СОНИТА
SONITA
Режиссёр: Рохсаре Гаем Магами
Программа: Свободная мысль
Иран, Швейцария, Германия
2015
91 минута
http://38.moscowfilmfestival.ru/miff38/films/?id=38122 Сонита - афганская девушка, живущая вместе с такими же как она подростками-беженцами в пригороде Тегерана. Её ключевое отличие от таких же как она юношей и девушек, посещающих образовательный центр для мигрантов - целеустремлённость. Если остальные плывут по течению, покорно ожидая своей судьбы, то Сонита как та лягушка из сказки изо всех сил взбивает лапками молоко в масло.
Главная тема разговоров среди её сверстниц - будущие браки и мужья, которых они даже не видели. Браки эти заключаются, разумеется, не по любви, а по решению родителей и других старших родственников, а жених может быть как ровесником, так и старше лет на 25. И главный мотив здесь финансовый. Как на восточном базаре за каждую из девушек её родители просят свою цену, и развестись потом можно, лишь вернув мужу эти деньги.
Сонита единственная, кто хочет вырваться из этого замкнутого круга. Все её мысли связаны с музыкой. Она хочет стать рэп-певицей и получить музыкальное образование. У неё уже готова песня, посвящённая как раз продаже молодых девушек в жёны, словно это какой-то товар. Но как раз в этом момент в Тегеран приезжает её мать, сообщающая, что для неё нашёлся жених, который согласен заплатить 9000$, а эти деньги в свою очередь уже обещаны другой семье, из которой берут девушку в жёны её брату.
Её мать искренне не понимает слов о свободе выбора для своей дочери, её желаний и устремлений, находящихся за пределами традиционного уклада. Она не то чтобы желает своей дочери зла, попросту в её разум не вмещается ничего другого. Единственное, что она может предложить - это отсрочка на полгода, но за неё придётся заплатить 2000$.
Это оказывается переломным моментом в фильме, не только с точки зрения развития его сюжета, но и с точки зрения всей его концепции. Документалист может быть не только отстранённым наблюдателем развития событий и жизни его героев, что бывает чаще всего. Но он может также и создавать события, менять их вектор, активно в них участвовать - и снимать всё это. Рохсаре Гаем Магами дойдя до середины съёмок пошла на резкий слом всего замысла фильма, поменяв, таким образом, предопределённость как судьбы Сониты, так и своей картины.
Мать Сониты получает 2000$ и уезжает в Афганистан, а сама Сонита полугодовую отсрочку. Она снимает клип в стиле рэп о судьбе проданных в жёны молодых девушек, в котором на её лбу изображается штрих-код, словно женщина - это обычный товар из магазина. Ролик набирает бешенную популярность в Иране, он становится предметом обсуждения на телевидении, получает известность и за пределами страны. В этот момент происходит совсем уж нежданное событие: один из американских университетов приглашает Сониту на учёбу и выделяет ей стипендию.
Одна беда, у Сониты нет паспорта, нет вообще никаких документов, некуда поставить визу. Чтобы получить паспорт нужно ехать в Афганистан, но там есть риск быть насильно выданной замуж, как замыслила её мать. Немножко детективное развитие событий в Кабуле завершается вполне благополучно. Сонита получает и паспорт, и визу и благополучно улетает в США, где зимой 2015-16 годов и начинается её учёба. Впрочем, в своей семье она так и осталась непонятой, эдакой белой вороной в стае закутанных в чёрный никаб покорных своей судьбе афганских женщин.
Не будучи сторонником активного приёма в России беженцев из разных стран вроде Афганистана, я на протяжении всего фильма ловил себя на мыслях, о том, как я мог бы помочь Соните, окажись она в Москве. Где можно обучить её русскому языку (английский и русский для неё одинаково чужие)? Как помочь встроится в общество с другими культурными традициями? Где она сможет учиться, где жить? Сонита - тот человек, которому хочется помочь. И она воспринимается вовсе не как несчастный ребёнок, страдающий от диких обычаев соплеменников. Сонита относится к той редкой категории людей, от помощи которым непременно будет толк, поскольку у них есть цель и этой цели они добиваются вопреки всему.
Оценка: *****
Рекомендации к просмотру: обязательно.