Про работу и семью в жизни женщины

Apr 20, 2013 16:28

Я прошлый кусочек своей диссертации выложила по личной просьбе и без всяких мыслей о том, как оно будет другим. Но встретила неожиданные для меня интерес и поддержку.
И с одной стороны я рада-рада-рада, что это вообще может быть интересно и нужно, и у меня же там ещё много всякого понаписано))).
А с другой, я же пообещала ещё кусок выложить и боюсь теперь разочаровать. Вдруг там другие куски значительно хуже. Ну и вообще пересказывать диссертацию в ЖЖ (типа 20 страниц специально "обнаученного" текста в полстраницы разговорного) - так себе занятие.
Но всё же попробую (не тот кусок, который обещала, а другой:))).
Те же, там же и Гендерная Теория
(если вдруг кого по счастливой случайности миновало это знание, то гендер - это "социальный пол", конструируемый обществом и в ходе социализации усваиваемый набор ожиданий (предписаний, стереотипов и т.п.) в отношении людей того или иного пола).
И.С. Кленцина в своей книге «Психология гендерных отношений» говорит о разных уровнях анализа: макросоциальном уровне, уровне малых групп и уровне личности. Вот собственно на этих же уровнях можно рассмотреть и вопрос работы и семьи в жизни женщины.
Индивидуальный уровень
На уровне личности эта проблема рассматривается в основном как гендерный конфликт.
Точнее как разные варианты гендерных конфликтов - отражающих противоречие между частями личности: «Я как индивидуальность - Я как представитель гендерной группы» (т.е. в данном случае "Я как я" и "я как женщина":))).
К гендерным конфликтам относится "ролевой конфликт работающей матери" - понятие пришедшее из ролевой теории и вообще классический случай ролевого конфликта (его обычно приводят, когда объясняют что это такое - конфликт между ожиданиями от различных ролей, выполняемых одним и тем же человеком). Вдоль и поперёк изученая тема, выделялись субъективные и объективные факторы, которые его усиливают и которые уменьшают, разные варианты его решения. Результаты исследований закономерно показывают, что легче тем у кого психика погибче, нет собственных жёстких представлений "правильная мать всегда с детьми", легче тем, кого поддерживает семья, и у кого общие условия (заработная плата, жилищные условия, прочие обязанности) позволяют хоть иногда вздохнуть. Хуже тем, у кого всё наоборот.
В рамках гендерной теории этот конфликт иногда рассматривают не как конфликт между ролевыми ожиданиями от матери и от работницы (как в классической ролевой теории), а как конфликт между усвоенными женщиной представлениями о том, что ей (как матери, как жене, как женщине, как специалисту) положено и её реальной жизненной ситуацией.
Кроме того есть и другие гендерные конфликты, которые имеют прямое отношение к теме. Например, "Конфликт боязни успеха" для женщины профессиональный успех (особенно в признанно "неженской" сфере) ассоциируется с такими несчастьями в личной жизни, что женщины склонны сами себя "тормозить" чуть ли не в самом начале, дабы не проверять на себе -правда ли достижения в профессии будут ей стоить одиночества и бездетности. Сюда же про то, что умным, самостоятельным и самим хорошо зарабатывающим - сложнее найти мужа и сохранить семью.
Есть ещё такое понятие как "экзистенциально-гендерный конфликт" - кризис смысла жизни, связанный с окончанием выполнения своего "женского предназначения", если дети составляли основной смысл жизни, то когда они уходят (и не спешат обеспечить внуков), то случается он.
Уровень малых групп
На уровне "малых групп" - это в основном про семью и роли в семье ("семейный контракт"). Суровая реальность такова, что основная часть домашних и родительских обязанностей выполняются женщинами. Причём прямой связи с тем, кто сколько зарабатывает (и кто сколько работает) - нет.  Тем не менее, с точки зрения распределения ролей выделяют несколько "видов" семей. Обычно делят на "традиционную" с чётко закреплёнными обязанностями мужа и жены (Муж "добытчик", жена "хозяйка") и "эгалитарную" с всеобщим равенством, но иногда добавляются ещё какие-то варианты типа "товарищеская семья").
Проведенные исследования показывают, что в головах людей обычно большая мешанина из разных вариантов.
При этом есть ещё и гендерная разница в представлениях (женщины обычно считают правильным более "эгалитарный" вариант, а мужчины - более "традиционный").(Е.А. Здравомыслова и О.А. Здравомыслова-Стоюнина)
В России ситуация отягощается ещё и тем, что три-четыре поколения работающих женщин в семье вообще не позволяют считать вариант матери-домохозяйки "традиционным". Традиции другие.
Так мы переходим на самый общий уровень анализа гендерных отношений - на уровень больших групп, гендерной культуры в целом.
Уровень больших групп
Вообще отношение к женской работе вне дома и к материнству - всегда и всюду жёстко связано с политической и экономической ситуацией. Как нужны женщины на заводы (потому как мужчины воюют, например) так сразу "We Can Do It", как рождаемость надо поднимать так "Страна ждёт ваших рекордов". И  у всего бывшего СССР тут свой путь - с практически всеобщей трудовой занятостью женщин при сохранении патриархальных ролей в домашнем хозяйстве, профессиональной сфере и политике. Гендерная теория позволяет анализировать эту ситуацию с позиций "гендерного контракта" - общественного соглашения о правилах поведения, правах и обязанностях полов, включающего несколько уровней (официальный, повседневный и нелигитимный). А.А. Темкина и А.А. Роткирх обозначают гендерный контракт советской женщины как "Контракт работающей Матери" (с ударением на слово "мать") На официальном уровне этот контракт предполагал равное участие в общественном производстве, общественную активность и одновременно - осуществление материнства как гражданской обязанности. В «повседневном» гендерном контракте  женская роль выступала как материнство, забота, обслуживание.А все сексуальные роли, не связанные с деторождением были вытеснены в "нелигитимную" область. С 80-х годов ситуация начала меняться, официальный контракт размывается, ценности повседневного контракта начинают возобладать. Интересно, что из "западных ценностей" лучше воспринимаются те, что соответствуют позднесоветским ценностям. В частности, женщина цивилизованного (западного) мира предстает в качестве (буржуазной) домохозяйки, которую обеспечивает муж. Этот образ коррелирует с советскими ценностями семьи - дома, с потребительскими образцами, со стабильностью и с ностальгией по настоящим мужчинам. Напротив, контракт гендерного равенства и образ феминистки негативно ассоциируется с последствиями эмансипации советского времени. Выделяются такие новые (появившиеся с 90-е годы) варианты гендерных контрактов как
- "Работающей (с акцентом именно на это слово) матери" (основное - работа и заработок, всвязи с рухнувшей системой социального обеспечения материнства, мужчина в семье часто маргинализирован)
- "Карьерно-ориентированной женщины" (организация домашнего хозяйства и ухода за детьми с помощью наёмного персонала, платная медицина и образовательные услуги),
- "Матери-домохозяйки"(с добавившейся из "нелегитимного контракта" важностью сексуальной привлекательности)
- "Спонсорский контракт" (с выходящей на первую роль сексуальностью в обмен на деньги).
_________________________________
Тем, кто дочитал до этого места)) В сторону - про праздник 8 марта :-))) Вот на "феминистках" (особенно от социалисток) календарно звучат идеи, что просрали мы, женщины, наш день трудовой солидарности. Вот был когда-то СССР, где были женщины равны, и был даже день международной солидарности трудящихся женщин, а теперь он превратился в лучшем случае в "день матери", а то и вовсе в "желаем женщинам всегда нас радовать".
На эту тему предлагаю полюбоваться подборкой советских открыток http://soviet-life.livejournal.com/1384639.html
В общем, если "мы" его и "просрали", то годах этак в пятидесятых)))
Previous post Next post
Up