"...в котором бы часу ни было, даже во время обеда..."

Feb 24, 2016 18:35

Отрывок из записок Николая I о допросах в январе 1826 года.Я понимаю, что большинство друзей с этими воспоминаниями знакомы, но пусть полежат ( Read more... )

brothers-in-outlaw, s.w.

Leave a comment

Comments 29

lubelia February 24 2016, 15:41:57 UTC
Да, спасибо. Он как на ладони, Незабвенный наш.

Reply

lubelia February 24 2016, 16:23:10 UTC
Я вот еще некоторое время уже плотно думаю на тему "допрашивал ли он Юшневского, и как это могло выглядеть".

Reply

hildae February 24 2016, 20:35:19 UTC
Ну, у Николая Павловича, кажется, два любимых описания - "валялся в ногах" и "раскаялся, но поздно". Я думаю, тоже был бы описан как "качал головой, с видом, что чувствует истину".
А допрашивать - допрашивал, наверное; Алексея Петровича же рано привезли?

Reply

lubelia February 24 2016, 20:41:24 UTC
Да, и там практически сразу после привоза следуют панические письма Государю с припаданиями к священным стопам - перепугался Алексей Петрович крепко и пришел в себя не скоро :(
Видимо допрашивал лично.

Reply


tal_gilas February 24 2016, 15:47:14 UTC
Давно он, понимаешь, предугадывал...

Reply

hildae February 24 2016, 20:39:02 UTC
"Изверг без всяких других качеств", а? Мастер чеканных формулировок, однако.
"Вопил на меры" тоже прекрасно, но, наверное, опечатка все-таки.

Reply

tal_gilas February 25 2016, 05:32:25 UTC
Мож, и не опечатка...
Формулировка не только чеканная, но еще и местами сама себе противоречащая, а главное, я прекрасно, увы, представляю глазами картину местами ярче, чем хотелось бы :))

Reply

hildae February 25 2016, 06:57:17 UTC
Ой, ты дели на коэффициент преломления.:-)
Столько извергов и дураков в одном обществе собирать замучаешься.:-)

Reply


odna_zmeia February 24 2016, 16:17:29 UTC
Мне всегда казалось, что единственно несомненное здесь - это название комнат, в которых происходили допросы, и расположение в них печек.:( Что нужно поставить в знаменатель, чтобы получить какую-то внятную картину, я не знаю.
Слушай, а дай ссылку в сообществе? Может быть, внезапно кто-то этого еще не читал.:)

Reply

hildae February 24 2016, 20:46:06 UTC
Ой да, на топографии печек он заметно оживляется!:-)

Хорошо, завтра тогда, с компа напишу... хотя исторические и литературные достоинства сего опуса стремятся к нулю. Но автор просматривается.

Reply

kemenkiri February 29 2016, 11:23:12 UTC
Ну, я вот сейчас прочитала (кажется, целиком - первый раз, хотя видела кучу отрывков в разных местах), и у меня впетчатление, что если уж сказано, что человек молчал, то он молчал. Вот интерпретации идут лесом примерно все - тем более, в основном там одна интепретация - злодей и все такое в силу злодейской сущности. Проблема в том, что иногда он переходит к интерпретации сразу, и вот это надо с ушей струшивать.
В общем, я представляю, как Сергей сидит и не отвечает, как Волконский стоит и не отвечает... Правда, по совсем другим причинам, чем описаны. Павел, судя по описанию, тоже порядочно молчит - или темнит.

Reply

hildae March 1 2016, 15:16:33 UTC
Я тоже видела отрывка три - а тут полезла посмотреть контекст... и вдруг из малоосмысленных выкриков сложилась картина.
Смешно, что мемуарист добивался совершенно другого впечатления. Впрочем, с нами эксперимент нечистый. :)

Reply


naiwen February 24 2016, 17:21:15 UTC
Как я говорю, есть такие мемуаристы, после которых немедленно хочется вымыть руки. Это вот оно (это я сейчас еще параллельно мемуары Михаила Николаевича Муравьева читаю, оно вот в таком же духе: лжец, подлец, негодяй). Вот ведь не голова, а помойка.

Reply

hildae February 24 2016, 20:53:38 UTC
Да... я бы местами и зубы почистила.:-)
Я понимаю, у человека "вот такие же" убили отца, страх глубок и тяжел. Но, вроде бы, двадцать лет прошло, он двадцать лет назад и предусмотрел, и одолел, и пресек, и в Сибири сгноил. Победителям в норме свойственно великодушие - или хотя бы снисходительная гордость собой. Но это не норма, ох не норма.

Reply

kemenkiri February 29 2016, 11:24:04 UTC
А у меня ощущение, что помимо злопамятности, он еще и не уверен, что он их точно победил. Что они (или ими распропагандированные) не полезут вдруг из каждого угла.

Reply

hildae March 1 2016, 15:13:19 UTC
Может быть, ему восемнадцативечный стиль дворцовых переворотов хоть сколько-то понятен, а эти - непонятны совсем: власть на стольких не разделишь.
Поэтому и может сказать только что-то вроде "закоренелый злодей", "убийца" или "дурак".

И непонятно, на чьей стороне сочувствие общественности на самом деле.

Reply


tindomerele February 25 2016, 10:03:35 UTC
Интересно, с каких пор молчание стало приравниваться к глупости?
Спасибо, действительно, очень показательный текст.

Reply

hildae February 25 2016, 11:21:27 UTC
Через неблагодарность. :)
Это ключевой момент всей переписки Волконского в крепости: ему вся семья хором пишет, чтобы каялся немедленно и подробно. Кто заклинает жизнью Мари, кто памятью предков, но основная мысль "пусть никакое ложное чувство дружбы тебя не остановит".

Reply

tindomerele February 25 2016, 11:26:04 UTC
Формулировка "ложное чувство дружбы" ломает мне мозг! Эти люди как скажут, как скажут...

Reply

hildae February 25 2016, 11:48:55 UTC
Это о Пестеле и Давыдове.
Киселев Павел Дмитриевич тоже долго предупреждал, потом предупредил в последний раз и спустя несколько дней написал рапорт Витгенштейну.

Reply


Leave a comment

Up