Дождался. «Аэроград» Довженко на большом экране. Тяжело было дотерпеть и не посмотреть дома, но это стоило того чтобы ждать. Зал, обсуждение - это вам не в постели с чашкой кофе. Такой фильм нельзя смотреть по-другому.
Рассказать вам свои впечатления? Их будет сложно передать, потому что истинное произведение искусство затрагивает такие струны души, звуки которых не передать словами.
Вот уже четвертый день я хожу с песней из фильма. Она работать и жить помогает. А музыка… Картины, запечатленные в памяти. Перед глазами встает черновая, до горизонта тайга, величественные сопки, полноводный Амур… Небо в огромных облаках, ныряющий в них маленький, но смелый самолёт. Суровый, холодный океан, высокие, искрящиеся волны… Весь этот огромный, восхищающий простор - мой. Моя родная, дорогая Земля. Родина.
Я не был на Дальнем Востоке. Может быть, этот фильм всколыхнул детскую фантазию, которая разыгрывалась под впечатлениями от рассказов отца, четыре года прослужившего на Дальнем Востоке. Уже тогда мне чудились эти сопки, тайга, цветущий розовым цветом багульник, серые утесы, море… Загадочный, манящий край. Отец и сейчас тоскует по нему. И я понимаю. Прав, наверное, главный герой - красный партизан Семён: «Есть ли на свете еще на свете еще такая красота и такие богатства. Нет!»
Но не только картины нашей щедрой природы поразили меня.
Весь фильм пробудил в сердце гордое, веселое, огненное, любовное чувство. Широка матушка Россия. Далёк Приморский край. А дошел же до него русский человек. И стал край родным, русским. Как былинные богатыри в могучих кольчугах, как удалые казаки-первопроходцы в шапках набекрень, отвоевали этот край еще раз в Гражданскую красные партизаны. Не отдали ни белым, ни японцам, ни американцам. И девственный край, стал еще краем Мечты, переходящей в быль. Мечты о высоком Полёте, о свободной Воле, о святой Справедливости. Здесь будет сказочный город - Аэроград. Строить его будут советские люди, весёлые и бесстрашные. Они войдут маршевыми колоннами в нетронутую, век от века устоявшуюся жизнь, где все возвращается на круги своя, и построят новую, небывалую. За ними Правда и этой правды боятся все, кто живет не по ней. Они пытаются нарушить наши планы, но у них это не получается, ибо огонь Революции живёт в сердцах миллионов. Эта Правда притягивает все народы. А советские, русские люди готовы тянуться вверх и ввысь и тянуть за собой других. Туда, в небо, к Мечте. И обустраивать Землю. В этом их сила. Те же, кто предал Родину и Мечту за 30 серебряников (или за «73 оленя» ,как фильме) и привёл на Землю чужака, должен понести заслуженную кару. И кара эта, должна воспоследовать, несмотря ни на какие привязанности. «Чужие люди» - точно подмечено в фильме сущность тех, кто за обиду или личный интерес предает самое дорогое, что есть в жизни - Родину.
Герои выписаны как в эпосе, но при этом в них веришь. Они живые, в них нет фальши. Наверное, такие люди и делали Революцию. И весь фильм живой, свежий, пышущий жизнью. Конфликт: старого и нового, врагов и защитников выписан простой, но яркой, настоящей краской.
Старообрядцы - как представители старого, отжившего, тёмного и суеверного, животного, готовые броситься в любые объятья лишь бы избежать страха нового, обступающего их со всех сторон. Японцы - как враги, желающие забрать землю и установить своё господство. И все они беспомощны… Беспомощны перед святой Правдой и советским народом. Они это прекрасно понимают и проигрывают. Да потом они зайдут с другой стороны, и сделают всё нашими же руками. Но это потом. Когда уже не показывали ни Довженко, ни говорили о Мечте и Цели. А тогда они разбегались в страхе и ужасе. Весь фильм насыщен аллюзиями отсылающие нас и к образу Богородицы, и к библейским сюжетам. Он пронизан предчувствием большой будущей схватки. Но уже тогда чувствовалось, что советский человек не может не выйти из неё победителем.
Конец фильма. Краснофлотцы в белых кителях на кормах подлодок, лётчики в кожанках. Потом они идут через тайгу и выходят к океану, где должен быть заложен Аэроград. Здесь место клятвы верности Родине. Десантники и самолёты, самолёты… Демонстрация силы и решимости советских людей. Их стремления расти ввысь и вширь. Готовность твёрдо стоять за отвоеванное кровью право жить другой жизнью, иметь свою Родину, где всё твое: и завод, и тайга, и небо, и океан. Где строится царство справедливости.
Я смотрел и восхищался. А после титров задумался. Как живёт сейчас Дальний Восток? Ведь «призвали» уже и чужаков, и архаизация края идёт полным ходом. За что проливались кровь и пот: красных партизан, строителей Комсомольска-на-Амуре и других городов, воинов Великой Отечественной войны? Почему среди наших отцов не нашлось людей, как Степан, которые не встали на пути у «чужих людей» с динамитом, которым взорвали нашу Родину. Что нам остается делать, доживать, да помирать? Нет, как говорил Маяковский: «в этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней». Вот и нам, чтобы искупить грех отречения нужно вернуть потерянное и построить новое государство. Такое, чтобы никто и никогда его не смог отнять. Тогда мы спасём и Родину, и народ, и мир, и человечество. И себя. Иначе нам не быть. Ответим себе честно. Да и зачем нам иначе быть?
Деды, прадеды могли, а мы из того же теста.
Наше дело Правое, приложим все силы и победим! Нам надлежит это сделать.
Вместо концовки:
Click to view
До встречи в СССР!