О времени основания Мурманска

Sep 12, 2010 10:53


В Институт российской истории РАН поступил запрос о времени основания Мурманска, в связи с предполагаемым празднованием 100-летия города в 2016 г. Ниже помещено заключение по этому вопросу.

Об основании города Мурманска наиболее авторитетные отечественные энциклопедии сообщают следующее. 3-е издание «Большой советской энциклопедии»: «Мурманск (до апреля 1917 г. - Романов-на-Мурмане) основан 21 сентября 1916 г. в связи с созданием морского порта в Кольском заливе и проведением Мурманской железной дороги» [Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 17 (Моршин - Никиш). М., 1974. С. 124]. Более раннее 2-е издание той же энциклопедии содержит несколько иную дату: «Возник во время первой мировой войны, в 1915 г., при строительстве Мурманской железной дороги» [Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28 (Многоножки - Мятлик). М., 1954. С. 570]. Первое издание «Большой советской энциклопедии» дает подробности основания города: «Мурманск возник в связи с созданием морской базы в Кольском заливе (преимущественно в стратегических целях), проект которой разрабатывался еще в конце XIX в. Строительство Мурманска началось в 1915 г. в связи с прекращением работ балтийских портов в годы первой мировой империалистической войны. Местом строительства города-порта была выбрана Семеновская бухта на Мурманском берегу. Здесь, в 10 км от города Кола, и был заложен 21 сентября 1915 г. новый город - Романов-на-Мурмане, впоследствии переименованный в Мурманск. Одновременно со строительством города началось строительство железной дороги, соединившей Мурманск с Петроградом» [Большая советская энциклопедия. [1-е изд.] Т. 40 (Монада - Нага). М., 1938. Стб. 615].

Итак, в энциклопедиях фигурируют две даты возникновения города: 1915 или 1916 г. Единственное, в чем авторы справочных статей единодушны, - город возник в связи со строительством железной дороги к Северному Ледовитому океану. Это обстоятельство заставляет обратиться к истории Мурманской железной дороги.

Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились в последней трети XIX в. Одним из наиболее ранних был представленный в 1870-х годах статским советником Больманом земству Олонецкой губернии проект устройства конно-железной дороги от города Повенца, т.е. от Онежского озера, до города Кеми, а затем ее продолжение на Мурманское побережье.

Более детальной проработкой проектов прокладки железной дороги российское руководство стало заниматься лишь в конце 1880-х годов, когда со всей остротой встал вопрос - где должен располагаться главный военный порт России - в Либаве (ныне Лиепая) или на Мурмане. Впервые этот вопрос был поднят в 1889 г. в докладе олонецкого губернатора Конкевича на имя Александра III. Император велел произвести изыскания некоторых заливов и бухт, указанных Конкевичем. С этой целью в 1890 г. на Мурман был командирован капитан 2-го ранга Иванов.

В начале 1894 г. архангельский губернатор А.П. Энгельгардт возбудил вопрос о постройке железной дороги из Петербурга через русскую Карелию (а не через Финляндию, как этого желали некоторые столичные чиновники) к океану, с выходом к Ура-губе или бухте Озерко[Архангельские губернские ведомости. 1894. 19 февраля (Цит. по: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. Екатеринбург, 1999. С. 186)]. В том же году Мурманское побережье и его гавани посетили инженер Б.А. Риппас и министр финансов С.Ю. Витте, который составил подробный доклад об устройстве порта на Мурмане, к которому необходимо было проложить железную дорогу. В нем он указал на его военно-стратегическое положение. По мнению С.Ю. Витте существовавшая в России система базирования флота была крайне несовершенна из-за фактически замкнутых, соединенных с океаном лишь узкими проливами, Балтийского и Черного морей. В случае войны они могли быть легко заблокированы, следствием чего становилась потеря морских коммуникаций и парализация флота. Опираясь на опыт Крымской войны, когда основные морские выходы России в Европу были заперты неприятелем, он полагал наиболее целесообразным размещение главной военно-морской базы в незамерзающей бухте Мурманского побережья, имеющей круглогодичный и открытый выход в океан[Федоров П.В. Романов-на-Мурмане в правительственных документах Российской империи // III Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2006. С. 13].

Старинный город Кола, столетиями являвшийся русским форпостом на Мурмане, плохо подходил на эту роль. Ближайшая к Коле южная часть Кольского залива мелководна и все суда должны были останавливаться на более или менее значительном расстоянии от города, а к самому городу могли подходить только лодки. Ее значению также сильно вредила и удаленность от моря (около 70 км). Между тем, в нескольких км от океана, у западного берега Кольского залива располагалась глубокая, почти незамерзающая и совершенно защищенная от ветров и волнения Екатерининская гавань. В конце XIX в. она служила местом зимовки для одного из пароходов Мурманского пароходства и для административного парохода. Имелось несколько зданий для команды пароходов, угольные склады и мастерские, а также два дома колонистов. Это место С.Ю. Витте избрал для будущего порта[Юрин С.Е. Проекты строительства основного города-порта на Мурмане на рубеже XIX - XX вв. // III Ушаковские чтения. С. 27 - 35].

В августе 1894 г. его доклад был представлен царю, но тот получил его перед самым своим отъездом в Беловежскую пущу, а затем в Ялту, где император скончался 20 октября 1894 г. В этих условиях доклад С.Ю. Витте, хотя и обсуждался в том же году в Комиссии по проведению железных дорог на севере России и на ней даже рассматривались различные варианты направления железной дороги, ее строительство было отложено. Основным доводом противников прокладки магистрали по малонаселенной местности[См.: Тихомиров В. Заботы о заселении Мурмана во второй половине нынешнего столетия. СПб., 1899] с тяжелыми природными условиями являлись огромные денежные затраты. Вопрос был отложен на неопределенный срок, а «наиболее важными для государственных интересов» было признано строительство Вологодско-Архангельской и Пермь-Котласской железной дорог[Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ. соч. С. 186].

Единственным последствием доклада стало лишь то, что административный центр из Колы был перенесен в Екатерининскую гавань, где был основан новый уездный город - Александровск (официальное его «открытие» состоялось 24 июня 1899 г.).

Тем не менее, вопрос об устройстве порта на Мурмане и прокладки к нему железной дороги поднимался вновь и снова откладывался из-за недостатка средств[Сиденснер А.К. Сведения о Мурманском береге, собранные летом 1896 г. контр-адмиралом Сиденснером. СПб., 1897; Он же. Описание Мурманского побережья. СПб., 1909; Ярмолич Ф.К. О проекте сооружения «комбинированного» пути на Мурман олонецкого губернатора Н.В. Протасьева (1910 г.) // III Ушаковские чтения. С. 36 - 39]. Укажем, к примеру, что в январе 1914 г. газета «Архангельск» сообщала: «Министерство путей сообщения разрешило инженеру путей сообщения [Н.Б.] Емельянову провести изыскание железнодорожной линии от г. Петрозаводска, через г. Кемь до Александровска на Мурмане или до иного пункта на Мурманском побережье» [Архангельск, 1914. 6 января (Цит. по: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ. соч. С. 188)].

Решающим толчком стала Первая мировая война. Прекращение работы всех российских балтийских портов, закрытие Турцией черноморских проливов крайне осложнили связь России с союзниками по Антанте. Сообщение через Швецию было затруднительно, а в направлении к Северному Ледовитому океану существовала лишь одна узкоколейная дорога от Вологды до Архангельска. Ее срочно стали перешивать на широкую колею. Но архангельский порт зимой замерзал и на несколько месяцев прекращал работу, и необходимо было устраивать гавань на незамерзающем берегу Кольского полуострова.

11 октября 1914 г. при Управлении по сооружению железных дорог под председательством тайного советника П.Н. Думитрашко состоялось особое совещание по поводу сооружения Мурманской железной дороги. 16 октября ведомство путей сообщения окончательно остановилось на необходимости безотлагательного сооружения железнодорожного пути. Тогда же на Мурман прибыла «организованная партия техников для производства железнодорожных изысканий» на участке Александровск - Кола. Им было поручено выяснить пригодность Кольского залива для порта и окончательно определить место выхода к океану Мурманской железной дороги. На все работы отводилось лишь три недели[Архангельск. 1914. 15 октября (цит. по: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ. соч. С. 189)]. В начале ноября приступили к изысканиям по всей линии дороги, а в конце этого месяца после получения от изыскателей с мест главных технических данных начали составлять сметы. В декабре 1914 г. Николай II из трех предложенных вариантов проведения железной дороги (от станций Рованиеми, Нурмес, Петрозаводск) выбрал последний вариант. 30 декабря вопрос о прокладке рельсового пути на Мурман рассмотрел Совет министров, а 1 января 1915 г. он был окончательно утвержден императором[Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. Пг., 1916. С. 12 - 19].

10 февраля 1915 г. состоялось решение о выделении первого кредита на строительство Мурманской железной дороги и вскоре по всей ее трассе развернулись грандиозные по своим масштабам работы[Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ. соч. С. 190].

Первоначально дорогу намечалось строить до Колы, но позднее было решено продлить ее еще на 11 км к северу с устройством другой конечной станции - станции «Мурман» у Семеновской бухты восточной части глубоко вдающегося в материк Кольского залива, из которого открывается выход в Северный Ледовитый океан. И хотя на Мурманском берегу имелось несколько удобных мест для устройства океанского порта, его решено было устроить в Семеновской бухте. Основной причиной для этого явились природные условия - сразу после нее к северу вдоль залива начинались скалы, через которые вести дорогу было крайне сложно. К тому же условия берега были удобны для устройства портовых и станционных сооружений[Мурманская железная дорога. С. 20, 30 - 31].

Выбор места для порта был утвержден 21 февраля 1915 г. Конечная точка Мурманской железной дороги была обозначена постановкой столба 15 марта того же года[Ушаков И.Ф. Избранные произведения в трех томах. Т. 1. Кольская земля. Мурманск, 1997. С. 589].

Важным вопросом строительства стало привлечение рабочей силы, поскольку в районе строительства, где плотность населения составляла 0,2 человека на 1 кв. км, ни местных, ни пришлых рабочих не было. Их пришлось нанимать в средней части Европейской России и в Поволжье. Многих привлекало то, что работающие на Мурманской стройке не призывались в армию. Первые партии строителей прибыли на Кольский полуостров в мае 1915 г. Только за первые девять месяцев на стройку дороги было привлечено до 30 тыс. человек. Но по окончании контракта (в среднем 6½ месяцев) большинство из них предпочитало, заработав деньги, отправляться домой. Поэтому в 1915 г. на строительство дороги стали привлекать военнопленных (в основном славян - чехов, русин, словаков из австрийской армии) - более 10 тыс. человек[Мурманская железная дорога. С. 52 - 53, 57 - 59; Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ. соч. С. 190]. В июне - августе 1916 г. на стройку прибыли новые партии военнопленных, увеличилось и число вольнонаемных, среди которых было много нерусских рабочих (казахов, китайцев, татар, армян, черкесов, дагестанцев). В итоге к 3 ноября 1916 г. укладка сквозного рельсового пути от Петрозаводска до Северного Ледовитого океана была закончена, а 15 ноября Мурманская железная дорога была сдана в эксплуатацию. Прокладка дороги заняла в общей сложности 20 месяцев (с марта 1915 г. по ноябрь 1916 г.), в работах принимало участие до 70 тыс. человек, а их стоимость превысила 200 млн. рублей[Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ. соч. С. 192 - 193].

К этому же времени относится и зарождение Мурманска. Зимой 1914/15 г. незамерзающий Кольский залив становится местом зимней стоянки союзных транспортов, где военные грузы перегружались на ледокольные суда, способные доставлять их в Архангельск[Жалнин Д.Е. Мурманск в истории военно-морского строительства на Русском Севере // III Ушаковские чтения. С. 21]. В 1915 г. на месте будущего города возникает поселок строителей. В переписке того времени он именуется Семеново (по названию Семеновской бухты) [Ушаков И.Ф. Рождение Мурманска // Север. 1996. № 11-12. С. 124. См. фотографии 1915 г. Семеновской бухты в книге о строительстве Мурманской железной дороги]. Начальная его история довольно подробно рассмотрена в трудах доктора исторических наук И.Ф. Ушакова (1921 - 2002). Что касается конечной станции железной дороги, то до осени 1915 г. она именовалась «Семеновская бухта», затем - «Мурман» [Киселев А.А., Тулин М.А. Книга о Мурманске. Мурманск, 1977. С. 17].

Возникновение поселка относится к маю 1915 г., когда сюда прибыли первые строители, приступившие к сооружению жилых бараков и подсобных помещений. Это была артель плотников из Пензенской губернии во главе с десятником А. Быком. Она добиралась из Петрограда через Швецию и Норвегию по железной дороге до Нарвика, а затем до Семенова морем. К лету 1915 г. артель соорудила восемь бараков, предназначенных для строителей[Ушаков И.Ф. Избранные произведения. С. 589]. К концу июля 1915 г. возле Семенова были готовы две пристани: одна - ряжевая (с опорами из бревенчатых срубов, заполненных камнями) и другая - плавучая (на плотах), позволявшие принимать сразу два парохода и выгружать до 25 тыс. пудов груза в сутки. За весенне-летнюю навигацию 1915 г. здесь было разгружено около 20 судов[Там же. С. 554, 557]. В 1916 г. через порт прошел 1 млн. т грузов, у причалов могли разгружаться семь судов, имелось три подъемных крана[Киселев А.А., Тулин М.А. Указ. соч. С. 13].

Желая ускорить строительство дороги, правительство решило воспользоваться услугами английской фирмы лорда Френча, которая до этого успешно построила дорогу в Африке. 3 сентября 1915 г. с англичанами был заключен договор, по которому строительство северного участка магистрали протяженностью около 120 км было передано им. В конце октября 1915 г. фирма привезла в Семеново 600 рабочих-канадцев и приступила к прокладке пути. Для рабочих были доставлены сборные дома, которые возвели возле Семеновской бухты. Но из-за морозов, организационных неурядиц, плохого снабжения за три месяца работы фирма уложила всего 9,6 км пути. Поэтому договор с ней был расторгнут[Ушаков И.Ф. Избранные произведения. С. 557 - 558].

К концу апреля 1916 г. прокладка рельсового пути от Семенова до Кандалакши была закончена, в августе было открыто постоянное движение товарных поездов, и с этого времени в этом направлении пошел поток грузов[Там же. С. 563 - 564].

В ходе строительства станции Мурман, железнодорожного депо, порта постепенно складывается поселок, состоявший из отдельных рядом расположенных поселков[Киселев А.А., Тулин М.А. Указ. соч. С. 17]. К осени 1916 г. он насчитывал уже около 400 различных строений[Ушаков И.Ф. Рождение Мурманска. С. 123]. Одновременно встал вопрос о плане устройства и оборудования на его месте города на Мурмане[Зайцев А.Ф., Родионов Н.Р. Мурманская железная дорога и задачи экономической политики на Севере. Пг., 1916. С. 41 - 43]. Он рассматривался в правительстве. 29 июня 1916 г. тогдашний министр путей сообщения А.Ф. Трепов составляет для Николая II доклад «По поводу учреждения на Мурманском побережье города». В нем он писал, что «с окончанием в декабре текущего [1916. - Авт.] года последнего звена Мурманской железной дороги от Кеми до Кандалакши создается сплошной рельсовый путь, соединяющий побережье Ледовитого океана с сетью российских железных дорог. Сооруженный ныне порт на Мурмане никогда не замерзающий, доступный для самых больших и глубокосидящих океанских судов и самый близкий к Англии и Америке по времени морского перехода, явится тем давно желанным выходом нашей торговли через бассейн Атлантического океана на мировой рынок… При таких условиях новый Северный железнодорожный путь обещает ныне же вызвать к жизни крупный населенный пункт на Мурмане с характером торгового города». На следующий день император одобрил этот доклад. 6 июля Николаем II был получен и утвержден новый доклад А.Ф. Трепова, в котором тот предлагал назначить в качестве попечителя будущего города обер-егермейстера двора графа М.Е. Нирода. Город предложили назвать в честь Николая II. Но поскольку в России существовали Николаев (на Украине), Николаевск (на Амуре), Новониколаевск (ныне Новосибирск), поступило предложение именовать его Романов. Однако, на Волге город с таким названием уже был (ныне Тутаев), и для отличия от него выбрали название Романов-на-Мурмане[Ушаков И.Ф. Рождение Мурманска. С. 124].

15 августа царь с подачи министра поручил «общий надзор и руководство» делами по созданию города на М.Е. Нирода и утвердил «Положение о попечительстве» Романова-на-Мурмане. В соответствии с ним попечителю ставились две задачи: устройство поселка и последующее преобразование его в город[Ушаков И.Ф. Избранные произведения. С. 601; Федоров П.В. Указ. соч. С. 16].

Свою деятельность М.Е. Нирод, занимавший тогда должность временно управляющего министерством двора, начал с проведения 11 августа 1916 г. межведомственного совещания, на которое были приглашены министры А.Ф. Трепов, И.К. Григорович и В.Н. Шаховской с ответственными помощниками. Обсуждался статут будущего города, согласовывались различные предложения. Инженером Б.В. Сабаниным был разработан план застройки города, под территорию которого было отмежевано 2 тыс. десятин земли[Ушаков И.Ф. Избранные произведения. С. 602 - 603; Он же. Рождение Мурманска. С. 123].

Официальным актом основания города стала торжественная церемония  закладки храма во имя св. Николая Мирликийского, который должен был стать его соборным храмом (впоследствии на этом месте храм так и не был построен, а возведен уже в советское время дворец культуры им. С.К. Кирова). Она прошла 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 г. О ее деталях известно из подробного отчета столичного журналиста А. Ренникова. На церемонию прибыли министр путей сообщения статс-секретарь А.Ф. Трепов, морской министр адмирал И.К. Григорович, архангельский губернатор С.Д. Бибиков, ряд членов Государственного совета и Государственной думы, руководители строительства, духовенство, чиновники, местные жители. В их присутствии епископ архангельский и холмогорский Нафанаил совершил торжественное богослужение. В углубление заложили металлическую пластину с выгравированным текстом о дате закладки храма с именами высокопоставленных лиц, потом были положены кирпичи в основание алтаря, произнесены речи, вручены медали инженерам и руководителям стройки [Ушаков И.Ф. Избранные произведения. С. 603 - 604; Он же. Рождение Мурманска. С. 123. Сохранились фотографии с церемонии закладки Мурманска (См.: [Дудакова Е.Ф., Журин Л.В.] Мурманск и мурманчане в потоке времени (краткая история в датах и фактах). Мурманск, 2006. С. 3, и ряд других изданий.)].

Тем самым на карте России появился новый город - последний по времени образования в Российской империи, датой рождения которого следует считать 21 сентября (4 октября) 1916 г. С весны 1917 г. он получил современное название - Мурманск.

Previous post Next post
Up