Книга доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова знакомит читателей с новейшими интенсивными психотехнологиями, использующими необычные состояния сознания для интеграции и трансформации личности. Задача, поставленная и во многом решенная автором, фантастической сложности - проанализировать широчайший пласт идей, связанных с тем, как человек может реализовать себя наилучшим образом. Диапазон рассматриваемых в книге концепций и подходов просто поражает: от разработанных несколько тысячелетий назад, до ультрасовременных, появившихся в последние десятилетия. В книге приведено множество методов и техник, которые применяются на тренингах личностного роста
Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт шаманства. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача - пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внимательнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию. Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофонная запись барабанного боя шамана. Найдите темное, уединенное помещение. ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет. Теперь зрительно представьте себе какое-нибудь отверстие, ведущее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Неважно и то, что оно собой представляет: это может быть норка, вырытая каким-нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или дажеболото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной-двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности. Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежутки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205 - 220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять.
Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Туннель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, двигаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое-нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или проберитесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы будете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть - все это за-висит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями.
В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите открывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запомнить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ничего с собой - это только разведка. Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм. Закончив опыт, опишите все, что увидели, - это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Можно записать свои впечатления на магнитофон.Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении знаний, которые вам дадут эти путешествия. Второй вариант путешествия выполняется аналогично, но до его начала проводится пятиминутный интенсивный дыхательный процесс. После этого звучит гонг и ведущий говорит «Стоп». Путешествие начинается с задержки дыхания. Опыт показывает, что во втором варианте путешествие проходит более увлекательно и содержательно.
Путешествие за Силой Животного
Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда - подобно погружению в первобытные воды - омоложение путем прикосновения к источнику жизни.
Процедура проведения Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабьтесь еще глубже... Начните глубокое и связное дыхание (5 - 7 минут)... А сейчас начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом .. кожа соприкасается с одеждой, как вы дышите... Почувствуйте не слишком явные ощущения: напряжения в теле, температурные ощущения, тяжесть, легкость... Ваше тело - как громадный космос, и явные ощущения - яркие планеты и крупные звезды. И в этом космосе есть звезды средней величины - это ощущения, которые не так явны. Дышите... Попробуйте прямо сейчас найти в теле ощущения, которые похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного... Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечива¬ет не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности... Найдите самую большую область «Ничто» в вашем теле и направьте туда все ваше внимание. Ждите... Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое-то живое существо. Оно дышит, издает какие-то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно. Начните дышать, как дышит это животное. Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное. Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуйте свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями. Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное. Начните двигаться, как двигается это животное. Дайте голос своему животному. Позвольте ему полностью проявиться. Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим животным. Почувствуйте силу этого животного в своем теле... Примите силу этого животного. Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя «здесь и сейчас». Ложитесь. Отдыхайте. Дышите медленно и поверхностно. Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили...
«Танец Птицы»
любое крылатое существо символизирует одухотворенность. птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии. Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа». И как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету птицы, поскольку каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.
Настройка Закройте глаза и расслабьте свое тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, когда вы были удивлены и восторгались полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало у вас зрелище полета? Велико ли было ваше желание присоединиться к полету? Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Попробуйте увидеть местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами...
Упражнение А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету. Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и совершить полет птицы... Упражнение длится около 20 - 25 мин. К концу упражнения музыка постепенно становится тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости. Упражнение заканчивается.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЧАКРАМИ
Проведение визуализации Лягте поудобнее на спину, не забывая про пять элементов Свободного Дыхания. Закройте глаза, полностью расслабьтесь и начните связное дыхание. После появления первых ощущений обратите свой внутренний взор на каждую из ваших чакр (энергетических центров вашего тела) снизу вверх, задерживаясь на какое-то время в каждой чакре. Попробуйте увидеть того зверя, который живет в каждоших чакр. Это могут быть самые экзотические звери и даже звери, живущие не на нашей планете. Может быть, в каждой из ваших чакр живет не по одному зверю. Не путайтесь появления ваших зверей, их вида или поведения. Поймите, что поведение ваших зверей - лишь проекция ваших внутренних проблем. Каждой чакре соответствует и свой цвет. Все это дает вам возможность самим решать многие из ваших внутренних проблем, блоков, зажимов, о которых вы можете даже не подозревать. Для этого не нужно прилагать чрезмерных усилий, а достаточно сопоставить цвет и предназначение каждой чакры с видом и поведением того зверя или зверей, которые в ней живут. Если зверь чем-то обеспокоен, вы можете мысленно спросить у него, что его беспокоит, и получить ответ (совсем не обязательно вербальный), а значит, будете знать, как или чем помочь вашему зверю и самому себе.
Не расстраивайтесь, если в какой-то из чакр вы не найдете зверя. Это не значит, что его там нет, просто вы не готовы встретиться с ним, либо его что-то беспокоит. Со временем все встанет на свои места. После того, как вы увидели всех (или часть) своих зверей, попробуйте мысленно представить себе место, где вам и вашим зверям будет максимально комфортно (это может быть лужайка в лесу, освещенная солнцем, берег реки, озера или моря, это может быть высокая суровая гора, покрытая снегами). Используйте все свое воображение, не жалейте цветов и красок для украшения этого места. Соберите своих зверей вместе, поговорите с ними, выясните, какие у каждого из них трудности, и попробуйте найти компромиссный вариант или несколько вариантов. Пообщавшись со зверями, приласкайте каждого из них, погладьте, найдите для каждого ласковое слово, пообещайте им скорую встречу с вами и попрощайтесь. Завершив эту медитацию, не открывая глаз и не выходя из того состояния, в котором вы оказались, начинайте непосредственно процесс Свободного Дыхания. Этот процесс будет для вас полон новых открытий и находок. После того, как у вас наступает состояние интеграции, позовите опять своих зверей и спросите у них, как прошел процесс, что им понравилось в нем, что вы упустили. Обратите внимание на то, увеличилось ли количество ваших зверей, изменилось ли их поведение и ваше отношение к ним. Пользуясь этой техникой, вы увидите, как начнете изменяться, приобретая те качества, о которых даже и не мечтали.
ГЛАЗА В ГЛАЗА
Основные форматы работы Плотин писал, что глаз не мог бы смотреть на Солнце, если бы в каком-то смысле не был солнцем. Процесс «глаза в глаза» - мост между душами людей. Процесс «глаза в глаза» - способ открыть в другом живую тайну духа. Базовое упражнение «Глаза в глаза» Садитесь друг против друга. Устройтесь поудобнее. Процесс будет длиться около часа. При этом не касайтесь друг друга, но и не садитесь слишком далеко. (Оптимальная дистанция в «личной» зоне приблизительно 0,4- 1,5 м) Если вы уже расположились друг против друга и чувствуете себя достаточно комфортно в этой позе, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь, отпустите всякое напряжение. Успокойте ваше дыхание. Пусть оно будет медленное, глубокое, связное. Почувствуйте другого человека. Попробуйте настроиться на него. А сейчас очень медленно откройте глаза, впустите другого человека в ваше внутреннее пространство. Посмотрите ему в глаза. Установите контакт с глазами другого человека. Установите контакт с дыханием вашего партнера. Дышите вместе связно, глубоко, медленно... дышите как один человек... Вместе вдыхайте и выдыхайте...Попробуйте максимально искренне прожить этот процесс. Ничего не говорите. Если вам захочется что-то сказать вашему партнеру, выразите это глазами, дыханием... После того, как партнеры настроились друг на друга и вошли в совместный процесс, можно включить фоновую музыку, которая не должна создавать эмоциональную настройку, а быть поддержкой. Поэтому музыка не должна быть громкой, излишне чувственной или драматичной. В конце процесса напомните группе, чтобы они не забыли поблагодарить друг друга за этот опыт.
Процесс «Глаза в глаза» с использованием аффирмаций Вначале процесс организуется так же, как базовое упражнение «Глаза в глаза». За пятнадцать минут до окончания процесса, когда происходит спад общей энергии и эмоциональной насыщенности внутригрупповых процессов, в парах организуется проговор аффирмаций в следующей последовательности. Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и один партнер говорит другому: «Я тебе благодарен за то, что...» Партнер отвечает: «Спасибо». Пять глубоких медленных связных дыханий в паре, и другой партнер отвечает первому: «Я тебе благодарен за то, что...» Партнер отвечает: «Спасибо».Таким образом, каждый партнер пять раз проговаривает другому: «Я тебе благодарен за то, что...» Возможно использование не только позитивных аффирмаций, таких, как: «Ты достоин любви за то, что...» - или той, которую мы привели выше, а также: «Я боюсь того, что...» и др. Существует достаточно много других форматов процесса «Глаза в глаза».
+++
ПСИХОТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
«Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психиеская установка связана с мышечным состоянием, но и каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности» Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому. . если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.
ТРАНСОВЫЕ ТАНЦЫ
В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело является неким мостом к опыту, каналом, через который проходит экстатический опыт. танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, При этом осознание направлено на внутренний опыт. Трансовый танец способствует исцелению, поскольку тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания.
Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза.
самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций - интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, «сжигает» накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит «психосоматический удар» по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра - танцуйте.
Настройка «Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. А сейчас присоедините к вашему дыханию движение вашего тела... Позвольте вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...» Упражнение длится около 2 - 3 часов без перерыва.
АУТЕНТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Форма Аутентичного движения Джанет Адлер проста: есть движущийся и наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и ждет импульсов движения - это процесс проживания движения. Тело является гидом, и движущийся следует импульсам движения, когда они появляются. Наблюдатель наблюдает, сохраняя полное осознавание своего опыта и опыта движущегося. Конечной целью является обретение внутри себя децентрированного и неосуждающего свидетеля во время движения, так, чтобы мы могли наблюдать за собой, не вмешиваясь в естественный поток движения. При этом подходе к Аутентичному движению форма обеспечивает появление материала из бессознательного, его осознание и выражение или оформление полученного опыта в разговоре или творчестве. В опыте «переживания движения», когда бессознательное говорит прямо через тело. Когда мы закрываем глаза и слушаем свое тело, появляется потенциал для принятия нас такими, какие мы есть. Когда мы можем открыто встретить свой страх, мы учимся тому, насколько в действительности богат наш внутренний мир.
Движениям несформированным или развивающимся нужно некоторое время для раскрытия. Наше тело и бессознательное ведут диалог с нашим сознательным «Я» - заключают договор о взаимном доверии, который постоянно подтверждается. Можем ли мы доверять самим себе? Через интернализацию поддерживающего, неосуждающего, но децентрированного внутреннего наблюдателя мы развиваем доверие к себе на глубоком уровне. Отношения между движущимся и наблюдателем подобны отношениям выступающего и аудитории. Многообразие человеческого опыта живет в каждом из нас, и сцена обеспечивает возможность воплощения наших внутренних «Я» через движение, когда мы выступаем, и через эмпатию и проекцию, когда мы являемая зрителями. Это взаимоперенесение осознания между выступающим и аудиторией делает возможной трансформацию и тех, и других. Во-первых, коллективное сознание аудитории поддерживает связь выступающего с бессознательными энергиями, но вскоре аудитория отдается осознанию своего «Я» и движется имеете с выступающим к трансформации.
Внутри спектра коллективных переживаний происходит огромное освобождение как движущегося, так и свидетеля, так как мы понимаем, что являемся участниками большего целого. Если мы внимательны к своему бессознательному, присутствует неотъемлемый порядок, раскрытие, отношения.
Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с перемещением по времени личной истории к детству (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным, в дочеловеческое, хтоническое. Это «нисхождение» часто открывает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать, но может и пугать, поскольку также связано с разрушением образа «Я». В целом можно сказать, что, двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком.
Смысл «Джаза тела» заключается в том, чтобы «научить танцу» все зоны горизонтальных ярусов и вертикальной симметрии, увеличить степень их гибкости, свободы, жизненности. При этом, как показывает опыт, лучше начать с нижнего яруса. Включайте музыку - и: «Начните с того, чтобы начали танцевать ваши пальцы на ногах, встаньте на цыпочки и пусть танцуют пальцы ваших ног. А сейчас устройте танец ваших ступней...» В течение часа пройдите все три яруса и закончите «Танцем головы на шее».
ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ
модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания - тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни. Данные уровни играют роль фундамента,«краеугольных камней» психики, что выражается в эффективности этой работы.
Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «динамической визуализации» или «визуализации в движении». Опыт применения подобных психотехник показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов особенно при сочетании с осознанным связным дыханием. Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти -визуальная и моторная. Холистический подход требует холистических, целостных, технологии, охватывающих различные уровни человеческого существования.
«ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ» - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник Последовательность техник внутри четырех первых процессов такова: ^ 1. Телесный ключ доступа. 2. Образное пространство. 3. Проживание качеств 4. Получение дара и имени. Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и начинают связное дыхание. Предлагается сосредо¬точиться на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, репрезентирующем одну из стихий. Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - течение крови и других жидкостей внутритела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутренние ритмы - ритм сердца, пульсация крови. Каждый из ключей доступа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних путешествиях. Следующий шаг - визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце. Например: «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья - все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом. Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело! Все животные - это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их, эти разные танцы. Побудьте разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медведем... многими, многими животными... На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рождает и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!» Визуализации остальных стихий строятся подобным образом.
Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например: «Мой дар земли - Надежность, мое имя земли - цветок»; или: «Мой дар воды - текучесть, мое имя воды - Анабис». Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характеру стихии Важен постепенный и мягкий выход из процесса, 5-10 минут, проведенных в молчании, наедине с самим собой. Последний, завершающий процесс - повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень - в точку, откуда рождаются все стихии. В этом процессе ключами доступа являются «дары» и «имена», полученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне визуализации образы - это краткое «вспоминание» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между стихиями. Например, воздух/ вода - дождь, земля/вода - туман, пар, земля/огонь - вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий. Завершение опыта - собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела и нахожде ние точки объединения всех стихий. зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха - вверху (голова, руки), вода и огонь - соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения - область солнечного сплетения.Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях. «Танец Четырех Стихий» дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности.