Большинство трудностей, с которыми столкнулся Игорь, были вызваны различиями в школьном образовании, которые я описывала
вот в этой статье. (вернее, это не моя статья, это пересказ меня не мною:-), поэтому не пугайтесь, стилистика не моя. А ссылаюсь я на последний раздел, "Дисциплина по-американски"). Ему было сложнее, чем мелким, еще и потому, что он приехал, уже проварившись к тому времени пять лет в отечественной системе.
В статье я писала, по сути, об известном факте, что "строгость законов компенсируется необязательностью исполнения". Так вот, первая группа трудностей была связана с поведением и дисциплиной. Первое, кажется, что Игорь сделал в школе Gray Sanborn - это в время большой перемены пошел исследовать территорию за пределами школьного кампуса :-). Это было совершенно немыслимым ЧП, и ладно, что мне не пришло в голову его заранее предупредить, что тут так нельзя, но мне было практически невозможно ему объяснить постфактум, что это действительно нельзя делать.
Вообще вот эта простая идея, что "что нельзя, то действительно нельзя", она, как мне кажется, не привилась у Игоря почти до самого окончания школы :-). Т.е., даже у Влада, всю жизнь пытавшегося переделать Вселенную под себя, это было не так остро На нее мы натыкались постоянно, но это уже отдельная история.
Вторая группа проблем - академические. Я предполагала, что если человек закончил в Питере 5ый класс, то (да-да, тогда я еще была в состоянии "советское образование - лучшее в мире"), так вот, я считала, что последний месяц пятого класса здесь как раз уйдет на адаптацию, язык и т.п., а предметы вроде как уже все "закрыты". Ага. С каким предметом нам пришлось сидеть ночами? Ни за что не угадаете - с математикой! Причем не то, чтобы какие мелочи, типа того, что деление в столбик не так записывается, а какие-то концептуальные пропуски. То есть, у него к концу пятого класса вообще не было введено концепции графика, а в школе народ их вовсю строил, и нужно было, кажется, к каждой задаче строить график решений. Оказалось, что мои методические навыки не так уж и хороши, и я совершенно бездарно плавала в объяснениях, злилась и негодовала...
Следующая проблема возникла позже, в 6 классе, когда Игорь уже освоил язык и мог, по идее, выполнять задания по истории и биологии. Это мы, как бы, считаем, что растим творческие личности. На самом деле, я-то так не считала, я еще в то время, как сама училась, очень хорошо понимала, что самостоятельно думать нас учат только на математике, и то потому, что училась в физ-мат школе :-). А на остальных предметах я помню свой собственный ужас перед необходимостью написать хоть что-то "из головы".
Так вот, Игоря, который вроде как любил историю, абсолютно ставили в тупик вопросы, ответы на которые не давались в тексте учебника, вопросы, которые предполагали, например, связать историческое событие с современностью, провести аналогии.
Ну и еще одну проблему создала я сама, своими руками. Опять же, руководствуясь отечественным стереотипом, что "математики много не бывает", и что "в Америке математике учат плохо", каждый раз, когда возникал вопрос, в какую математику записывать Игоря (он едва-едва тянул на троечку), я говорила, что пусть лучше тройки в сильной программе, чем пятерки в слабой. Это безобразие пресекла учительница матанализа, кажется, уже в 12-ом классе, но и я сама к тому моменту поняла, что это Игорь потянуть не в состоянии :-). Ну и есть у меня такое подозрение, что если бы я его так не тянула через математику, толку было бы больше...
Следующую группу проблем следует обозначит, как "социальные", но об этом - в следующий раз.