Не филонить!

Jul 26, 2015 22:39

Начинаю отвечать по списку. Мне показалось, что наибольшим "спросом" пользовался вопрос про то, как я научилась "не филонить".

Тут любопытно то, как мы на этот вопрос во вчерашнем разговоре вышли. Началось все с разговора об образовании. Я рассказывала про то, почему в американских вузах нельзя ничего не делать целый семестр, а потом сдать экзамен и получить "отлично" (конечно, так не только в американских вузах, и во многих других странах, и более того, есть немалое количество отечественных вузов, где дела обстоят похоже).

Я рассказала, как формируется семестровая оценка, как без сдачи всех работ нету допуска на экзамен, как каждая активность в течение семестра "стоит" какой-то доли в итоговой оценке. Рассказала, что точно такая же система в старшей школе, что вся экзаменационная сессия - это одна неделя, каждый день что-то сдавать, а то и по два предмета в день, и что надо знать не счастливо выпавший билет с тремя вопросами, а весь материал. Рассказывала я все это, и мы согласились с тем, что когда в старшей школе и вузе такая система, то это помогает формировать привычку к систематической работе, а не откладывать все на последний момент, и потом бороться с неумолимо надвигающейся финишной линией.

Меня спросили - а вот как же я, я же так же училась, и вроде как все ничего получилось. И я ответила, что я считаю, что этот способ обучение, вкупе с хрестоматийным "вязанием шарфиков на работе", которое я успела застать, повлиял на мою рабочую этику и умение концентрироваться очень отрицательно.

А еще точнее - я очень долго совсем не умела этого дела. На моей самой первой работе после окончания университета этого всего, вообще говоря, не требовалось. Если иногда что-то делала, то и хорошо. После этого я работала в Университете, причем не на кафедре, а в НИИ, и там тоже никто-ничего, это было одно из очень немногих мест, где был свободный график, которым люди злоупотребляли направо и налево. Те, кто хотел работать - работали. Те, кто не хотел - не работали от слова совсем. В нашей лаборатории работавших (и появляющихся на работе) было меньше половины. Да, и при этом я считала, что работать умею, потому что я что-то хотела делать и делала. Периодически.

Прозрение наступило даже не во время перестройки, а после путча. Во время перестройки были программистские кооперативы, в которых платили бешеные деньги за то, что я что-то делала в нерабочее время, и мне показалось, что вот теперь я знаю, как работать. А после путча оказалось, что "просто зарплат" больше нет, и что для того, чтобы были хоть какие-то деньги на жизнь, надо искать дополнительные заработки и реально работать.

Так вот, все это длинное предисловие было к тому, что несмотря на то, что на тот момент (начало 90-х) от того, насколько я смогу не филонить, а делать дело, зависело то, будут ли у меня хоть какие деньги, несмотря на абсолютно реальную перспективу остаться без средств к существованию, если не соберусь, несмотря на все это... получалось далеко не всегда.

"Паралич воли", невозможность начать делать дело, один раз привели меня к тому, что я полностью завалила (грубо и тупо не сделала) проект, который Б. раздобыл для нас обоих, и где у нас были четко обозначены участки работы, кто из нас что делает, и главное, я боялась признаться, что день проходит за днем, а я все так и не начинаю делать...

Это одна из тех историй, про которые я не могу вспоминать без стыда и сейчас, через более чем 20 лет...

Я считаю, что я полностью смогла побороть это мое свойство только в Америке, и то не сразу. Вернее, сразу, с самого первого дня, стало ясно, что тут надо работать. По 9 часов каждый день. И никуда не скрыться:). Небольшой стартап, все видно и все слышно, твоя работа нужна здесь и сейчас, сию минуту, нужна тому, кто сидит рядом с тобой. Я помню до сих пор, как было состояние почти обморока от того, что надо было целый день работать. Тогда я впервые почувствовала, как оно вообще. Какие ощущения :)

Я не могу сказать, чтобы я излечилась раз и навсегда. Возврат к состоянию "проще всего ничего не делать" бывал несколько раз. Не хочу, чтобы это выглядело отмазкой, но - среда способствовала.

- когда главное - отсидеть "часы"
- когда руководство закрывает доступ на социальные сайты
- когда инициатива наказуема...

В общем, всегда, когда оценка твоей работы - формальная и как-бы-чего-не вышло, это провоцирует такую вот нога за ногу работу...

Сейчас я не могу себе представить, чтобы я отвлекалась на что-то и не делала то, что надо делать. По одной простой причине: то, что мне надо делать, надо - мне. Больше, чем кому бы то ни было другому. Поэтому даже не приходится брать себя за шкирку и заставлять...

question, work

Previous post Next post
Up