Введение. Часть 2. сс. 8-14

Aug 07, 2008 23:31


В связи с разбираемым вопросом необходимо остановиться на точке зрения тех, кто, подобно целому ряду немецких географов (Коль, Гассерт, Гейслер), пытался в разное время построить целую «теорию образования и роста городов» на, основе географических особенностей одного только их местоположения (бухты, судоходные реки, почвы, формы земной поверхности) [1].

Этой «школе» и тем, кто разделяет ее вульгарно-географические воззрения, совершенно чуждо понимание историчности городов, в смысле существования особых законов их развития, зависящих от исторической ступени развития общества. Развитие городов эта «школа» ставит в непосредственную связь с удобствами топографического положения. Так как авторы этого направления исходят из неправильной предпосылки, что города возникают под влиянием географических условий данного места, то они с тщательностью регистрируют влияние мельчайших географических особенностей ландшафта на образование городов [2].

Нетрудно обнаружить порочность такого понимания причины развития города. Во-первых, расширение хозяйственных связей и успехи транспортной техники отодвигают на задний план роль местных природных условий в развитии городов. Значение этих условий все более и более уменьшается. Города часто развиваются успешно в неудобных местах при изменении неблагоприятных условий деятельностью общества. Во-вторых, города развиваются в данном именно месте потому, что взаимное положение хозяйственных территорий и связывающих путей превращает соответствующие поселения путем как бы «отбора» в пункты, выполняющие городские функции. Условия местоположения имеют поэтому значение не сами по себе, но лишь в той степени, в какой они облегчают взаимную связь между хозяйственными территориями и экономическими центрами.

В-третьих, наконец, города являются не пассивными объектами своего географического положения, но активными участниками жизни общества, изменяющими свое положение. При этом, новое экономико-географическое положение города возникает в результате изменения не только внешних условий (взаимного отношения хозяйственных территорий, путей сообщения), но и внутреннего экономического развития городов. Раз изменилась экономическая структура города, неизбежно изменится его экономико-географическое положение.

Следовательно, в одном случае на внутренние условия экономического развития города оказывает воздействие его географическое положение, в другом - само географическое положение оказывается под воздействием этих внутренних условий.

Закономерности, определяющие реальное размещение городов по территории, связаны друг с другом в определенную систему. Система эта начинается основной закономерностью, выражающей социально-экономическую обусловленность городов, и замыкается частной закономерностью, выражающей отношение города к географическим условиям. Среди частных закономерностей существуют и такие причинные связи и отношения, которые являются привходящими, второстепенными, и которые кажутся «случайными». Но, поскольку эти второстепенные и «случайные» связи имеют вполне объективный характер, они должны быть вскрыты и проанализированы наряду с основными причинами. Следует помнить, что «экономическое движение, как необходимое, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей...» [3]. География городов представляет собой сложное и многообразное явление, в котором переплетаются и взаимодействуют различные закономерности. Так как историческая география городов изучает те исторические ступени, когда процесс градообразования не находится под общественным контролем и совершается стихийно, то на этом широком историческом поле мы наблюдаем во множестве такие взаимоотношения, один полюс которых - необходимость, другой же - случайность. При этом «случайные» связи и отношения являются формами проявления социально-экономической необходимости.

Задача третьей стадии анализа состоит в выяснении процесса изменения всех признаков города в зависимости от исторического развития городов и географического положения, непрерывно изменяющегося в ходе этого развития. Эти признаки могут быть объединены в следующие группы: признаки экономические, демографические и территориальные.

Экономические признаки города определяются в основном теми отраслями хозяйства, которые разместились в нем, и характером его экономических связей с другими городами и районами.

Демографические признаки зависят от численности и состава (социального, профессионального, национального и т. д.) населения и свойственного ему образа жизни.

Территориальные, или материально-планировочные, признаки зависят от конфигурации города, приуроченности его отдельных частей к отдельным элементам ландшафта, от особенностей кварталов, улиц, площадей и построек, их взаимного положения и т. д.

Из этих трех основных элементов, слагающих, город, экономические признаки города (хозяйственная деятельность населения и экономические связи города) наиболее быстро реагируют на изменение общественного способа производства; во вторую очередь меняется уклад жизни населения; в последнюю очередь - материальные элементы города. Изменение первого звена всегда ведет к изменению прочих звеньев. Одна и та же материально-вещественная основа города часто служит базой, на которой происходит формирование новых социально-экономических свойств.

В центре экономико-географического изучения городов Западной Сибири лежит комплекс социально-экономических признаков (свойств) города (занятия, социальный и профессиональный состав населения, производство, торговля, транспортные предприятия и т. д.). Задача изучения этого комплекса заключается в том, чтобы проследить, как изменяются социально-экономические свойства города, как под их влиянием изменяется уклад жизни населения и материальные элементы города. Города продолжают оставаться там, где они первоначально возникли, но их социально-экономическое содержание непрерывно изменяется, притом резкие скачкообразные перемены приурочены к моментам перехода от одного общественного строя к другому и непосредственно зависят от коренных сдвигов в системе общественно-географического разделения труда, от проведения новых путей, связывающих между собой города и районы [4].

География городов при таком понимании освобождается от механической концепции, которая сводит задачу изучения исключительно к распределению и перераспределению городов в пространстве, а понятие размещения часто сводит к одному пространственному признаку, отодвигая на второй план или даже вовсе не замечая внутренней природы изучаемого объекта, его качественную определенность и свойства, которые выражают эти качества. Между тем города, не меняя места, резко изменяют свои качества и свои свойства. Центр тяжести изучения нужно перенести на социально-экономические свойства, характерные для городов, которые развиваются только там, где для них существуют достаточные географические и экономические условия, и тогда, когда появляется в этом социально-экономическая необходимость.

При таком понимании география городов может подвергнуться очень резким переменам даже при одном и том же их местоположении, что и характерно для Западной Сибири. Изменение географии городов есть прежде всего процесс смены одних социально-экономических признаков другими.

В истории крайне редки случаи, когда населенный пункт сразу возникает как «экономический» город. В обществе, в котором общественные процессы не находятся под его сознательным контролем, «экономические» города являются продуктами стихийно складывающегося социально-экономического развития: они не всегда возникают как города, но развиваются в города. Подобный же характер имеет и процесс упадка городов. И в этом случае происходит непреднамеренный процесс экономического угасания некоторых городов, хотя они продолжают сохранять материальные атрибуты городского поселения, которые превращаются в этом случае в своеобразные «реликты».

«Очерки историко-экономической географии городов Западной Сибири» в центре исследования ставят экономическую географию городов и только попутно и вскользь касаются вопросов демографической географии и материально-планировочной микрогеографии городов.

За исторический период, со времени появления первых русских городов и до наших дней, на территории Сибири феодальная общественная формация сменилась капиталистической, капиталистическая - социалистической. В соответствии с этим историко-географическое изучение городов должно быть разделено на три эпохи или периода, что не исключает деления каждой эпохи, в свою очередь, на отдельные стадии.

«Очерки» задуманы автором из трех частей. Первая часть охватывает период с конца XVI в. до середины XIX в., т.е. период возникновения первых русских городов в Западной Сибири и их первоначального становления как центров хозяйственной жизни; вторая часть работы будет посвящена периоду капиталистического развития, вслед за которой последует третья часть, охватывающая послеоктябрьский советский период развития Западной Сибири и ее городов.

Предлагаемая вниманию читателей первая часть «Очерков» опирается на ряд источников и других материалов различной ценности и различного достоинства. Переходя к характеристике использованных источников и литературных материалов, следует прежде всего отметить, что автор сознательно уклонился от соблазнительной задачи - ввести в научный оборот новый архивный материал, считая, что разыскивание и анализ его увели бы в сторону от задач, стоящих перед ним как географом. Он широко пользовался историческими работами Г. Ф. Миллера, П. Н. Буцинского, С. В. Бахрушина и др., в которых богатый архивный материал был впервые подвергнут анализу, давшему существенно важные для истории Сибири выводы и обобщения. Работы этих историков, заложившие основы исторических знаний о Сибири, составляют такую важную ступень в ее познании, что последующие исследователи имеют возможность не повторять, а продолжать начатое ими дело, отправляясь от той черты, до которой они довели свои исследования на основе первоисточников.

Однако автор не уклоняется от нового прочтения ряда уже известных первоисточников, поскольку из них можно извлечь новые факты, ускользнувшие от внимания исследователей, не ставящих перед собой экономико-географической цели.

Напомним еще раз, что цель работы заключалась в освещении процесса возникновения и развития русских городов Западной Сибири, каждого в своем именно месте, в зависимости от их географического положения. Историко-географическое изучение городов требовало знания их экономической жизни в различные периоды исторического развития, связанного теснейшим образом с процессами заселения и хозяйственного освоения Западной Сибири русским народом.

[1] Сводя географическое изучение городов к изучению их положения на земной поверхности, сторонники этого направления различаются в одном только отношении. В то время, как одни, более ранние авторы (Коль, Ратцель) считали самой важной частью описание макроположения города, положения к крупным линиям рельефа («Из различных причин концентрации населения самая важная - устройство и форма земли», писал Коль), другие (Шлюттер, Гайслингер, Гейслер) придавали первенствующее значение микроположению городов, особенностям их топографического рисунка. Главная задача, - пишет Шлюттер, - описать «формы чувственно воспринимаемой картины» городов.

[2] Приведу только один пример. Гейслер в своей книге «Немецкий город» дает схему для классификации городов по их положению на местности. Он классифицирует города: а) по их положению над уровнем моря, б) по отношению к рельефу, в) по их положению в долине реки, г) озерному расположению и т. д. Города, расположенные в долине реки, он в свою очередь подразделяет на города, имеющие расположение поперечное, наискось от рек, охватываемые рекою. Каждая из этих групп снова подразделяется на подгруппы. Например, города, охватываемые рекою, различаются между собою: имеющие расположение петельное, при котором река, обтекая город, оставляет свободной только одну сторону; имеющие расположение шпорное, при слиянии рек, в остром углу и т.д.

[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. XXVIII, стр. 245.

[4] То совершенно верное наблюдение, делаемое географами и историками, что многие города возникали после разрушения на том же месте, означает, однако, что по существу это разные города отвечавшие разным социально-экономическим потребностям и отличавшиеся разными свойствами.

Кабо, классики

Previous post Next post
Up