Итак, парламент Южной Осетии, вновь обратил свое внимание на пресловутый 10 летний ценз оседлости. Напомним, данная “норма” была введена еще при президентстве Л. Чибирова, с целью недопущения появления сильного конкурента “извне”. Ценз сыграл определяющую роль в жизни действующего президента. Благодаря ему, решением судьи Верховного суда единый кандидат оппозиции Г.Хугаев не был допущен к выборам и был заменен “дублером” из команды Дз. Тедеева - идущим “вторым номером” Э. Кокоевым вокруг имени которого и объединились все оппозиционные силы, за исключением тех, кто голосовал за “коммунистов”.
“Ценз” вызывал стойкое неприятие “прогрессивной” общественности и его отмена была одним из тех предвыборных обещаний Э.Кокоева, которые он, впрочем, впоследствии успешно “запамятовал”.
Но не совсем. В преддверии президентских выборов “рупор” Э.Кокоева в парламенте А. Дьяконов - председатель парламентского комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению - выступил с инициативой “уточнения” Конституции, так как, по “его” мнению “… указанная редакция изложена юридически некорректно в части установления так называемого "ценза оседлости" и позволяет неоднозначно ее трактовать …”
http://i-news.kz/news/2011/04/14/4457161.html .
Однако, сразу после принятия “новой редакции” п. 1 ст. 48 Конституции РЮО согласно которой: «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и постоянно проживающий последние 10 лет на территории РЮО». Ранее в Конституции было записано, что «президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и проживающий на территории РЮО не менее 10 лет».
http://cominf.org/node/1166487037 тот же А. Дьяконов признал, что "Суть изменений состоит в том, что кандидат в президенты РЮО должен проживать последние 10 лет на территории Южной Осетии, а не любые 10 лет своей жизни, как это было раньше". (!!)
http://www.ossetia.ru/news/politics/detail.php?ID=35161 Что здесь можно добавить? Пожалуй, только два обстоятельства.
Первое - еще более странное заявление А.Дьяконова - оказывается парламент “уже давал толкование данного пункта перед президентскими выборами в ноябре 2006 года. Однако в результате пожара в здании парламента во время грузинской агрессии 2008 года документ был утерян”. (!?) Как такое могло произойти с конституцией, ведь любые изменения в нее подлежат обязательной публикации в печати, и что такое “толкование”?
Второе - проясняющее ситуацию. Информация о внесенных изменениях опубликована одновременно с сообщением Генпрокуратуры РЮО о возбуждении уголовного дела по “… факту публичного оскорбления главным тренером сборной России по вольной борьбе Дзамболатом Тедеевым сотрудников ОМОН …”.
http://cominf.org/node/1166487039 Совпадение не только символично. Все в Южной Осетии знают, что президент Э.Кокоев, мягко говоря, “недолюбливает” своего бывшего “патрона” и благодетеля Дз. Тедеева, и готов сделать и делает все возможное и не возможное для того, чтобы не допустить его регистрации в качестве кандидата в президенты и, как следствие, возможного избрания. На это направлены все заявления и действия Э. Кокоева. В частности “из последнего”
http://osradio.ru/politika/40188-iz-za-nekotorykh-ljudejj-predvybornaja-kampanija.html Вот и сейчас, после того, как многочисленными показаниями соседей был подтвержден “факт” постоянного проживания Дз. Тедеева в г. Цхинвал (аналогичная “процедура” была применена к самому Э. Кокоеву в бытность его кандидатом в президенты) и МВД дало соответствующее “заключение”,
http://uasamonga.ru/index.php/component/content/article/1-mainc/340-2011-09-17-14-36-01.html#addcomments было инициировано “обращение” ЦИК в парламент за новыми “разъяснениями”.
На сей раз парламент, дал очередное “толкование” п. 2 ст. 1 конституционного закона РЮО «О выборах президента РЮО».
http://cominf.org/node/1166489491 в который ранее, в преддверии выборов, уже были внесены изменения … однако этого оказалось мало.
По “компетентному” мнению вице-спикера Юрия Дзиццойты, выступившего на сей раз в “роли” судьи, так и не сформированного (ни при одном Президенте) Конституционного суда, постоянное проживание означает, что “этот срок не должен дробиться на отрезки и не суммироваться”.
http://cominf.org/node/1166489491 Несмотря на сопротивление части парламентариев, которым этот цирк изрядно поднадоел, был утвержден некий “единый документ”, по которому “срок проживания на территории РЮО считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики не более чем на три месяца в течение одного года.”
Посмотрим как на это “творчество” про-кокоистов отреагирует “старая” оппозиция. Ранее она уже заручились поддержкой авторитетных юристов, в их числе - член Общественной палаты РФ А.Кучерена, председатель комиссии палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебной системы - аргументирующий неправомочность применения “нормы” ценз оседлости по отношению к лицам, для которых данная страна является родиной. По мнению А.Кучерены “можно констатировать факт противоречия п. 1 ст. 48 Конституции Республики Южная Осетия и п. 2 ст. 1 Конституционного закона Республики Южная Осетия общепринятым принципам и нормам международного права.”
http://uasamonga.ru/index.php/component/content/article/1-mainc/354-2011-09-27-12-29-21.html#comments Это может явиться сильным аргументом в “руках” оппозиции. Ведь для общественности Южной Осетии, с первых дней становления ее государственности, именно “соответствие” этим нормам является определяющим фактором поддержки деятельности ее лидеров.
P.S. Что ж, поживем - увидим. А до выборов, тем временем, остается 45 дней.