…Лидерство, получившее здесь своё развитие, должно направляться фундаментальными ценностями и нравственной силой, которые столетиями составляли дух наших религиозных учений … Дисциплина ума - основная составляющая истинной нравственности, а значит, и духовной силы. Несомненно, университет, взятый во всех его аспектах, является, по сути, духовным предприятием, которое, помимо даваемого им знания и обучения, ведёт студентов к более мудрой жизни и большей чувствительности к ответственностям жизни…
Это - самое историческое событие для Нас и всего народа Эфиопии. Сегодня Первое собрание нашего Университета предлагает Нам, как Почётному Главе Университета, первую возможность обратиться к членам Попечительского Совета, профессорско-преподавательскому составу и студентам одновременно.
Мы приветствуем всех вас на этом важном событии. Вы, кто в прошлом, как учителя и учащиеся, были едины по духу, хотя и относились к разным образовательным учреждениям, теперь по-настоящему объединились в стенах этого Университета. Мы приветствуем членов Попечительского Совета, кто будет направлять политику Университета. Мы приветствуем должностных лиц, кто будет предоставлять основу для работы как педагогов, так и студентов. Мы приветствуем вас, профессоров, преподавателей и лекторов, кому была доверена задача вести молодёжь к новым уровням знания и обучения. Мы приветствуем студентов, соотечественников и приехавших из-за рубежа, кто будут учиться здесь и дадут нам лидеров будущего.
Мы хотим кратко остановиться на том, зачем основан этот университет, какие цели он преследует, каких результатов мы можем ожидать от него, и каких достижений мы вправе от него ожидать.
Фундаментальной задачей университета должно стать сохранение и развитие культуры народа, интересам которого он служит. Этот университет - продукт этой культуры; объединение тех, кто способен понимать и использовать накопленное наследие эфиопского народа. В этом университете мужчины и женщины будут, работая совместно друг с другом, изучать неиссякаемые источники нашей культуры, отслеживать её развитие и формировать её будущее. То, что позволяет Нам сегодня открыть университет подобного уровня - богатство литературы и знаний, более не существующих где-либо ещё в мире, и которые стойкие усилия наших предков помогли сберечь для нас. По этому случаю, Мы хотели бы с благодарностью вспомнить этих отцов великих знаний, среди кого Мы упомянем несколько имён, таких как Яред, Абба Георгис из Гасича, Абсади из Инсаро, Вольде-Аб Вольде Микаэль, Арат Айина Гошу, Мемихир Акала Вольд и Алека Габра Медиин.
Музыка, драма и иные формы искусства коренятся в древней истории нашей Империи, и их развитие до даже более высокой степени мастерства будет возможна в атмосфере университета. Эфиопия обладает древней литературой, и её изучение можно осуществлять здесь, чтобы молодёжь Эфиопии, вдохновляемая этим примером национального величия, могла поднять её до ещё более высоких уровней совершенства. Изучение героической истории нашей Империи будет стимулировать воображение подающих надежды авторов и их учителей. Понимание данной философии жизни приведёт нас к лучшему пониманию нашего народа и выражения нашей нации в искусстве.
Духовных качеств уже недостаточно
Прямая и практическая цель этого учреждения, как очевидно, - обучение эфиопской молодёжи и её подготовка к служению своей стране. Несмотря на то, что ваше образование может быть техническим, оно всё-таки должно основываться на культурном наследии Эфиопии, чтобы принести плоды, и чтобы облегчить студенту адаптацию к своему окружению и эффективность применения его навыков.
Было время, когда силы и стойкости, храбрости и веры было достаточно, чтобы лидерство соответствовало стоящей перед ним задаче. Но времена изменились, и перечисленных духовных качеств уже недостаточно. Сегодня, необходимыми стали знание и обучение, как они, в основном, предоставляются в университетах мира, и сегодня лидерство и прогресс, как национальный, так и международный, лежат на плечах выпускников этих университетов. Тем же образом, как мистер Табман, мистер У-Ну, мадам Бандаранаика и мистер У Тант, каждый получили образование у себя на родине, Мы верим, что этот университет будет растить лидеров сравнимых достоинств. Во всех странах современного мира требуется особая компетентность, чтобы иметь дело с развитием сельского хозяйства, промышленности, коммерции и государственных служб. Подобная компетентность может быть обеспечена только посредством условий, предоставляемыми в современных университетах. Мы часто указывали, что будущее Эфиопии, во многом, будет обусловлено ускорением развития сельского хозяйства, добычей полезных ископаемых и ростом промышленности. Жизнь страны зависит от этих индустрий, но они, в свою очередь, зависят от компетенции от получивших и тех, кто ещё получит необходимое образование и обучение. И Мы уверенно надеемся, что это учреждение, которое планировалось много лет, предоставит здесь, на нашей земле, для нашей молодёжи, высшее образование и специализированное обучение, требуемое для такого развития.
Если человек не воплощает в реальность в течение жизни то, о чём он мечтает, к чему стремится, она не приносит ему настоящей радости. Что касается Нас Самих, благодарение Богу, что в основании этого Университета Мы реализовали стремление всей своей жизни.
Фундаментальные ценности и моральное право
Размышляя о роли университетов в более широком смысле, Мы склоняемся к тому, что эти учреждения являются сегодня как самая многообещающая надежда на конструктивные решения проблем, преследующих этот мир - проблем, мешающих мирному сотрудничеству народов, угрожающих миру и человечеству смертью и несчастьем. Из университетов должны выходить люди, идеи, знания, опыт, технические навыки и глубокое понимание гуманности, жизненно необходимое для плодотворного сотрудничества между нациями. Без всего этого, устройство мира, к которому мы так долго стремились, установить невозможно. Из университетов должна также исходить та способность, что является самой ценным атрибутом цивилизованных людей повсеместно; способность преодолеть узость страстей и принять участие в честном обсуждении; поскольку цивилизация, по своей природе, - это «победа убеждения над силой». Сила - в единстве.
Ни одна нация не может быть внутренне разделённой и остаться сильной.
Сильная убеждённость в этом - вот, что лежит в основе решения планировать создание хорошо организованной и координированной системы образования, обучения и исследований, которые представляет собой университет. Университет - источник познания; ищи знания, и в нём ты обретёшь его.
Так же мы не можем игнорировать важность духовного в этой академической жизни. Знания и техническое обучение должны питаться верой во Всевышнего, почтением к человеческой душе и уважением к рассудительному уму. Нет более надёжной опоры для нашего познания, наших жизней, и наших общественных действий, нежели предоставляемой Божественными наставлениями, совмещёнными со стремлением лучшему в человеческом понимании. Лидерство, воспитанное здесь, должно направляться фундаментальными ценностями и нравственной властью, целые столетия составлявшими суть наших религиозных учений. Мы живём в критические времена, когда одни нации восстают против других наций.
Напряжённость растёт, и несчастье возможно в любой момент. Расстояния сокращаются; человеческие жизнь и покой под угрозой непонимания и конфликтов. Наступило время, когда искренняя убеждённость, что человек подобен Богу должна быть основанием каждого человеческого усилия к просвещению и познанию - фундаментом всего понимания, сотрудничества и мира. Мы наказываем всем Вам, кто причастен к этому Университету, чтобы эти особенные ценности оставались первичными - опорой Вашего знания и мышления, чтобы фундаментальные нравственные истины укрепляли и поддерживали всю структуру жизни университета.
Дисциплина ума - основная составляющая подлинной нравственности, а, значит, духовной силы. В действительности, любой университет, взятый во всех его аспектах, по сути - духовное предприятие, которое, вместе со знанием и обучением, которые он предоставляет, ведёт учащихся к большей мудрости в жизни и большей восприимчивости к ответственностям в нашей жизни. До сегодняшнего дня, техническое обучение достигалось посредством Инженерного колледжа и в Эфиопско-Шведском строительном колледже. Эти учреждения, которые теперь влились в состав нашего Университета, Мы надеемся, будут расширяться и развиваться, чтобы количество компетентных эфиопских технических специалистов продолжало расти.
Образование, как капиталовложение
Образование стоит денег, а высшее образование - дороже любого другого. Но это, также - капиталовложение, очень прибыльное капиталовложение, и деньги, потраченные на координирование, укрепление и расширение высшего образования в Эфиопии, вложены с пониманием дела. Мы горды, что Наш народ признаёт ценность образования. Согласованные усилия жителей Эфиопии в постройке школ и прочей социальной активности доставляют особую радость. Образовательные учреждения, в отличие от деловых предприятий, существуют и работают не ради прибыли, выражаемой в долларах и центах. Они существуют ради предоставления общественных некоммерческих услуг, и о их пользе судят по эффективности и экономии, с которой они предоставляют эти услуги.
Попечительному Совету и администраторам, Мы рекомендуем экономное отношение, чтобы преимуществами Университета могли с удовольствием воспользоваться как можно больше молодых людей и девушек. Ни доллара не должно быть потрачено из денег, с таким трудом добытых и с такой щедростью потраченных нашим правительством и правительствами других государств. Планируйте вдумчиво, контролируйте внимательно, управляйте экономично, чтобы могла быть получена наибольшая возможная отдача при подготовке компетентной рабочей силы, при полезных исследованиях и обучении как техническому, так и нравственному лидерству. Прямая выгода консолидации и координации, централизации ресурсов и деятельности, должна выражаться в экономии средств, и Мы призываем всех к полноценному сотрудничеству в попытках достичь этой цели. Для развития этого Университета в самые кратчайшие возможные сроки необходимо особое усердие, чтобы соответствовать повышенным требованиям Нашей Империи.
Мы хотели бы попросить об уделении исключительного внимания обучению преподавателей для наших начальных и средних школ. Образовательный процесс не может быть похож на узкую колонну; он должен напоминать своей формой пирамиду и иметь широкое основание. Чтобы предоставить такое широкое основание, требуется большое количество преподавателей, и на нас лежит долг предоставить эфиопских учителей для этих школ. Вот почему Мы основали обучающие центры для учителей в Хараре и других местах.
Нужда в различных дисциплинах
Изучением гуманитарных наук нельзя пренебрегать, и мы должны поддерживать Колледж Искусств и Наук и поощрять его развитие. Это - те предметы, что вносят наибольший вклад в понимание и рост нашего культурного наследия, и, таким образом, помогают в достижении одной из первичных целей Университета. Изучение подобных предметов, касающихся культурных достижений человека, прав и обязанностей человека, человеческих свобод, поможет молодёжи развивать в себе понимание и суждение, необходимое для выработки здравой жизненной философии, для умения принимать мудрые решения, и для осознания, что затрагивают эти самые решения. Эти молодые мужчины и женщины стоят перед лицом мира, осаждённого самой эффективно организованной программы лживой пропаганды и самых тонко скрываемых операций, когда-либо известных в истории; они заслуживают лучшего, чему могут их научить их родители, религиозные учреждения и этот Университет, чтобы быть готовыми к мудрому выбору среди соперничающих идей.
Мы желаем незамедлительного создания Правового факультета, где наши собственные студенты могли бы обучаться профессии юриста. Наша Империя нуждается, для работы в правительстве и в бизнесе, в хорошо обученных юристах, в частности, обучавшихся в своём, местном университете, в атмосфере местных законов и обычаев. Мы, также, желаем организовать Медицинский факультет в недалёком будущем. Обучение врачей - долгий и трудоёмкий процесс, и сам этот факт делает ещё более неотлагательным создание данного факультета в ближайшее возможное время.
Делая серьёзный акцент на образовании для наших молодых граждан, нам не стоит забывать об обязательствах и возможностях, которые этот университет будет иметь в отношении наших более старших граждан. Изучая планы и проекты университета, Мы осознаём, что много внимания уделяется расширению его полезности для всего населения, в виде расширения курсов или лекций. Это - согласуется с Нашими желаниями. Университет имени Хайле Селассие Первого должен постараться, либо в своём основном отделении, либо в филиалах, удовлетворить каждого поступившего в него гражданина, желающего и способного воспользоваться ресурсами университета, если он проявляет волю проделать требуемую работу.
Высшее призвание
Мы не предполагаем, что список нужд, упомянутых Нами, окончателен, но они представляют собой нужды, которые этот университет стремится удовлетворить. Главная ответственность, естественно, ляжет на профессорско-преподавательский состав. Их задача - обучить разум и руки молодёжи Эфиопии знаниям и особым навыкам. Мы все можем испытывать гордость за эфиопских представителей профессорско-преподавательского состава, принявших на себя это высшее призвание, и кто продолжат, как и в прошлом, оказывать подобные особые услуги своей нации. Преподаватели, приехавшие к нам когда-то из разных стран, выполнили свои обязательства по обучению молодых мужчин и женщин Эфиопии и заслужили Нашу благодарность и признательность, также, как и благодарность и признательность всех из нас. Их пример должен подстегнуть тех, кто входит в преподавательский состав университета, выполнять свои задачи с усердием и не жалеть усилий по вдохновлению студентов, учащихся в их аудиториях.
Мы искренне благодарим доктора Люсьена Матте, помогавшего Нам многие годы с преданностью, верностью и усердием в Наших усилиях ради прогресса образования в Нашей стране и в основании университетского колледжа Аддис-Абебы, одного из дочерних учреждений Университета имени Хайле Селассие I.
Также, Мы желаем вспомнить покойного мистера А. Бесса - одного из тех, кто вложил немало щедрых усилий в основание этого Университета.
Все Вы должны поддерживать высочайшие стандарты в своём преподавании для того, чтобы всеобщие стандарты этого Университета оставались на высшем уровне. Работайте вместе в гармонии, как команда, стремясь поднять данное учреждение до высших академических уровней. Каждый из Вас должен внести свою лепту в развитие знания. Вы должны, прежде всего, быть учёными, поскольку именно делами, а не словами, вы можете наиболее эффективно вдохновлять своих студентов принимать во внимание ваши слова. Каждый из вас должен считать своим долгом продолжать исследовать свою область знаний, поскольку принесёте известность как самим себе, так и данному учреждению.
Во многих случаях, в течение последних лет, Мы имели возможность обратиться к нашим студентам. Мы верим, что Наша любовь и внимание к ним, и глубокий интерес, испытываемый Нами к их прогрессу, был ощутим и понятен. Сегодня Мы отдаём Наш дом, полученный нами от Нашего благородного отца, в их руки, в качестве подарка нашему народу, в надежде, что Мы, таким образом, вносим Наш вклад в возможность для них подготовиться к плодотворной карьерной деятельности.
Мы желаем, чтобы каждый студент, проходящий по этим коридорам, посвятил себя развитию своего разума и тела, своего умения мыслить и физического совершенства, чтобы иметь возможность лучше служить своей стране и своим соотечественникам. Выбирайте область знаний, лучше всего подходящая вашим талантам, продолжайте стойко усердствовать в изучении своего предмета, готовьте себя к служению профессии, подходящей вам более всего. Да дарует Бог вам успех.
19 декабря 1961 г.