Все памятные вещи, что у меня остались от Дедушки поместилось вот на этой фотографии:
На фото: статья в газете о моих Дедушке и Бабушке, Орден Красной Звезды, Два ордена ВОВ, выглядывает кусочек медали за победу над Германией, удостоверения, одно из них мне особо дорого - Мастер вождения танков в том числе ИС-2, ИС-3, Т34, ИСУ-152... Воевал он, в основном на ИС-2...
Историю человека, которого дважды представляли к званию Героя Советского Союза я расскажу вам, с вашего позволения.
Василий Александрович (1919-1990) был призван в РККА за два года до войны, это во многом поспособствовало тому, что он сумел закончить ее в 1945 в Берлине, так как с призывом не был отправлен на фронт с первого дня, а отправился в военное училище.
Судьба уберегла его от самых страшных дней войны, дней отступления, дней поражения, дней взятия врагом родных мест, городов и поселков.
Не знаю какой ангел-хранитель был приставлен к нему, но покинуть три горящих танка ИС-2 механику водителю, который эвакуируется в последнюю очередь это не так то просто.
Служил он в полку прорыва на одном из Белорусских фронтов, весь состав машины был офицерским, им доводилось прорываться вглубь и там устраивать ад, он не сильно охотно это вспоминал... но бывало рассказывал страшные истории о том, что противника уничтожали не только огнем, но и гусеницами... с последующей отмывкой их от фрагментов людских тел...
Перед боем, всем давали по 100 грамм чистого спирта, он свои не пил - не столько от нарушении координации, сколько от того, что притуплялось чувство страха, которое очевидно и спасало.
Как я уже говорил, его экипаж три раза покидал горящий танк, один из эпизодов пересказывается в нашей семье за каждым застольем:
... они были под сильным обстрелом, контужены, был ближний бой с применением стрелкового оружия, выжили механик водитель (Дед) и командир, но командир передвигаться не мог. Дед пытался его оттащить от горящей машины, когда услышал "хенде-хох" и клацанье затвора - замер. На него смотрел ствол пистолет-пулемета и голубые глаза арийца. Не знаю проносилась ли его жизнь перед глазами, но дед мой был не из пугливых, а еще не забывайте об ангеле, у немца ствол дал осечку... У деда был личный ТТ, немец не захотел проверять даст ли он осечку и поднял руки....
... А теперь представьте себе картину, когда в расположение полка прибыла процессия - здоровый как бугай немец несущий на плечах командира танка, а за ними мой дедушка (1,62 ростом) ведя на прицеле фашиста.
В общем на Героя Советского Союза его подавали два раза, но один раз штаб разнесло к чертям, а второй раз штабистка уничтожила документы за то, что дед вступился на товарищеском суде за ее мужа(своего друга) с которым та разводилась...
Дед мой был очень мирный человек, ненавидящий армию и войну, он нигде и никогда не протестовал против несправедливости по отношению к себе (по поводу данных случаев), награды для него значили не много, как только наступил мир он рвался домой в родное село, он всячески протестовал против продвижения в звании и должности, но по другим обстоятельствам ему пришлось еще послужить несколько лет, так как с первого же отпуска он приехал в часть уже с невестой - Моей Бабушкой.
Вера Ивановна (1926-2007), в один из поздних весенних дней 1941-го года отправилась с женой своего брата к нему в Ленинград. Брат ее - Григорий Иванович был замполитом, не помню, в какой части, в их планах было гостить у брата и, возможно, устраивать свою личную жизнь в Ленинграде...
22 июня, вечером она уже сидела в поезде, в котором планировала вернуться в родное село на Житомирщине вместе с женой брата и двумя маленькими детьми... Гриша обещал им, что тоже скоро приедет в село, как только быстренько разобьют фашистов.
Домой она вернулась весной, в 1945-м. Она часто рассказывала о первых днях войны, о поезде, который выехал в сторону Киева, но оказался за Уралом, о бомбежках, о работе на заводах в тылу - на фрезеровочном станке, о верблюдах, которыми она (15-17 летняя девочка) погоняла, о бандитах и шпане в Саратове, о болезнях... Вспоминая ее историю, понимаешь то, что мы не знаем в полной мере что значит тяготы войны... к большому счастью.
Когда ее отпустили на недели две в отпуск и она приехала в село (в 10 километрах от села с которого родом дедушка), ее мама (моя прабабушка) поставила жесткое условие - назад в Саратов ты не вернешься. Это был типичный сельский матриархат, но Бабушка не могла не послушать свою маму. Даже не смотря на трибунал и заочный приговор к высшей мере. Да, завод покидать во время войны нельзя.
Когда в семье поняли, что случилось, Бабушку решили спрятать в доме ...Дедушкиной мамы, так как сестра моего Деда была замужем за Бабушкиным братом (Иваном).
Когда Дедушка приехал к себе домой в первый послевоенный отпуск, его обрадовали тем, что в доме его уже ждет невеста и ее не только надо взять в жены, но и спрятать куда подальше... А где спрятать? Правильно - в Германии!
Несколько лет они жили в Потсдаме, потом в Ростоке, потом еще в Белоруссии, дело с трибуналом удалось как то замять (амнистия и все такое) и они вернулись домой в родное село.
Как уже говорил ранее Дед не был военным до мозга костей, он не любил армию, он любил крестьянский труд, его идеалом была семья, дети, хатынка, сад, огород... Он работал Главой Сельского Совета, Начальником Автоколонны, принимал участие в ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте в 1967-м, был награжден квартирой от которой отказался в пользу пострадавших.
Вышел на пенсию и... его не стало в 1990-м.
Мы часто беседовали с Бабушкой на тему, как бы Дед перенес развал СССР, зная его она говорила, что не вынес бы... И я задаю себе вопрос, а что же бы он сказал сейчас?
Приличных ответов у меня нет...
В этот день, вспоминая своих родных, которые воевали, я хочу поздравить всех, кто причастен к победе и их потомков. Не забывайте о цене, которую пришлось заплатить человеческими жизнями за амбиции некоторых лидеров государств.
А я помню, Дедушка, помню и горжусь!
Слава Украине, Героям Слава!