Оригинал взят у
impressionante в
Бытовой инфантилизм Во многих письмах меня просят поподробнее рассказать о «симптомах» инфантилизма. Слово симптом обычно употребляется, если речь идет о заболевании. Я бы заменила его на слово: «признаки». Подробно об этом мы будем разговаривать на семинаре 17 марта. Сегодня же я могу дать только очень короткий экскурс по этому явлению, который мы назовем «БЫТОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ» (Назван так, чтобы отличить от инфантилизма, который относится к душевным расстройствам - так сейчас называют некоторые формы задержки психического развития.)
---------------------------------------------------------------------------
БЫТОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМ
«Он веровал без колебаний, что ему предстоит все, что только бывает на свете. Он веровал в это так же, как в то, что никогда не умрет. Все будет перепробовано, все изведано в жизни, не имеющей конца»...
Вера Панова «Сережа». Герою книги 5 лет.
«Гэтсби верил в свет неимоверного будущего счастья. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда - завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…»
Ф.С. Фицджеральд. Роман «Великий Гэтсби» Герою книги за 30…
Из (условно!) 20 признаков бытового инфантилизма я опишу сегодня лишь несколько. Тема эта уж больно… обширная!
***
Итак, начнем с того, что ребенок живет на биологической доминанте (что это такое подробно узнаем на семинаре 17 марта). Если говорить совсем грубо, то это означает, что Мать-Природа велит ребенку на данном этапе - выжить. Это его главная задача. И он старается взять, получить, если надо - урвать свое от мира! Подобный эгоцентризм для раннего возраста нормален, он относится к законам природы - ведь естественный отбор никто не отменял!
Этим эгоцентризмом объясняется многое. Например, совсем маленький ребенок воспринимает мир на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Ему мокро, или холодно, или он хочет есть, или у него что-то болит - и он оповещает об этом окружающих своим криком - громким, требовательным, иногда злобным. Ему глубоко «наплевать», что мать, например, очень устала и не может обслужить его так быстро, как ему бы этого хотелось. (Собственно, ему это никто и не вменяет в вину!) При этом ребенок ожидает от матери, что она чувствует его дискомфорт, его голод, короче говоря - его потребности, как свои собственные. Дети постарше впрямую проговаривают это: «Я тут боялся, а ты не пришла!»
Но вот человек вырастает… Ему уже 20… 30… 40 лет, а он продолжает ожидать, что окружающие люди должны (просто обязаны!) понимать его чувства и (желательно!) угадывать мысли.
И хоть тресни - на первом месте (заодно на втором и третьем) для него остаются собственные переживания… его печали и радости… его кайф… его покой…и т.д.
***
По этому же принципу строятся и отношения с людьми. Главный вопрос, который занимает ребенка: как МНЕ! Как мне сейчас в этом месте, с этими людьми: хорошо - плохо, скучно - весело, интересно - не интересно. А вот как людям со мной - весело или скучно, интересно или нет - эти вопросы его не тревожат. Простой пример: вот ребенок (дошкольник) пришел в гости к товарищу. Повел себя так гадко (например, развалил общую игру), что его в следующий раз не пригласили. Он обижен на это, но анализировать свои действия он не будет. Он этого попросту не умеет! Еще не сформировано абстрактное мышление, еще не работают причинно-следственные связи. Вопросы: «что будет вследствие тех или иных моих действий? Чем это все может кончиться» - перед ним не встают. Это нормально - для данного возраста.
А если человек уже не дошкольник? Если несколько (или намного) старше, а для него до сих пор главным остается вопрос: как МНЕ, но не - как со мной? Это беда и для него и для окружающих…
***
Мы хвалим маленького ребенка за попытку что-то делать самостоятельно - например, есть или одеваться. Даже если он облился супом, надел башмаки не на ту ногу, а на шнурках получился узел - мы его радостно хвалим. Потому что мы оцениваем не результат, а стремление! Эти внимание и поддержка (Берн называет их «поглаживаниями») необходимы ребенку - удовольствие, которое он получает от поглаживаний является одновременно стимулом к дальнейшему развитию.
А теперь представьте себе, что взрослый человек ждет, что его будут постоянно уговаривать, вдохновлять, поддерживать, мягко контролировать, а, в общем-то, заставлять делать нечто - нужное, прежде всего, самому этому человеку!
Дело в том, что ответственность не свойственна инфантам (даже за себя, даже за свою жизнь она внутренне не признается). Хорошо бы пришел кто-нибудь сильный и умный, и отвел в правильное место, где «щастье» можно будет черпать большими ложками!
Что касается результатов деятельности, то как бы халтурно или откровенно плохо это не было сделано, желательно чтобы их оценили со знаком плюс. Ну, хотя бы за то, что проявил хоть какое-то усилие. (Сколько раз за свою жизнь я слыхала от разных людей: «Но я же старался! Почему, почему они не довольны??»)
Есть и еще одна крайне неприятная черта, свойственная инфантам - собственные ошибки они искренне переадресуют другим людям... Виноваты - ОНИ! Кто? Да все!!! Окружающие - что вовремя не засекли «косяк», не предупредили, не помогли; родители -не додали тепла; государство - не обеспечило; время - родился бы в другой стране, в другое время…вот тогда бы…!!!!
Продолжение следует.