирная, красная рожа, из которой, казалось, при малейшем давлении, сало так и готово было брызнуть».

Кулак стоит 15 тысяч рублей капитала, что позволяет ему наживаться на посредничестве между односельчанами и городом, а также дачей в долг денег, хлеба и прочего товара. Источником капитала, как говорит писатель, на треть было отцовское наследство, а на две трети - совесть Прокудова, которая «не сознавала неудобства упреков». Прокудов не пил, подавал нищим, каждое воскресенье ходил в церковь, щедро угощал попов и начальство. Однако, подобная благочинность не мешало кулаку зарабатывать в день по 12 рубликов на одном только обвесе и обмере односельчан. А поскольку наличных у крестьян всегда было мало, то за зиму у Прокудова набиралось столько должников, что весь полевой сезон у него работало, сменяя друг друга по 6-7 должников. Сам труженик потел разве что у самовара…




















литература, 1870-е, кулаки

Previous post Next post
Up