Apr 17, 2022 18:41
Валерий Дымшиц
О ВРЕДЕ ИСТОРИИ
==Написанное ниже может кому-то показаться неприятным или неуместным, поэтому, во избежание превратных толкований, повторю очевидное: Россия - агрессор, Украина - жертва агрессии, политика российского руководства и поведение российской армии попирают международное право.
Печально, что презумпция невиновности перестала существовать, и нужно для начала доказать, что ты не верблюд.
А теперь по существу.
В сети все чаще встречаются разные вариации двух утверждений, подогретых текущим моментом:
Первое утверждение:
Украинцы по природе своей склонны к добру и свободе, русские - к злу, рабству и насилию.
(Примечание. В разных высказываниях объем понятий «украинцы» и «русские» колеблется от представителей соответствующих этносов до граждан Украины и России. Чтобы больше не возвращаться к этому, замечу, что упоминание этнических границ в разговоре об актуальном населении Украины и России выглядит откровенно глупым, учитывая сколько миллионов с украинскими корнями проживает в России, и с русскими - в Украине. В наиболее радикальных этноцентрических высказываниях присутствует привкус наивного расизма.)
Доказательства идеи о природной злокачественности русских черпаются преимущественно в истории. В ход идут ссылки на резню в Батурине, Голодомор, советский террор на Западной Украине и т. п.
Второе утверждение:
Насилие, совершаемое российской армией, и отсутствие внятного антивоенного протеста со стороны населения РФ привело к невозможности добрососедских отношений между Украиной и Россией, а также между их гражданами, не только в настоящем, но и в будущем.
Оба эти утверждения представляют собой одну мысль, нанизанную на ось времени, только в первом случае речь идет о прошлом, а во втором - о будущем. Ключевые слова - было всегда и будет навсегда. Как известно, события, разворачивающиеся во времени, называются историей. О ней и пойдет речь.
Можно было бы привести много примеров, иллюстрирующих несостоятельность этих высказываний, но, поскольку я еврей, и для меня это не эмпирическая случайность, а осознанная часть моей идентичности и самосознания, то и пример (для краткости - один) будет из еврейской истории.
Как известно, в период Гражданской войны, прежде всего, в 1919 году, на Украине происходило уничтожение еврейского населения. Точные цифры жертв спорны, но обычно говорят о 150-250 тысячах убитых. Это было мирное население, вырезанное самым жестоким образом. Количество ограбленных, искалеченных, изнасилованных не поддается никакому подсчету. И это было в чистом виде этническое насилие, классический геноцид. Представители одного этноса и преимущественно одной социальной группы - украинские крестьяне зверски резали представителей другого этноса и другой социальной группы - евреев, проживавших в городах и местечках.
Что из этого следует для меня сегодня? Ничего. Снижает ли это градус моего сочувствия Украине и ее гражданам? Нет. Прошлое не определяет для меня ни идею коллективной вины (все они такие), ни образ настоящего (так им и надо), ни образ будущего (не забудем - не простим).
Я твердо верю: морок кончится и разговоры о злокачественных от природы соседях, к которым нельзя приближаться ближе, чем на пушечный выстрел (и лучше, чтобы пушка была дальнобойная), постепенно сойдут на нет. Узница Виленского гетто и лагеря Штуттгоф Маша Рольникайте, светлой памяти, вспоминала о выступлении перед немецкими читателями своей книги:
«Приведу и ответ на вопрос довольно пожилого, но явно во время войны не призывного возраста немца. Очень волнуясь, он спросил:
- Вы когда-нибудь нас простите?
Я ему, а заодно всем присутствующим, ответила:
- Тех не прощу, а вы ни при чем».
На мой взгляд самое неприятное в сегодняшнем массовом сознании - это всеобщая приверженность примордиальным концепциям. Речь идет не о крайних формах примордиализма, то есть о вере в то, что общность происхождения является источником биологически врожденных качеств коллектива и однозначно определяет его прошлое, настоящее и будущее, хотя такие дикие идеи влиятельны не только в обыденном сознании, но и в официозе, см., например, всю эту пургу с «этническим оружием». Я, однако, не буду об этом говорить из элементарной брезгливости: в конце концов, я не брался разгрести все дерьмо на свете. Скажу только о «мягком», то есть историческом примордиализме.
Сторонники нынешней российской власти клянутся прошлым, гордятся прошлым, отождествляют себя с прошлым и оберегают прошлое от посягательств. Они точно знают: мы такие, потому что у нас было славное прошлое: одоление Ига, Иван Грозный и Иосиф Сталин, патриархальные скрепы крепостного права.
Противники власти тоже точно знают: мы такие, потому что у нас было бесславное, постыдное прошлое: Иго, крепостное право, Иван Грозный и Иосиф Сталин.
Между тем, никто из ныне живущих не только не застал Батыя, но большинство даже не жило при Сталине.
Прошлое не работает как аргумент по одной простой причине. Аргументом являются не исторические факты, а их интерпретация. Например, популярному проукраинскому суждению «у нас всегда была демократия, значит будет и впредь» противопоставляется российско-имперское суждение «у них никогда не было государства, сплошная анархия и своеволие, значит не будет государства и впредь».
Характерно, что В.В. Путин - большой любитель истории. Чем больше он увлекался историей, тем быстрее дело шло к "специальной операции". Для Путина основанием для нее является то, что Харьков был основан Алексеем Михайловичем, а Днепр (Екатеринослав) и Одесса - Екатериной, то, что Крым до 1954 года был в составе РФ. Все это чистая историческая правда, а выводы из этой правды - чистая политическая ложь.
Для Путина и для миллионов российских граждан прошлое отвечает за будущее. История важнее международно признанных границ и договоров.
У меня вот есть дача на Карельском перешейке, который был захвачен СССР в результате бессовестного нападения СССР на Финляндию. И что мне теперь делать? Вероятно, ничего, коль скоро есть международно признанная граница между РФ и Финляндией. Кстати, советскими войскам, напавшими на финнов, командовал Семен Тимошенко, сын бедного украинского крестьянина из-под Измаила. Это, однако, не повод для Финляндии требовать извинений от украинского народа или не поддерживать Украину в нынешней войне.
Когда я вижу аналогичные российским по методу рассуждения среди граждан Украины и тех, кто поддерживает Украину, мне становится грустно. Мне наивно хочется, чтобы любимая мной Украина не просто уцелела, но и процвела, и стала анти-Россией (вот тут я совершенно согласен с В.В. Путиным), имея в виду Россию в ее нынешнем состоянии. А для этого, на мой взгляд, нужно сбросить с себя морок истории, понимаемой, прежде всего, как история государств. Надеюсь, что у Украины, с ее молодой государственной традицией (что не минус, а большой плюс) это получится гораздо быстрей.
За постперестроечные тридцать лет история стала любимой игрушкой масс. Магазины завалены исторической литературой, очень разного качества. Процветают исторические сайты, экскурсии, журналы. Многие увлеклись историей своей семьи. Понятно, что всё это реакция на эпоху советского беспамятства. И теперь публика массово проваливается в феодализм, если не в родовой строй. Люди отождествляют себя со своим племенем, искренне считают юридически состоятельным аргументом право давности. Торжествующая архаика, рядясь в исторические лохмотья, плюет в лицо модерну.
Очень надеюсь, что скоро история из аргумента в политическом действии превратится в увлекательную, но, прежде всего, вспомогательную дисциплину, необходимую, чтобы понять действительно важные вещи, то есть произведения человеческого духа.==
цитатник_не_Мао,
за общество