Две вещи я поняла для себя окончательно. Первая - его надо смотреть два раза обязательно. Иначе получается как в диалоге Уилсона с Хаусом про коматозников из 2х 04.
Х: Зачем коматозным ТВ?
У: Говорят, они слышат.
Х: Поставьте ему радио. Или говорят, они видят?
Полное ощущение, что это про меня на первом концерте - говорят, они слышат и т.д.
Второе - хороший звук архиважен.
Звук.
Как только я подготовила пост по залам Германии, сразу решила ехать в Берлин. Одного только
фото купола зала, помимо описания, было достаточно, чтобы поверить в уровень и качество звука. Берлин, это - не выпендрёж, я поехала за звуком.
Как бы ни увещевал наш организатор по радио про своё супер-пупер оборудование и сколько бы ни обсуждали эту тему, от законов акустики никуда не деться. Зависимость между оборудованием и качеством звука не линейная. Влияет сам зал: геометрия, материалы, размеры, пропорции. Существует такое понятие как акустические ямы, кто попадал, тот знает. Повторюсь, в математике есть теоремы, для доказательства которых нужно доказать необходимое и достаточное условие, только тогда теорема считается доказанной. Так и здесь. Отличное оборудование необходимое условие для качественного звука на концерте, но только этого не достаточно. В берлинском Темподроме эта теорема была доказана блестяще.
Перед началом концерта специально залезла в амфитеатр, чтобы снять купол. Я на 99% уверена, что материал тот же, что в Концертном зале Мариинки. Геометрию не передать - нечто конусообразное, но с проваленными внутрь гранями и сложными плоскостями.
Потрясающий чистый звук с тончайшей градацией по частотам. Это особенно было ощутимо на шаманских приёмах Джея. На Buddy Bolden's Blues он взял с пола такую штучку из тёмного дерева типа детской погремушки: палочка и шарики по кругу, пошуршал ею по барабану секунд десять, и шур-шур-шур этот полетел в пространство зала, кажется, задевая мои волосы. Ещё песня такая, зал был тих.
Хью и зрители.
Но как взревели на выход Хью! Впрочем, как всегда, и видео уже есть, на съёмку которого не было запрета. Передо мной сидела пара, снимали оба. По всему залу - и так и со вспышками, в какие-то моменты было похоже на тест, что проводит команда Хауса с этими слепящими световыми сигналами. И ничего. Не показался мне уставшим. Нет. Здесь другое, они все сначала словно разгоняются, заводят себя, друг друга. Термин «разогрев» применим не только к публике, я думаю. Не представить мне, как Хью выйдет из-за кулисы и начнёт выделывать все эти трюки за фано, как на Tangueray. Можно даже в этой связи трактовать пластику на Mellow Down Easy. И сценка с мотором автомобиля вначале обретает дополнительный смысл. Хью кажется мне абсолютным уверенным, и у него всё продумано. Он, безусловно, ведёт это концерт, и ничто не может сбить его с толку, даже
уже описанный мной эпизод с девицей из зала.
Вот так закроет глаза, и в зале зажгётся звёздное небо, а тут закрыл глаза, а в ухо - горячее дыхание. Не, но отодрал и держал её как джентльмен, и допел. Его комментрий уже перевели и
фрагмент на YT выложили. Главное, после этого контроль со стороны охраны ничуть не ужесточился. Когда по проходу какой-то парень пошёл вприсядку, я заволновалась. А он подкрался, поснимал крупные планы Хью за фано и опять уполз. Ну, они так и потянулись по одному. Никто не препятствовал. Девица словно стала отмашкой для фанатов, можно понастырней, мол. А для Хью была как допинг. На Junco Partner так разошёлся, рубашка выехала из брюк, и кажется, забыл про продолжение песни, я чуть не крикнула ему «Эй!». Проигрыш на последнем такте, всё, всё, а он - спиной к залу, схватил микрофон в последний момент.
Огорчился, что зал не среагировал на его слова про Дж. Ролл Мортона. Он даже так в зал показал, ну что же вы, а? Захлопали, ему не Дж. Ролл Мортону. А свист нравится. Даже ткнул пальцем в темноту, мол, хорошо, молодец! Свистеть не умею. Крикнуть громко - да, это с нашим удовольствием. Поддержавшего его танец на Junco Partner зрителя из ряда третьего примерно, что метнулся вверх, словно на пружине, похвалил адресно. И перед Junco Partner он пошёл к роялю и увидел зрителей, что сидят высоко в амфитеатре в секторе у самой сцены, то есть буквально за его спиной, развернулся к ним лицом, а руки за спину завёл и так «поиграл», откомментировал, ещё раз «поиграл» так же. Сделал вид что забыл песню и посмотрел в плей-лист.Сказал в зал: you glücklich, получилось: вы счастливы утвердительно, но хотел явно другое, слово забыл на немецком, хлопнул себя по лбу звонко. Оранжевый букет принял. Вот кто-то угадал с цветом, прям в гамме с галстуком купил. Шутил, пил, смеялся, играл лицом. И музыку, все знают как, многие были, или видели на YT.
Музыка.
Хью изменил музыкальную стилистику. Это невероятно и неожиданно, для меня лично. И разговоры о том, что Tipitana звучит хуже, чем в студии, мне кажутся заблуждением. В альбоме она была самая забойная, Swanee River подгребала к ней. А сейчас! Все новые песни в этом ключе, причём на замену Six Cold Feet и The Whale Has Swallowed Me - любимые и абсолютно другие по звучанию, темпу, интонации.
Junco Partner с танцевальным номером, не говоря уже про бисовые с отлетающим кувырком стульчиком, когда Хью играет стоя, поёт и играет стоя на колене, «бьётся о рояль» и падает на пол. Новая музыкальная стилистика и Хью в ней - вот наиважнейший фактор, что повлиял на восприятие этих концертов так, что хулители публикуют теперь восторженные отзывы. Музыканты классные и Джин. Кевин - бесспорный любимчик после Хью. Это заметно и по реакции зала на моменте представления группы, и после каждого проигрыша. У Джин не просто потрясающее соло на John Henry, у них с Хью - настоящий актёрский дуэт. Он играет только левой и правой повторяет движения её руки, не говоря о восторге и обожании, что на его лице. Привстал даже в какой-то момент. Воздушный поцелуй в этот раз и серия поклонов ей. Green Green Rocky Road с запевки Джин - словно парадный выход всей группы. Песня по сути финальная, последняя перед ставящими всех на уши Changes и Tangueray. Wild Honey - мой лидер теперь, хоть я и не очень-то воспринимаю любимца Хью Доктора Джона, кстати, Хью передразнил его слегка, но в переводе конферанца, я - пас. И на этой песне - законное соло Джея Беллироуза. Как он локтём на барабан припал!
И я не представляю каким будет альбом Хью, который мы ждём.
Джей.
Собственно только с ним вся эта музыка и возможна в таком виде. Что занятно, накануне отъезда посмотрела интереснейший материал:
Билли Кобэм. Интервью с джазовым ударником. Там же запись передачи «Антропология» с ним. Билли Кобэм - легенда и звезда со своей собственной техникой игры на ударных. Один из самых знаменитых приёмов его технического арсенала - игра одиночными ударами на высокой скорости.
Но что делает Джей! У него там целый мир. Как он приготавливается перед Unchain My Heart: тряпочку мягонькую светоло-жёлто-бежевую специальную на правый барабан постелил, взял вторую и - на левый. С левого в процессе скинул молниеносно. Мне вдруг подумалось, что рассказы Хью перед песнями просто необходимы. Для Джея это важная техническая пауза с его-то приготовлениями. На You Don’t Know My Mind достаёт спецбарабанчик маленький, которым он бьёт по левой ноге, а палочка только одна в правой руке, потом на проигрыше Винсента вниз нырнул - назад уже с палочкой вместо барабанчика, и отбивает ритм двумя как положено. Battle of Jericho начинает Джей. Хью - спиной к залу, но как Джей смотрит на него, вытянув правую руку с тремя маракасами, и вступает по команде Хью. А как у него звенит тарелка на Let Them Talk. Не бьёт по ней, а заставляет вибрировать между двумя барабанными палочками, что держит в правой руке буквой «V», а бубном, что в левой, лупит себя по груди с размаху! А бьёт бьёт палочками по тарелке, та раззвенелась обезумела прямо, а он правой рукой её останавливает, бах палочкой в левой глухо, отпустил и - на барабанах ритм двумя. И всё это - мгновения, доли секунды. Не удивительно, что он вытирается полотенцем постоянно. Бьёт по барабану палочкой, а у самого маракасы зажаты в этой же руке. На левой ноге шейкеры, он отбивает ритм, но и там успевает что-то менять, раз дополнительно маракас воткнул, потом вынул и на пол положил. Столько нюансов вносит. Глаз порой от него не могла оторвать. Прости Хью, и все поклонники Кевина, Винсента, Джин. А у Патрика фанаты-то есть?
Барабанные палочки Джея Беллироуза.
После возвращения группы на бис народ повалил к сцене, видимость перекрыли, ну и мы выдвинулись. Встали прямо напротив Джея. Оказались между парнем с тростью Хауса той, что с пламенем (не он ли был а Париже?) и колонкой. Нина говорит: «Джей помахал мне». Я смотрю, а он - на меня в упор и улыбается, и я ему помахала. И он мне. Шейный платок у него, как я хотела, чтоб не в галстуке был, а цвет тёмно-тёмно зелёный холодный и с крапочками, платок в кармане бардовый тоже холодный тёмный, потрясно по цвету и тону в сочетании. Стою, смотрю на музыкантов, видела как Джин Нину заметила и пальцем на неё показала (конечно, голова такая лежит на сцене, высота сцены ровно по подбородок оказалась, и руки над головой). Ничего не снимаю, конечно, улыбаюсь, и хлопаю так просто, не неистово, и танцевать не тянет совсем, расслаблено таю, словно в объятиях любимого. Народ фотографирует. И тут я соображаю - я забыла про Хью напрочь, словно нет его, мой взгляд, голова, нос, я вся - поперёк течения, руки такие с фотиками и мобильниками налево, как трава в реке. Я тоже развернулась по течению, увидела как Хью стоя доигрывал концовку Tangueray, потом встал на правое колено к микрофону, допел, «стукнулся о рояль» и упал. Всё, что я ухватила от Хью на последних двух песнях. Он встал, подошёл к микрофону, ботинки у Нининого носа, мне - коленки, смотрю на него. Кланяется, машет рукой, благодарит. Музыканты зашевелились, уходить. Я большими пальцами обеих рук Джею и Пилчу показываю «Во!» «Во! Классно!» Улыбаюсь так, что затылок заломило.
Хью кланяется, прощается, руками машет. Уходит.
И тут Джей вдруг - к нам и палочки держит на вытянутой руке. Я не думала, что он будет дарить, ну помахать, может, на прощанье поближе, Хью-то уже отошёл от микрофона к кулисе. Джей наклонился, лицо близко-близко, и палочки даёт Нине, а в палочки руки вцепились большие чужие. Меня так приплюснуло, что ничего не предпринимаю, стою, как истуканка и улыбаясь наблюдаю, словно не родная. Но Джей знал что делает, так палочки дёрнул от этих рук и указательным пальцем погрозил: «Не сметь!» Нина взяла палочки. Я не верю в произошедшее. Нина говорит, у неё тряслись ноги в этот момент. Джей помахал ещё раз именно ей. (Это есть на видео, как и Хью, что наблюдает момент дарения) Они уже скрывались в кулисе, и Джей обернулся ещё раз. Дальше я словно не из зала выходила, а ребёнка из под обстрела выводила. Левой палочки держу ниже Нининых кулачков крепко, правой её за плечо, и быстро-быстро на выход. Почему-то боялась, вдруг, отнимут, Джея рядом нет уже. Какая-то немка мне громко проговорила некий текст в лицо. Не поняла ни слова, неслась ракетой вон, на улицу. На площади перед Темподромом уже взяла у Нины палочки, она надевала джинсовую куртку, у меня кровь закипала, и я всё твердила: «Джей подарил нам свои барабанные палочки!» Трясла ими, барабанила небо радостно, у меня потекли слёзы, щёки мокрые, смеюсь, палочками в воздухе размахиваю. Безумная.
Нина: «Ребёнок рад, если мать так счастлива!»
Мужу звоню, он не ходил, кричу про палочки, договорились встречаться у итальянцев в ресторане. Нам идти пять минут, ему из отеля тоже. На перекрёстке даже его не увидела сначала. Он нас остановил. Палочками барабаню по нему: «Джей подарил нам свои барабанные палочки!» Потом мы хором ему тоже самое, будто другие слова забыли, только эти и можем говорить. У итальянцев взяли вина. Я звонила в Питер. Бармен пел. Нам прислуживали наперебой трое официантов. У меня был, наверное, сумасшедший, но не безумный блеск в глазах. И всё время улыбалась, прямо ушами чувствовала как широко. Кофе! Принесли кофе. Нина захотела фокачо. Фокачо! Фокачо. Эспрессо! Эспресо. Безумствовала долго. Не стану утомлять этими рассказами.
Я уж не знаю. Наверное, он её видел в центральном проходе партера. Мне нужны были крайние места. Поскольку пол ровный, любой человек перекроет Нине видимость. Край разбирали быстро, пока я пыталась выдать нас за чехов. Я провела нас с чешским адресом и страной CH. Всё прошло, деньги списали, по электронке прислали подтверждение. Билеты почтой. И тут я читаю: адрес, город, всё чешское, а страна - Швейцария (СН)! Я кинулась к
Lilita7, что консультировала меня по заказу на этом сайте. Та позвонила по горячей линии, за что спасибо ей огромное, и страну исправили. Так мы заделались чехами на сайте, куда им нельзя, а русским тем более.
Я брала правую секцию от центрального прохода, край. Хью за фортепьяно - великолепно, как на ладони. Все головы ниже его ботинок. А когда Хью у микрофона, ей спина зрительская. У меня был план, тихонечко выдвину Нину в проход на треть стульчика, чтоб ей было видно. Но кресла сцеплены оказались. Ха! А замок-то незамысловатый. Хью вышел. Я щёлк, Нину выдвинула. Она так и просидела весь концерт, только ещё вся вперёд тянулась, руками на коленки опираясь, а не на спинку стула облокачивалась. Хлопала и песни знает, конечно, в машине крутим всё время. Смешно ещё: Джей за бутылку с водой и Нина тоже, хза компанию словно. Джей приметил, поди. Всё-таки музыканты видят больше, мне кажется. Хотя Нина считает, что он узнал по нашему видео и что-то грячо говорил Пилчу, тот тоже махал Нине и улыбался. Занятны впечатления Нины от реакций музыкантов на неё: Джин - радость (это я сама видела, она махала амфитеатру и переводя взгляд на зрителей у сцены увидела Нину, пальцем на неё показывает, поёт при этом, что меня поражает в них, разговаривают между собой и играют), Пилч - весёлость, Хью - удивление, Джей - доброта и любовь.
Занятности.
Зрители разные, всех возрастных категорий. Много супружеских пар от 30-40. В партере во всяком случае. Все пьют пиво. Поголовно. Разливают с пулемётной скоростью. Пиво брали в зал. Фото ниже, это я под видом съёмки Нины сфотографировала зрителя с 0,5 пиво под стулом, что он припас на концерт, видимо.
Пилч был игрив более чем кто-либо из музыкантов. Когда Хью представлял группу, он кланяясь уронил шляпу с головы. Хью дёрнулся поднять, но нет, давай, мол, сам. Пилч наклоняется, но не до пола, типа никак. Хью ещё шаг к нему, и тут же от него. Пилч поднял, до головы донёс и счикнул назад. Зал хохочет, Хью опять было к Пилчу, но махнул. Пилч поднял сам и повесил на стойку.
Перед Winin' Boy Blues Пилч вышел, а потом за шляпой устремился назад, а контрабас-то с собой, такой забавный груз во время этих всех телодвижений. Хью неудомённо, куда, мол? Потом понял: «Ээ!»
Хью пиджак снял и бросил на пол, неожиданно для всех, Джин с Пилчем переглядывались и решают, как быть с пиджаком-то? Джин подняла, повесила. Женская забота.
Кто-то пару раз в зале слева в партере пискнул: Мystery.
Я подошла на саунд-чек около 14:30. Была ОДНА фанатка. Потом присоеденились трое и микросемья: папа с дочкой лет 13 на велосипедах с баночкам, ели. Всего было человек шесть. Я стояла особняком. Была абсолютно спокойна. Они, думаю, кинутся к Хью. И я спокойненько возьму Джея. Хотела сказать ему, что он - лучший и мой любимчик в банде, взять автограф
на этой страничке книги.
Хью всех обманул, заехал через пожарный проезд, симметричный служебному. Там его перехватили человека три. Наша группка бегом и на великах метнулась было туда, но не успели. Я подозревала, что так будет, но мне казалось уж слишком это по-партизански и не по-немецки - кeine Ordnung. Была одна ложная тревога, все побежали, а я подошла к охраннику, спросить, как приезжают музыканты. Он сказал, что возможно и так и так, куда подъедут сегодня, не знает.
Видела Чарли. Вышел с банкой и направился в автобус. Стояли два: один у поребрика, один заехал прямо к воротом в Темподром. Чарли набрал код (дверь на кодовом замке!) и скрылся в автобусе. Потом вернулся назад. Выходил курить. Стоял в тенёчке, меня видел. Мне показался он маленького роста. Штанцы у него прикольные, модные, наверное. Фотографировать не стала, хотя фотик был в кармане. Он у меня маленький, удобно от охраны прятать.
Не снимала. Не могу совмещать.
(У большого барабана там, где стойка крепёжная, овечья шкурка подложена.)
Сделала одно фото во время концерта.
И одно дрожащее видео. Почему-то это, вроде, самое незамысловатое, с позиции ударника,
но в руках у него те самые палочки.
Click to view
Зато теперь я знаю какие палочки у Джея.
7A GRETSCH HICKORY USA.
Причём как я поняла, 7A - размер.
После прошлогоднего концерта и приключения в Берлине мне казалось ничего более сильного по эмоциональному накалу я не испытаю в своей жизни. Но барабанные палочки Джея Беллироуза затмили всё произошедшее в прошлом году.
Пока ехала назад, насыпалось куча новостей про безумствующих фанатов и комментариев к ним. Хочется напомнить всем нам историю одной известной группы из Англии. Вот
на этом видео можно посмотреть на фанатов, отгороженных от музыкантов трёхметровой металлической сеткой, их реакцией и охотой полицейскими за прорвавшимися, вынос тел. Ну и песню послушать.
Спасибо за поиск видео по моей просьбе
motyletsve.
И
kirill_kuzmin за материал про Билли Кобэма.
А так же
mila_n_ista и
novemba за фото и видео берлинского концерта.
Материалы по концерту в берлинском Темподроме
здесь.
Капсы счастливого исторического момента из
видео от mj. Реакция Хью.
Здесь мой пост про Джея.
Здесь я прямым текстом призналась ему в любви.
и
Hugh Laurie - Unchain My Heart - классную съёмку сделал кто-то в Мадриде.