Не буду писать про кросспол;-) Раз уж сказано было закрыть ворота не разводить энтропию, напишу лучше про фильм, который недавно посмотрела.
Японский фильм про Хидзтикату Тосидзо.
Я про него уже писала. Во-первых спасибо огромное
Лиле за сам фильм и перевод.
Вроде как и не совсем фильм, а что-то вроде телевизионной передачи, рассказывают о его жизни, гибели, ну и как бы пытаются что-то понять.
А для меня он неожиданно оказался еще одним фильмом о конце эпохи. И о тех, кто остался в той эпохе, которая, собственно, закончилась.
По разным причинам.
Начало хорошо:
...В то время в городе Хакодатэ на острове Хоккайдо был человек...
Ведущий борьбу с правительством Мэйдзи.
Звучит как сказка, да и сама фраза напоминает сказки, как будто он в одиночку боролся с драконами или какими-то чудовищами. Только где дракон, а где правительство!
Июль 1867 года. Сегунат признал заслуги Кондо и его людей. Они становятся самураями. Так Кондо, вроде, уже давно... и многие из его людей - тоже.
...и такая скептическая морда лица Хидзикаты - мол, самое время. И черная птица на голой ветке. Очень к месту.
Битва при Тоба-Фусими. Хидзиката приказывает атаковать позиции противника. Синсенгуми идут в наступление, вооруженные мечами и копьями
Это вправду было? Это точно были Синсенгуми? Что-то мне не верится.
И только после этого Хидзиката понял, что в сражении нужно использовать ружья и пушки, начал обучать своих людей владению огнестрельным оружием?
Мне казалось, они использовали огнестрельное оружие чуть ли не с начала Синсенгуми и никогда не ходили с мечами на пушки. Может, это все же были не они?
Хидзиката переменился, снял хаори и хакама, взял в руки винтовку... А вот интересно, когда и почему он стал носить европейскую одежду?
Искусство владения мечем - то единственное, на что полагались Синсенгуми
Разве? Мне как раз казалось, что они тем и отличались, что полагались не только на это.
...3 апреля их ставку окружает подразделение кангуна. Кондо предлагает сэппуку (правда?)
- Смерть не должна быть бессмысленной, - говорит Хидзиката.
Узнаю. Вот за это я его люблю - хотя, конечно, не только за это.
И почему вспоминается последний разговор других братьев?
...11 апреля замок в Эдо был сдан, победа Сацума-Тесю была абсолютной, многие кланы переходили на их сторону, стремясь присоединиться к победителю.
...Почему-то совершенно не чувствую ни восторга ни радости, с которой читала рассказы о том, как Тесю сопротивлялись правительственной армии, как Кацура и Такасуги брали власть в Хаги.
...после этого Хидзиката сказал что-то на тему вассала, идущего против господина. Мне кажется, или его тут изображают как образец самурая, правильного такого, при всех самурайских доблестях и предрассудках. Интересная точка зрения - но почему? Он ведь, как бы, не совсем, точнее, совсем не.
...Кондо рассчитывал, что ему, как самураю, позволят сделать сэппуку (ему явно запала эта идея;-), но ему отрубили голову. Интересно, в происхождении ли дело?
...Хидзиката отправляется на север.
Теплые камни батареи Бэнтэн, последнего оплота остатков Синсенгуми.
Камни, которые помнят?
Здесь закончилась история Синсенгуми.
Итак, после смерти своего командира, Хидзиката, действуя уже самостоятельно, покинул Киото в поисках нового места для себя...и наконец он прибыл в Хакодатэ
Во время боя один из солдат попытался сбежать. Хидзиката одним ударом разрубил этого солдата пополам и закричал: «с остальными дезертирами будет то же самое»
А что ему оставалось делать?
В это время несколько кланов заключили альянс против кангуна.Хидзиката присоединился к этому альянсу. (Как звучит!) военные успехи Хидзикаты были признаны всеми, ему предложили возглавить армию. Он ответил: «Если я встану во главе, то все мои приказы должны исполняться неукоснительно. И если кто-то не будет подчиняться, будь это даже высокопоставленное лицо, то я, Тошидзо, должен буду его уничтожить. Если я желаю получить право распоряжаться жизнь каждого - будете вы мне подчиняться?»
Представители кланов ответили уклончиво - распоряжаться жизнью, это право главы клана.
Хидзиката сказал, что на этом можно заканчивать.
И ушел к Эномото, где ему, видимо, дали такие полномочия, какие он считал нужным.
Появляется за спинами своих воинов как тень из тумана, в решающий момент.
Этим вечером солдат ожидал сюрприз - Хидзиката пил с ними сакэ, обходил лагерь, благодарил людей.
Сидит у костра с солдатами. Стоит чуть поодаль, улыбается. Лицо, улыбка освещена пламенем костра. В лагере еще долго не стихал смех
Обычный лорд конца эпохи(с)...
Кошки, крышу на место! Это не та история, не тот лорд, не тот костер и эпоха - не та.
Смотрим дальше.
Пишут, что с годами он стал мягче, что заботился о своих людях, «тех, кому повезло оказаться рядом» Так и хочется добавить - а больше уже некому было.
15 апреля, за месяц до гибели Хидзиката вызвал своего 16и летнего адъютанта Итимуру Тэцуноскэ, и отправил его к своим родным - передать его фотографию и вообще рассказать, «как у нас тут дела». Тот, было, отказался, сказав, что решил умереть здесь, вместе со своим командиром. Хидзиката сказал, что в таком случае ему придется сделать это здесь и сейчас - за неподчинение прямому приказу. Молодой человек ушел-таки, а уже за пределами форта обернулся и увидел в дальнем окне человека, смотрящего в его сторону. «Это, наверное, командир Хидзиката», - подумал он. И всегда твердо в это верил.
Вот здесь про это хорошо написано. феаноринги конца эпохи встают в полный рост.
Говорят про резкое изменение привычек, взглядов, характера. Известно ли что-нибудь об этом? Было ли оно так, мгновенно или постепенно и что послужило причиной?
Когда говорят вот так, что вот был злобный, внушающий ужас Демон-заместитель командующего, а тут вдруг оказался человеком, способным проявлять сочувствие к своим людям - не верится.
Мне кажется, что то и другое вполне себе уживаются в одном человеке.
И еще кажется, что он был таким и поступал так, как на тот момент было нужно. Не как хочется лично ему, а как правильно. Может быть жестоким или заботливым, может пить с солдатами сакэ или отказываться от развлечений потому что считает, что так правильно, не время веселиться. Человек без слабостей?
И поэтому - Демон?
Может быть, и поэтому - тоже.
...умеет найти нужные слова для солдат во время и после битвы, для Эномото, вождей кланов, для 16и летнего оруженосца...
«в этих условиях сторонники бывшего сегуната задумывались о капитуляции. Хидзиката сказал об этих планах: «Если мы заключим с ними мир, то встретившись под землей с Кондо, я не смогу посмотреть ему в глаза» И - фотография на весь экран.
...11 мая, утро, Хидзиката пытается пробиться к форту Бэнтэн, что бы выручить своих.
Пуля попала Хиидзикате в живот. Считается, что выстрел был смертельным и он упал с лошади уже мертвым.
Хочется добавить «надо надеяться.»
Тело Хидзикаты было похоронено, когда война еще бушевала, но где находится его могила - неизвестно. Почему-то мне кажется, что это правильно.
Через неделю после смерти Хидзикаты правительство Эномото капитулировало.
... и это тоже правильно, наверное. Им - жить.
Смерть Хидзикаты в Хакодатэ не слишком отразилась на японской истории. Независимо от того, погиб он или нет, новая эпоха Мэйдзи все равно наступила. Однако история Хидзикаты оставила след в сердцах многих людей.
Не поспоришь...
Мысль о новом государственном устройстве всколыхнула многих людей. Эпоха господства самураев закончилась. Он с сожалением думал о том, может ли кто-то противостоять наступающему времени (правда?) Он сравнительно легко изменил свой облик, был человеком, способным принять то новое, что появилось тогда. Однако в соответствии со своим характером Хидзиката упрямо боролся.
Странно звучит. Думается мне, что дело там не только в характере. Хотя и в нем тоже.
А вообще, они задают интересные вопросы.
...как он оказался так далеко от Хи....Киото? какие мысли привели его сюда?
Почему Хидзиката, который имел огромные способности, востребованные новой эпохой, оказался в одиночестве? Почему он не захотел покориться течению времени и предпочел бороться...
А мог ли он иначе? «Как я буду смотреть в глаза Кондо?»
Как там у них в уставе - "Если командир отряда смертельно ранен или убит, все его подчиненные должны сражаться до последнего и умереть там же."
Почему в качестве ответа приходит на ум - клятва, и та, что "не демон", Демон, это он сам, Хидзиката, который ее придумал, и та, другая, которая вполне себе...
Это не ответ, но это - тоже. Один из множества кусочков.
Я не знаю ответа. Мне вообще не приходило в голову, что он мог как-то иначе.
Не "мы на его месте", мы, которые умные и знаем, кто победил и что было дальше, а именно он, какой был.
А мог ли?
Не думаю.
Ну... как это объяснить? Тут ведь не в практичности дело и не в том, мог ли он принять новую эпоху, мол, он же легко сменил манеру одеваться и признал целесообразность нового оружия... Не в этом дело, совсем не в это.
Вспоминаются стихи про верность. Я в любом случае лучше не скажу.
А в саду рядом с домом растет бамбук, который он посадил в детстве что бы сделать стрелы для лука.
...Хидзиката Тосидзо не подчинился эпохе и до конца остался верен.
Своему собственному пути.
Хвост:
Приятель рассказывает об анимэ «Манускрипт нинзя»
- Историческое анимэ, там суть в том, что «у разных кланов нинзя были свои уникальные особенности».
Я думаю: ну, у Синсенгуми тоже были «свои уникальные особенности». А еще у них были мозги.
Это тоже уникальная особенность.