ТРОН

Nov 25, 2016 00:34

ТРОН
SADO
Режиссёр: Ли Чжун Ик
Программа: Корея: история и современность. Фильмы Ли Чжун Ика
Республика Корея
2015
125 минут
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38143

Ёнджо Великий - 21-й ван корейского государства Чосон, царствовавший в Корее более 50 лет в середине XVIII века, был одним из самых успешных правителей страны. Однако его правление было отнюдь не безоблачным и самым драматичным его эпизодом стало убийство собственного сына Садо, обвинённого в измене.

История отношений отца и сына показывается скорее не как взаимоотношения правителя и наследника с точки зрения политики и сложных династических связей (хотя и им уделяется значительное место), а как психологическая драма, о глубоко одиноких людях на вершинах власти, проходящих тот самый шаг от отцовской и сыновней любви до испепеляющей ненависти. С самых малых лет отец лично обучал своего сына и наследника всему, главным образом сложным философско-этическим конструкциям конфуцианства, не простым для восприятия даже взрослому человеку.

Но чем старше становился сын, тем всё более отдалялся он от отца, постепенно становясь для него не только чужим человеком, но даже врагом. В конце концов он решается на мятеж, но именно его супруга - одна из самых противоречивых фигур во всей это истории - предупреждает правителя о мятеже. По обычаям того времени отец казнённого предателя не может занимать трон. Таким образом, казнь Садо вместе с отрешением от власти его отца грозит гибелью династии и непредсказуемыми последствиями для всей страны. Придворные умоляют принца совершить самоубийство, но тот отказывается. Тогда Ёнджо приказывает принести в центральный двор королевского дворца огромный деревянный ящик для риса, посадить туда строптивого сына, самолично забивает ящик гвоздями и оставляет в нём Садо умирать от жажды и удушья. Через восемь дней принц умирает.

Трудно сказать, на сколько справедливыми были обвинения Садо в государственной измене, психических отклонениях (однажды он беспощадно убил нескольких людей во дворце) и половых девиациях (его обвиняли в гомосексуализме). Основные сведения о том времени черпаются из автобиографических мемуаров госпожи Хонгён, наложницы принца Садо и матери его сына Чонджо, ставшего 22-м ваном Кореи, а они могли быть предвзяты. Доподлинно известно то, что Чонджо после восшествия на престол вернул доброе имя своему отцу, сняв с него все обвинения.

Впрочем, режиссёру Ли Чжун Ику интересна скорее не сама фабула этой истории (каждому корейцу она известна с детства, как нам история отношений Петра I с царевичем Алексеем), сколько психологический аспект истории взаимоотношений деда, сына и внука из королевской династии, их жён и наложниц. Шаг за шагом он исследует историю взаимоотторжения двух близких людей, вызванную и лицемерием двора, и тяжестью “шапки Мономаха”, к принятию которой изо дня в день готовят принца, и непрестанного страха предательства со стороны самых близких людей, которые из века в век окружали едва ли не любой королевский двор. Сложные отношения правителя с принцем обуславливаются и его незаконным происхождением: он единственный наследник, но рождён от наложницы, а не от жены правителя. Самыми показательными являются две похожих сцены. Желая отдать матери королевские почести, принц Садо устраивает пышное празднование её 60-летия, хотя по обычаям двора и законам того времени такое торжество полагается только законной супруге вана. Спустя десятилетия его сын принц Чонджо также пышно отмечает юбилей своей матери, которая имеет столь же низкое происхождение по понятиям дворцового этикета. Два этих праздника, отстоящих друг от друга на много лет показывают, сколь неизменны не только традиции королевского двора, но и сколь неизбывно лицемерие и ханжество правителей и придворных.

Великолепная комбинация исторической трагедии, достойной пера Шекспира, и напряжённой семейной драмы в духе Чехова.

Оценка: *****

Рекомендации к просмотру: обязательно.

художественные фильмы, корейское кино, Корея, ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль, 38 ММКФ, Ли Чжун Ик, художественное кино, кино

Previous post Next post
Up