В процессе ответов на
вопросы про школу я обнаружила, что мне только казалось, что я рассказывала где-то в одном месте про школьную программу. Оказалось, как обычно, что россыпью в нескольких местах.
Поскольку в отечественной прессе не утихают споры о специализации, о ненужности математики :-) и прочих аналогичных материях, да к тому же постоянно ссылаются на Америку - кто положительно, а кто - отрицательно :-), я решила, что имеет смысле еще раз собрать все (или почти все) ответы и ссылочки в одном месте. И здесь же можно продолжать задавать вопросы.
Начнем с того, что требования к окончанию школы и к поступлению в ВУЗы, вообще говоря, разные, хотя это не значит, что школьных знаний недостаточно :-)
Наш основной источник информации - вот этот вот
curriculum guide нашего роно. В нем описаны все требования, все курсы, какие преподаюся в школе, и то, в каком порядке их можно брать.
Понятие "класс" в американской старшей школе означает нашу "параллель", то есть, "класс 2009" - это все, кто этой весной заканчивает школу. Таких будет 567 человек. У каждого ученика в школе - свое индивидуальное расписание, одинаковое на каждый из пяти дней недели. Расписание помогает составлять куратор; на каждого куратора приходится примерно по 200 учеников. Кураторы не преподают, они только помогают составлять расписания и разруливать разные проблемы, как академические, так и личные :-).
На странице 6 расписаны требования к окончанию школы, а на странице 7 - требования для поступления в колледж (по трем группам колледжей).
Итого, для того, чтобы окончить школу хоть как-то , минимальные требования: 4 года английского (это литература и язык в одном флаконе), три года математики (обязательно один курс уровня 11 класса, можно по списку посмотреть, что это значит, и это новое требование); четыре года физкультуры; два года естественных наук (обязательны биология и физика, на химию можно забить, если никуда не собираешься поступать), один год либо иностранного языка, либо прикладного предмета, либо художественного, полгода "обучения потребителя" и полгода "здоровья", год - история США, год - обществоведение и полгода вождение. Кроме того, сумма "академических предметов" должна быть 18 штук за 4 года, что, учитывая добавку физкультуры и вождения дает примерно по 5 уроков при 5-дневной учебной неделе.
Для поступления в "нормальный" колледж требуется не только, чтобы математики было как минимум три года, но и то, чтобы доучились до тригнометрии. Обратите внимание: это требование не к технарям, а вообще ко всем, кто собирается поступать в университет. В естественных науках обязательно изучение и физики, и химии, и биологии; истории и обществоведения должно быть не меньше трех лет, иностранного языка - не меньше двух лет.
На странице 9 расписаны learning goals, то есть то, что в современном отечественном образовании называют компетенциями.
Например, по английскому выпускник должен:
- читать бегло и с пониманием прочитанного
- читать и понимать литературные произведения, относящиеся к разным эпохам, обществам и идейным направлениям
- уметь письменно излагать свои мысли на разные темы
- уметь эффективно слушать и разговаривать в разных ситуациях
- владеть языком в объеме необходимом для получения и передачи разнообразной информации
Это не значит, что все должны овладеть языком в одинаковом объеме. Как минимум, все приходят в школу с разными знаниями и умениями (и перед началом 9 класса все будущие ученики проходят в школе специальный тест, который дает объективную оценку того, "кто где находится"). На страницах 26 и 27 нарисована схема: с какого курса ученик может начать изучение английского в 9 классе, и в зависимости от этого - какие курсы будет брать дальше. Как видите, можно начать с пяти разных уровней, и на пяти разных - завершить в 12 классе. Каждый курс, который на этой схеме упомянут, описан более подробно на страницах с 28 по 34. Заценили, сколько их? Аналогичная схема для математических предметов приведена на странице 40, и дальше с 41 по 44 страницу - описание каждого курса.
Так что, несмотря на свободу выбора и огромное количество предметов, на самом деле, выбора как такового очень немного. Все без исключения должны учить математику, писать сочинения и сдавать тест по Конституции США :-).
***
По этому посту мне было хотелось получить feedback, особенно от тех читателей, которые сюда пришли не с Интер-Педагогики: это интересно-полезно-помогает-чему-нибудь? Нужно более подробно/менее подробно/про другие аспекты?