Задача с одним неизвестным

Jul 13, 2015 15:37

Моя подруга из Германии та, с которой мы провели музыкальную ночь в Гатчинском парке, за короткий отрезок времени успевает поглотить массу культурных мероприятий. Мариинка в фокусе внимания, естественно. Купила последний билет на "Севильского цирюльника". Звала меня на "Спартака". Отказалась. Со "Спартаком" у меня особые отношения. Обожала в юные года Мариса Лиепу - Красса. Виниловую пластинку с музыкой к балету заслушала так, что с любой ноты могла узнать. Конечно, тот знаменитый спектакль Большого театра был мне недоступен. Но помню, как смотрела на сцене театра им. Фёдора Волкова в Ярославле балет "Спартак" в постановке Алма-Атинского театра им. Абая (!) во время их гастролей у нас. В общем, не хотелось накладывать новые впечатления на тот пласт, что хранит моя память. А вот на "Мадам Батефляй" согласилась. Оперу люблю и появилась возможность попасть, уже наконец-то, на террасу, что на крыше новой Мариинки.

Не попали. Всем, кто собирается, знайте: терраса открывается за час до начала и вход прекращается за 10 минут. Вход платный - 100 р. Мы не знали, встречались в 18.30, а поскольку июль у нас нынче как апрель, пришлось спускаться в гардероб. Потом пока карабкались наверх, словно на Эверест, опоздали. Не повезло.

А со спектаклем повезло. Невероятно лаконичное и выразительное оформлен. Всё подчинено строгой геометрии линий - вертикаль-горизонталь. Цвет и свет - чёрно-бело красный и фиолетовый. Без этого сценического решения, впечатление от спектакля могло быть иное, для меня во всяком случае. К итальянцам мне необходим визуальный ряд, хотя в других случаях я больше люблю концертное исполнение. Почти четыре часа провели с огромным удовольствием. Моя замечательная подруга в восторженном порыве даже придумала новое слово "Препрекрасно".

Снимать запрещено, да я и не собиралась, но отличные фотографии со сценами из спектакля представлены на официальном сайте Мариинки.



Арию Чио-Чио-Сан ставлю в исполнении Нетребко, тоже наша. Редко, но приезжает. С Большим у неё не сложилось, а в Мариинке пару-тройку раз в год случаются спектакли с её участием. Я ни разу не попала, поздно доходила информация, да и цена... Но ещё надеюсь.

image Click to view



Во втором антракте, когда уже ничего не хотелось ни пить ни есть мы просто гуляли по холу третьего этажа. Там временная выставка к 175-летию Чайковского: костюмы, ноты на интерактивном экране, которые можно самому виртуально листать, витрины со старыми фотографиями из спектаклей ещё довоенного периода.

"Пойдём, что я тебе покажу", - сказала моя подруга. Подошли мы к материалам по "Пиковой даме", а там кроме пистолета, веера, ещё каких-то вещей среди фотографий одна - исполнителя роли Германа в спектакле 1930 года, читаю фамилию и глазам своим не верю! Николай Печковский. Печковская - девичья фамилия моей подруги. То есть я стою сейчас с потомком человека, который служил в этом знаменитом театре?!





До войны никто не блистал в роли Германа кроме Печковского. А накануне войны, 12 мая 1941 года Печковский вышел на сцену в 400-ый раз в этой роли.

<...>Замечательный оперный певец, народный артист С.Я. Лемешев, под впечатлением спектакля "Пиковая дама" с участием Печковского, писал: "Образ Германа, созданный Н.К. Печковским, - явление историческое".
[Источник]



Николай Печковский. Герман "Пиковая дама".

Николай Печковский - тенор, ведущий солист театра им. Кирова в течение 15 лет. И при этом неизвестное абсолютно имя!
Как я поняла, в семье мало о нём говорили, а теперь никого уже не осталось, кто бы мог что-то рассказать.
Но в настоящее время на Интернет-ресурсах сохраняется информация.

Николай Печковский - Речитатив и Ариозо Канио

image Click to view



YT Николай Печковский - Речитатив и Ариозо Канио

И про оперу "Паяцы" нашлась интереснейшая информация.
Необычайный совместный спектакль подготовили артисты театра имени С.М. Кирова и Ленинградского Госцирка. Началось представление с того, что Андреев - исполнитель пролога к "Паяцам" - пел его, спускаясь по лестнице. Потом на сцену выезжала запряженная пони тележка, на которой находился Печковский-Канио, а позади него сидели дрессировщик Эдер и львица. При каждом жесте Печковского львица делала движение в его сторону и угрожающе рычала. Но артист ничем не выдавал своего волнения. Дрессировщица Недда Васленёва во время исполнения арии шла по барьеру арены с хлыстом в руке - артистов бродячего балагана играли цирковые артисты. Кульминационным моментом представления стала ария Канио "Смейся, паяц". Печковский вспоминал: "Я пел ее один на арене, освещенной лучами прожекторов. И никогда - ни прежде, ни позднее - у меня не было такого вдохновенного художественного подъема, как в этом спектакле на арене Ленгосцирка. У нас получилось тогда слияние двух искусств - оперного и циркового. Успех спектакля превзошел все ожидания. Публика расходилась возбужденная и довольная".

Устроители представления не только тщательно продумали организационную сторону постановки, но и проявили настоящую заботу о зрителях: несмотря на то, что была глубокая ночь, на улицах стояло много автобусов, приготовленных для перевозки людей в различные районы города. Представление запомнилось современникам как захватывающее, оригинальное зрелище. Н.К. Печковский стал настоящей знаменитостью, неоднократно гастролировал, выступал на сценах оперных театров Москвы, Одессы, Новосибирска и многих других городов. В 1939 году он награждается орденом Ленина, ему присваивается звание народного артиста РСФСР.

Здесь подборка арий в исполнении Николая Печковского - слушать
Какая блистательная карьера!
А потом...
В августе 1941 года он отправился в деревню Карташевская, где на даче оставалась его больная сердцем мать. Конечно, о продвижении немецких войск, о его скорости артист оперы не мог знать. Не зная, что район уже занят немцами, он "проскочил" туда на поезде, который остановили по его просьбе. На утро следующего дня в Карташевской высадился немецкий десант, и путь в город был отрезан. Личному шоферу Жданова было поручено переправить Печковского в Ленинград, но, не справившись с заданием, он, спасая себя, оболгал певца, заявив, что тот предпочел остаться с немцами. Немцы так быстро продвигались вперед, что сообщение с Ленинградом было прервано в течение нескольких часов. Певец неожиданно оказался на оккупированной территории. Без продуктов и зимней одежды Печковские просуществовали до декабря, когда певец дал концерт в местной школе. Слушатели платили кто краюхой хлеба, кто несколькими яйцами или картофелинами.

Приказом № 270 от 16 августа 1941 года все советские военнопленные объявлялись предателями Родины. К тому времени жена Печковского уже была арестована НКВД.

Однажды в городке Порхов за кулисами к Печковскому обратился незнакомец - представившись советским партизаном, он признался, что должен был взорвать театр во время концерта Печковского, но в последний момент решил сохранить жизнь артисту и зрителям. Рижская опера предложила русскому тенору серию выступлений. Николай Константинович пел в Риге еще и в филармонии, снимая скромную комнату. Постепенно его стали приглашать и на Запад - в Вену, Прагу и... Мадрид. Испанцы предлагали по 400 долларов за концерт, была возможность перебраться в Англию. Но Печковский не хотел покидать Родину. 15 октября 1944 года, через два дня после взятия Риги, в контрразведку СМЕРШ Прибалтийского фронта явился высокий мужчина и заявил, что он - народный артист Печковский.
[Читать дальше]

Вот так, трусость водителя, личная неприязнь Абакумова и - 10 лет лагерей, "волчий билет" даже после полной реабилитации в 1956 году, а в итоге - забвение. А ведь в свое время имя Николая Печковского гремело так, что затмевало славу Лемешева и Козловского.

Только старшее поколение петербуржцев помнит это имя, как обожала его публика, как толпами ждали после представления и выносили на руках. Буквально! Перед смертью он смог дать концерт в Филармонии. Собралась такая толпа, что пришлось перекрыть Невский проспект.

У него не было детей и прямых потомков не осталось. Только такие, как семья моей подруги. Мама была на Шуваловском кладбище, где на берегу озера похоронили Николая Печковского.

Дорогая Мила! Я теперь тоже буду знать и помнить. А может и ещё кто-нибудь вместе с нами.
Вместе с теми, кто собирает информацию, кто выпустил ту книжечку, о которой ты говорила, кто ведёт форум и оцифровывает старые фотографии.





НЕ Блюз&Джаз

Previous post Next post
Up