bird_rare оставила в моей уже
"уплывшей" записи несколько крайне интересных
комментариев. Поскольку запись уже ушла с передовой френд-ленты, а темы там обсуждались, на мой взгляд, важные, я решила ответить отдельной новой записью, заодно и указав уважаемым читателям, что они, возможно, пропустили.
Собственно, вопрос в том, почему я пишу только про то, что есть хорошего в американском образовании, и никогда - о том, что там есть плохого:-). Мне казалось, что я уже многократно отвечала на этот вопрос, но, возможно, слишком "политкорректно" :-). Так что, давайте, напишу еще раз - мне очень важно, чтобы в этом вопросе было понимание, потому что понимание именно в этом вопросе - одна из основных целей этого журнала :-).
***
Мне, как и всем нам, до моего отъезда в Америку все, включая живущих здесь бывших одноклассников, объясняли, как тут все ужасно, и как "надо самим дома учить, потому что в школе ничему не учат", и т.п. С чем я и приехала. И, как уже много раз рассказывала, постепенно выяснилось, что все совсем не так. И когда я увидела кучу всех этих простых и полезных вещей, мне захотелось ими поделиться, в первую очередь - с отечественными учителями.
И вот тут я обнаружила, что это практически невозможно сделать, настолько непробиваема стена предубеждения. Я сейчас пытаюсь вспомнить, когда происходил эпизод, о котором я собираюсь рассказать - кажется, в наш самый первый приезд в Россию, стало быть, в марте 98 года.
Мы с Игорем пошли в гости в его школу. У меня, конечно, на тему обучения детей-инвалидов больше всего новостей было, и его последняя классная была весьма вменяемая, на самом деле - просто чудесная учительница, она за пару лет до того перешла преподавать в интернат из обычной школы. Ну вот, пошли мы с Игорем в его класс, там все очень славно было, ребята его окружили, он на их вопросы отвечает, а я в уголочке с Тамарой Николаевной беседую. Рассказываю про индивидуальные учебные планы, про интегрированное обучение: Тамара Николаевна, а почему у нас так нельзя? Она мне: Вы все правильно говорите, я не знаю, почему у нас так!. А потом говорит: вы с Игорем сходите к завучу и директору, знаете, надо им "представиться", вот фотографии им какие-нибудь оставьте.
За несколько лет до того пару учеников интерната посылали на год в Америку по линии FLEX. И по этой причине мне пришлось выдержать большой бой за Игоря, т.к. моей маме очень долго и упорно объясняли, на что я обрекаю бедного ребенка, вот у них на год съездили, так там же ничему не учат, химии нет, физики нет, бедным детям потом все лето пришлось нагонять... (это, так сказать, в качестве предисловия :-)). Идем мы с Игорем к завучу-директору, такие все из себя примерные. Усаживаемся и ... завуч начинает нам рассказывать, как в Америке все плохо в школах :-))). Я, найдя паузу, вставляю: Вы знаете, вообще у нас в школе все в порядке: и физика есть, и химия, и математика на очень приличном уровне ... "Да?.. ну, значит, вам повезло," - говорит завуч, и - продолжает дальше :-))...
... Когда еще через несколько лет я стала приезжать уже для встреч с родителями и студентами в Герценовский, я как-то позвонила Тамаре Николаевне, рассказала, что вот такое мероприятие будет. Оказалось, она уже ушла на пенсию, с внучкой сидит. Я спросила: а может, кто-то еще из учителей из интерната заинтересуется? Она ответила: что Вы, там никтоничем не интересуется!...
***
Так что вот одна проблема - негатива столько, что уже слушать что-то другое не хотят. Вторая проблема - в тех случаях, когда "используют зарубежный опыт", его интерпретация очень часто напоминает студенческие конспекты (это я имею в виду, что самое страшное, что я в своей жизни видела - это конспекты моих собственных лекций, которые студенты приносили на экзамены :-)). По этой причине я по многу -многу раз возвращаюсь к темам:
- выбор предметов в школах
- тесты в качестве инструмента проверки знаний
- тесты для поступления в ВУЗы
- проекты
-портфолио
Все эти вещи в той или иной степени внедряются, но как-то ... "особым путем" :-). Я почему, собственно, решила перепостить без обработки
обсуждение про проекты с Мариной Мулиной, потому что там очень хорошо это все видно (а ведь она - очень хороший учитель из оченьхорошей школы - и видно, с какими трудностями ей пришлось столкнуться).
***
За все 12 лет, который я активно занимаюсь популяризацией образовательных методик, достаточно стабильно наблюдаю на сотню высказываний "как все ужасно в американских школах" одно высказывание "слушайте, а ведь все нормально, что все ругаются?". Причем вот что интересно. Вот все знают, что по итогам международных тестов самыми "успевающими" считаются финские школьники, и, соответственно, финская система образования - самой хорошей. Я уже говорила, что я одно время по своим шкурным интересам узнавала всякие детали про финские школы. Смотрела на конкретные школы, на конкретные программы, разговаривала с родителями. И пришла к выводу, что с точностью до понятной разницы в предметной части программ (другие акценты по истории и литературы, большее внимание к иностранным языкам в Финляндии), в общем-то, хорошие американские школы практически не отличаются от финских. Просто в Америке гораздо больше разнообразия :-). Я подозреваю, что если Соединенные Штаты разбить на графства, сравнимые по населению с Финляндией :-), и протестировать школьников по -отдельности :-)), довольно большое количество районов окажется на высоте. Но люди склонны мыслить штампами...
***
Я знаю, что в подавляющем большинстве случаев недовольство наших граждан бывает вызвано тем, что "тут все по-другому", а раз по-другому, значит - хуже. И я - не исключение. Я ровно также сначала думала. Поэтому когда я рассказываю о том, что мы нового-интересного подчерпнули из американских школ, я рассказываю о том, какое у меня было первое впечатление, и как оно потом менялось, и под влиянием чего менялось. На данный момент, когда все дети уже отучились, и когда я уже видела полный цикл обучения, осталось очень мало вещей, которые бы мне не нравились. Есть вещи, которые остались несколько "непонятными" и поэтому "раздражающими", но их - капля.
А то, что мне кажется проблемами, особенно если я вижу, что эти проблемы в той или иной степени общие для России и Америки - об этом я пишу, много и часто. Это, например
- критерии оценки учителя, в частности - их связь с результатами тестирования
- обеспечение равных возможностей доступа к качественному образованию
- не совсем школа, но вот
тема, затронутая в последнем TIME - я еще раз перечитала статью, и планирую написать о ней более подробно, если пальчики не отвалятся :-)
- ну и по мелочам, типа позднего начала обучения иностранным языкам, отсутствие ботаники и географии и т.п. Но это последнее - все же гораздо более мелкие проблемы.
Вот :-).