Оригинал взят у
gorbutovich в
Медаль за пьянство. Демидовские заводы Хрестоматийное из Исторического музея и легенды заводов Демидовых
Россия. Первая половина XVIII в. Чугун, литье, железо, ковка. Государственный исторический музей, Москва / State Historical Museum, Moscow
Любимый экспонат очень многих, если не всех, посетителей московского Исторического музея.
Ошейник с чугунной звездой с надписью «За пьянство». Россия. Первая половина XVIII в. Чугун, литье, железо, ковка.
Такой «медалью» весом 4,1 кг «награждались» рабочие Демидовских заводов.
Ошейник с чугунной звездой с надписью «За пьянство». Россия. Первая половина XVIII в. Чугун, литье, железо, ковка. Россия. Первая половина XVIII в. Чугун, литье, железо, ковка. Государственный исторический музей, Москва / State Historical Museum, Moscow
Статья про легенды, связанные с демидовскими заводами, из журнала
National Geographic Traveler, №44, сентябрь-октябрь 2014:
Тайны демидовских заводов
" Вокруг демидовских заводов еще при жизни их хозяев ходило множество загадок и тайн. Корреспондент NGT отправилась в два самых известных уральских города, связанных с семьей Демидовых, - Невьянск и Суксун, - чтобы узнать некоторые из них.
Текст: Марина Круглякова.
По небу плывут облака, и, подняв голову вверх, можно подумать, что стоящая перед нами башня движется вместе с ними. Еще один порыв ветра - и она не выдержит, опрокинется… Это впечатление, конечно, обманчиво - башня твердо стоит на месте и поражает отлично сохранившимся фасадом. Узкий проход, крутая каменная лестница, винтом уходящая вверх, в темноту, высокие ступени, толстые, почти крепостные стены. Мы поднимаемся на наклонную Невьянскую башню. И пусть по популярности она сильно уступает башне Пизанской, зато по количеству слухов, легенд и домыслов с Невьянской башней мало что может сравниться.
Было или не было?
Триста лет назад в Невьянске на реке Нейве соорудили плотину и построили первый на Урале металлургический завод, который через год по указу Петра I передали в ведение купца Никиты Демидова. Демидовы возвели на территории завода странную башню. До сих пор точно не известно, кто был ее архитектором, как неизвестно истинное назначение башни и то, почему она была построена под наклоном. Одни считают, что ее наклонили специально, по образцу знаменитой Пизанской башни, другие полагают, что это всего-навсего ошибка строителей. Чтобы подняться на самый верх, нужно преодолеть не одну сотню высоких каменных ступенек. В какой-то момент уже просто не остается сил идти дальше. Хочется остановиться и передохнуть, но вместо этого мы поднимаемся быстрее, словно опасаясь, что двухметровые стены вот-вот сомкнутся и раздавят нас. Говорят, раньше в эти стены замуровывали людей, а в башенных казематах и застенках пытали и морили голодом провинившихся рабочих. Никто не знает, правда это или ложь.
Вокруг деятельности купцов Демидовых ходит немало легенд. По одной из них, в подземельях под башней раньше чеканили фальшивые серебряные монеты. Когда об этом незаконном промысле узнали в столице, то немедленно прислали в Невьянск ревизора. Чтобы скрыть следы преступления, Демидов приказал открыть шлюзы и затопить подвалы вместе с оборудованием и людьми. Кто-то говорит, что это всего лишь слухи, но, как известно, не бывает дыма без огня, тем более что недавно историки доказали - Демидов действительно выплавлял в Невьянске серебро.
Проход становится мрачнее и уже, лестница - круче. Холодный ветер с дождем ударяет в лицо, заставляет прижаться к стене. Нас обуревает странное чувство страха и восторга - так бывает, если во время шторма подняться на палубу корабля. Волны ветра пытаются смыть за борт, а дыхание перехватывает от удивительной красоты лесов и деревень.
Пушки и самовары
Город Суксун испокон веков был известен легендой о спрятанной Ермаком в его окрестностях лодке с золотом. Триста лет назад, когда на здешней речке Акинфий Демидов построил горный завод, к этой легенде прибавилась еще одна - о старинных кладах, подземных казематах и ходах.
Первое, что видишь при въезде в город, - огромный пруд. По его берегам вытянулись вековые сосны и раскинулись гирлянды одноэтажных, почерневших от дождей и времени деревянных домов. Хозяева одного из них, Галина и Владимир, приглашают нас в гости. Избу построил прадед Владимира более 150 лет назад. Просторные и светлые комнаты, высокие потолки, толстые бревенчатые стены - здесь прохладно летом и тепло зимой. Пол в доме никогда не меняли: если приглядеться, можно увидеть на нем вытоптанные проходы. Самый глубокий - в коридоре, он ведет на кухню, где и порог стерт сильнее: здесь ходили чаще всего.
Галина и Владимир показывают нам богатейшую коллекцию старинной медной посуды, изготовленной на суксунском заводе. Кстати, Демидов не только отливал пушки, но и первым в России наладил на нем массовое производство металлической посуды - тарелок, горшков, подносов, кастрюль, ложек и самоваров.
Говорят, суксунские самовары появились раньше тульских и в чем-то были даже лучше их. Рассматривая коллекцию наших хозяев, убеждаемся в этом все больше. Медные, латунные и серебряные, цилиндрические и конические, маленькие и очень маленькие, большие и очень большие, старые и совсем древние, самовары для варки пельменей и для приготовления щей - все эти удивительные экземпляры собирали несколько поколений предков Галины и Владимира. Много старинных вещей нашли и они сами. Однажды, например, копая картошку, обнаружили старообрядческие кресты и монеты петровских времен.
Под звон колоколов
О том, как делали самовары на демидовском заводе, нам рассказали уже позже в местном краеведческом музее. Суксунским заводом владели пять поколений Демидовых, и, помимо самоваров, он славился также производимыми на нем колоколами. Когда после пожара в Большом театре погибла звонница, в Суксуне отлили для нее 48 колоколов самого разного размера - от совсем крошечных до гигантских. Возможно, звон некоторых из них мы до сих пор слышим на спектаклях.
В конце XIX века завод купили пермские пароходчики братья Каменские. Возвели дом-замок, от которого теперь остались только воспоминания, - он сгорел несколько лет назад. И построили первый на Урале пароход с железным корпусом - «Акинфий Демидов». Пароход начал свое путешествие по речке Суксун, прошел по Сылве, сделал остановку в Перми и, взяв груз, направился в Волгу, а вот что было с ним дальше - история умалчивает.
Прежде чем окончательно покинуть Суксун, мы заезжаем в белеющую на холме Петропавловскую церковь. Она ровесница Демидовского завода. Местные жители утверждают, что подземный ход вел из ее подвалов в карстовые пустоты, где находились демидовские тайники. Другие рассказывают, как однажды у подножия холма образовалась воронка и туда утек весь пруд. Правда, потом вода появилась вновь. Мы обходим гору, чтобы осмотреть берег, но так и не находим места, куда мог бы «уйти» пруд. Загадка, да и только. И, кажется, далеко не последняя.
Купцы Демидовы - одни из богатейших русских промышленников. Свой род ведут с XVIII века. Основатель - Никита Демидов - прославился тем, что поставлял ружья для армии в период Северной войны. Его потомки построили множество заводов по всей стране.
Слуховая комната - одно из загадочных мест Невьянской башни. В ее углах слышно все, о чем говорят вокруг. По легенде, это сделано, чтобы Демидов мог подслушивать разговоры рабочих.
Сегодня на месте Демидовского завода находится Оптико-механический завод. Если приехать в будни, можно попасть на экскурсию по нему. Особенно впечатляет оставшийся с прежних времен старинный цех с мощными каменными стенами.
Еще один город, связанный с наследием Демидовых, - Нижний Тагил. В его краеведческом музее можно познакомиться с историей знаменитой семьи, а на заводе, который сейчас превращен в музей, - увидеть старинные доменные печи.
Невьянск и Суксун: путеводитель
Как добраться. Суксун находится в 150 км от Перми и в 225 км от Екатеринбурга. Через город проходит федеральная трасса Р-242, по которой можно добраться на автомобиле и автобусе из Перми и Екатеринбурга. Невьянск расположен в 90 км от Екатеринбурга. Доехать до него можно по трассе Р-352. Автобусы, поезда и электрички стартуют с Южного вокзала. Также до Невьянска ходят автобусы из Нижнего Тагила, Челябинска, Красноуральска и Краснотурьинска.
Сезон. В летние месяцы на Урале активизируются клещи. Поэтому, если вы захотите прогуляться по лесу (в окрестностях много ягод и грибов), одевайтесь так, чтобы на теле не оставалось открытых участков. Также желательно сделать прививку от клещевого энцефалита.
Экскурсии. В нескольких километрах от Суксуна, около курорта «Ключи», находится памятник природы - скала «Серый камень». С ее 100-метровой высоты открывается вид на долину реки Иргина и бесконечные уральские лесные просторы. Также имеет смысл посетить город Верхотурье, который еще называют «Уральским Иерусалимом». Здесь сосредоточено множество церквей и находится самый маленький в России Кремль.
Еда. В деревнях в окрестностях Невьянска местные жители рекомендуют попробовать «парёнки» - блюдо из моркови, приготовленное в русской печи.
Жилье. Выбор гостиниц в Невьянске и Суксуне невелик, поэтому, если вы приехали на автомобиле, лучше остановиться в одном из соседних городов - например, Перми или Екатеринбурге. "
Текст: Марина Круглякова
Оригинал статьи:
Nat-geo.ru: Тайны демидовских заводов, 27 октября 2014
Опубликовано в журнале National Geographic Traveler, №44, сентябрь-октябрь 2014.